Бендерская Ольга Борисовна
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие анализа как метода познания и как раздела наук, его связь с другими методами познания.
2. Понятие экономического анализа как науки и как функции управления.
3. Место экономического анализа в системе экономических наук, его связь с другими науками.
4. Сущность и содержание экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты.
5. Принципы и задачи экономического анализа.
6. История и современное состояние экономического анализа.
7. Всеобщий метод экономического анализа и его особенности.
8. Система методов экономического анализа (общая характеристика).
9. Методика экономического анализа.
10. Информационные источники экономического анализа.
11. Подготовка исходной информации и оформление результатов анализа.
12. Общая характеристика неформализованных методов анализа.
13. Виды экономических показателей.
14. Разработка системы показателей и методы чтения бухгалтерской отчетности.
15. Виды графиков и диаграмм.
16. Табличный метод.
17. Общая характеристика формализованных методов анализа.
18. Метод сравнения. Причины несопоставимости показателей.
19. Способы приведения показателей к сопоставимому виду.
20. Методы расчета комплексной оценки и их назначение.
21. Балансовый метод.
22. Виды относительных величин.
23. Виды средних величин и их использование в анализе.
24. Группировки: назначение, виды, методика построения.
25. Методы анализа рядов динамики.
26. Индексы и их использование в экономическом анализе.
27. Общая характеристика экономико-математических методов.
28. Понятие и классификация факторов.
29. Содержание и виды факторного анализа.
30. Виды детерминированных факторных систем.
31. Экономическая и математическая постановка прямой задачи факторного анализа.
32. Метод цепных подстановок.
33. Индексный метод факторного анализа.
34. Метод абсолютных разниц.
35. Метод относительных разниц.
36. Интегральный и логарифмический метод.
37. Классификация видов экономического анализа.
38. Особенности предварительного и последующего анализа.
39. Содержание и разновидности анализа хозяйственной деятельности предприятия (АХДП).
40. Организационные формы АХДП.
41. Особенности внутреннего и внешнего анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Словарь терминов и сокращений
А
Автоматизированное рабочее место (АРМ) экономиста-анали-тика – совокупность технических, информационных и программных ресурсов, обеспечивающих автоматизацию аналитической работы.
Активы организации – имущество, совокупность материально-вещественных ценностей и прав, источник будущих экономических выгод. Выделяют два вида активов: внеоборотные активы, используемые в течение длительного времени: средства труда, необходимые для производства товаров и услуг; нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и пр.) и доходные вложения в материальные ценности и финансовые инструменты; оборотные активы, срок использования которых ограничивается одним годом (или одним операционным циклом): предметы труда, средства в расчетах, деньги и денежные эквиваленты.
Аналитический баланс – аналитическая таблица, составляемая на основе бухгалтерского баланса для оценки таких факторов формирования финансового состояния организации, как структура активов и пассивов. В аналитическом балансе объединяют однородные статьи и приводят показатели динамики, структуры и динамики структуры активов и пассивов.
Аналогия – прием теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.
АРМ– автоматизированное рабочее место.
Ассортимент продукции – перечень наименований выпускаемой предприятием (или продаваемой) продукции с указанием объемов по каждому ее виду.
АХД– анализ хозяйственной деятельности.
АХДП– анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Б
Балансоведение– наука о балансе как об информационной модели хозяйствующего субъекта. Изучает логику и принципы построения, чтения и анализа бухгалтерского баланса.
Банкротство – 1) (юридич.) признанная арбитражным судом финансовая несостоятельность, неспособность выполнять свои обязательства и обязательные расчеты; 2) (экономич.) состояние хронической неплатежеспособности.
Бизнес-план – подробный, четко структурированный документ, описывающий цели, которых нужно достичь в результате реализации плана; задачи, которые необходимо для этого решить; способы достижения поставленных целей и ожидаемые значения технико-экономи-ческих показателей объекта планирования (предприятия, отрасли, проекта). В бизнес-плане содержится оценка текущего состояния объекта планирования, его сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений; анализ рынков и другая информация.
Бухгалтерский баланс– основная форма бухгалтерской финансовой отчетности организаций (форма № 1 по ОКУД), в которой сведены остатки по счетам учета активов и пассивов в денежной оценке на начало и конец отчетного периода. Составляется периодически через равные промежутки времени (квартал, год).
В
Вероятность – возможность получения определенного результата; математическая, числовая характеристика степени возможности появления какого-либо события.
Внеоборотные активы – имущество организации, которое: имеет срок службы более одного года (или более одного операционного цикла, если он составляет более одного года); используется в экономической деятельности; способно приносить экономические выгоды. Обеспечивают статическую составляющую экономической деятельности организации: имущественную базу и условия для осуществления деятельности. См. также активы.
Г
График – графическое изображение числовых величин и их соотношений в определенной системе координат посредством точек или линий. Позволяет увидеть пределы изменения рассматриваемых показателей, колеблемость их значений, закономерность изменений и т. п.
Д
Дедукция– цепь умозаключений, связанных отношением логического следования от общих утверждений (аксиом, постулатов, гипотез) к частным следствиям. Противоположность индукции.
Диаграмма– графическое изображение числовых величин и их соотношений в определенной системе координат посредством таких изобразительных средств, как столбики, полосы, сектора круга, различные фигуры. Позволяет увидеть пределы изменения рассматриваемых показателей, колеблемость их значений, закономерность изменений и т. п.
Диалектика– теория и метод познания явлений в их движении, изменении, развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Противоположна метафизике.
Доходы организации – увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) уменьшения обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников). Доходы предприятия включают выручку от продаж произведенной продукции и поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг (доходы от основной деятельности) и прочие доходы (полученные проценты и дивиденды, доходы от участия в других организациях, от продажи или сдачи в аренду имущества и т. п.).
Ж
Жизненный цикл товара – протекающий во времени процесс развития продаж товара (продукции, работ, услуг) и получения прибыли. Состоит из четырех этапов: выведение товара на рынок, рост продаж товара, этап зрелости, этап упадка.
З
Заемный капитал – часть совокупного капитала организации, средства финансирования деятельности, юридически организации не принадлежащие и полученные на возвратной и, как правило, на платной основе: полученные займы и кредиты, кредиторская задолженность, средства от размещения заемных ценных бумаг. См. также обязательства организации.
Запасы – часть оборотных активов в виде денежных, материальных или нематериальных ценностей. Являются необходимым условием обеспечения экономической деятельности организации. Включают запасы сырья, материалов и др. аналогичных ценностей; запасы товаров для перепродажи; запасы незавершенного производства; запасы готовой продукции; расходы будущих периодов и прочее.
И
Инвестиции – вложение капитала во всех его формах в различные объекты (инструменты) хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, а также достижения иного экономического или внеэкономического эффекта; базируются на рыночных принципах и связаны с факторами времени, риска и ликвидности. Различают капитальные и финансовые инвестиции.
Инвестиционный анализ – разновидность анализа, которая используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности.
Индукция– умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Противоположность дедукции.
Инновационная деятельность предприятия– процесс нововведений в области технологий, техники, ассортимента продукции, организации производства и труда, а также в области управления.
Источники финансирования деятельности организации – см. совокупный капитал.
К
Капитал организации– см. совокупный капитал.
Качественный анализ – разновидность анализа, основанная на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов. Противоположностью качественному анализу является количественный анализ.
Классификация – узаконенная, общепринятая, нормативная группировка (устойчивое разграничение объектов); основывается на самых существенных признаках, которые меняются очень мало.
Количественный анализ – разновидность анализа, которая базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Противоположностью количественному анализу является качественный анализ.
Контроллинг – функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, а также концепция управления деятельностью предприятия, направленная на координирование и интеграцию различных подразделений предприятия по достижению его оперативных и стратегических целей.
Кредитоспособность – характеристика финансового состояния заемщика, частный случай платежеспособности: способность выполнить все условия кредитного договора (своевременно возвратить взятый кредит с уплатой причитающихся процентов и прочих платежей).
Л
Логистика – наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоков в различных системах.
М
МАР– метод абсолютных разниц.
Метод – способ применения совокупности познавательных средств.
Метод «затраты – объем – прибыль» – метод маржинального анализа, CVP-метод.
МОР– метод относительных разниц.
МЦП– метод цепных подстановок.
Н
Налоговый учет– система обобщения информации о деятельности организации для определения баз налогообложения. Регламентирован Налоговым кодексом, унифицирован, результаты в виде налоговых деклараций открыты для руководства и представителей налоговых органов.
Несостоятельность финансовая – см. банкротство.
О
Оборотные активы – имущество, использование которого осуществляется предприятием в пределах одного года (или одного воспроизводственного цикла, если он составляет более одного года). Обеспечивают динамическую составляющую экономической деятельности предприятия – поток материальных и денежных ресурсов. См. также активы.
Обязательства организации– существующая на отчетную дату задолженность организации, погашение которой приведет к оттоку ресурсов. Отражаются в бухгалтерском балансе, только если существует вероятность будущего оттока ресурсов, и величина такого оттока может быть надежно измерена. Различают долгосрочные (со сроком погашения более одного года) и краткосрочные (со сроком погашения в течение одного года) обязательства. См. также заемный капитал.
Оперативный учет – разновидность хозяйственного учета, призван решать задачи внесистемного характера путем текущего наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами непосредственно в ходе их осуществления.
Основные средства– часть внеоборотных активов организации, материальное имущество, обладающее следующими признаками: применяется для производства продукции (при выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд; не предназначено для перепродажи; используется в течение длительного времени (более одного года или более одного операционного цикла, если он составляет больше одного года); способно приносить экономические выгоды. Включают: здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки и т. д.
Отчетность организации – организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о деятельности организации в виде формуляров регламентированного образца. Отличительные особенности: обязательность, документальная обоснованность и юридическая подтвержденность подписью руководителя. Различают бухгалтерскую (финансовую и управленческую), налоговую, статистическую и оперативную отчетность.
П
Пассивы– см. совокупный капитал.
Переменные затраты– издержки производства, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции. Включают затраты на приобретение сырья и материалов, на зарплату рабочих-сдельщиков, на оплату электроэнергии, расходуемой на технологические цели и т. д.
Платежеспособность организации – характеристика финансового состояния, способность вовремя и в полном объеме рассчитываться по обязательствам: удовлетворять платежные требования поставщиков ресурсов, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет и т. п.
Постоянные затраты – издержки производства, величина которых не зависит от объема производства. Включают затраты на содержание зданий, на зарплату управленческого персонала, на оплату электроэнергии для целей освещения и т. д.
Предприятие– 1) хозяйствующий субъект, коммерческая или некоммерческая организация любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, основная деятельность которого состоит в переработке ресурсов с целью изготовления продукции; 2) задуманное, предпринятое кем-либо дело, бизнес.
Прибыль организации – величина превышения доходов над расходами.
Продукция– результат деятельности предприятия, произведенные им изделия, выполненные работы, оказанные услуги.
Производственные ресурсы– см. ресурсы производства.
Р
Расходы организации – сокращение экономических выгод, которое выражается в выбытии активов и(или) увеличении обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия вкладов собственниками). Расходы предприятия включают расходы на производство и продажу продукции и расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг (расходы по обычной деятельности). Прочие расходы включают уплаченные проценты, арендную плату, расходы от участия в других организациях, штрафы, санкции и т.п.
Рейтинг – 1) перечень объектов, упорядоченных по какому-либо признаку в порядке ухудшения его значений (кредитный, инвестиционный рейтинг, рейтинг крупнейших компаний, рейтинг надежности ценных бумаг и т. д.). Официальные рейтинги составляются специализированными рейтинговыми агентствами; 2) место, позиция объекта в рейтинге.
Ресурсы производства– совокупность материальных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов, используемых при производстве продукции. В промышленности это, в первую очередь, средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В АХДП они называются, соответственно, основные средства, материальные ресурсы и трудовые ресурсы.
Риск– вероятность наступления нежелательного события, получения негативного результата.
С
Себестоимость продукции – суммарные расходы всех видов ресурсов на производство и продажу продукции, выраженные в денежном измерении.
Система показателей – совокупность взаимосвязанных величин, описывающих рассматриваемый объект с учетом существующих в этом объекте взаимосвязей между отдельными частями (составляющими, характеристиками, свойствами).
Собственный капитал– 1) часть совокупного капитала организации, юридически принадлежащие ей источники финансирования деятельности. Состоит из вложений собственников, накопленной прибыли, сформированных за счет прибыли резервов и сумм дооценки активов; 2) величина активов организации после вычета всех обязательств.
Совокупный капитал(капитал, источники финансирования деятельности, пассивы) – совокупность финансовых средств, которыми располагает организация для формирования активов в целях осуществления своей деятельности. Включает собственный и заемный капитал. Величина совокупного капитала тождественно равна величине активов организации.
Статистический учет – разновидность хозяйственного учета, предназначен для регистрации массовых общественных явлений путем как сплошного, так и выборочного наблюдения.
Т
Точка безубыточности – безубыточный объем продукции.
Трудовые ресурсы – 1) персонал организации; 2) часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда для работы в соответствующей отрасли.
У
Убыток организации– величина превышения расходов над доходами.
Управление организацией – сознательное, целенаправленное, систематическое воздействие на процесс производства или иной хозяйственной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов. Состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, координирования, регулирования, учета и контроля; стимулирования; оценки условий и результатов хозяйствования, анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.
Управленческий учет – разновидность бухгалтерского учета, система сбора и анализа внутренней информации о деятельности организации, преимущественно в натуральном измерении, включающая информацию о деятельности отдельных подразделений, о себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции и т. д. Используется для оптимизации управленческой деятельности. Не регламентирован внешней нормативной базой, правила ведения устанавливаются в организации, данные составляют коммерческую тайну.
Ф
Факторы производства – см. ресурсы производства.
Финансовая устойчивость– характеристика финансового состояния, способность системы финансов организации сохранять нормальные параметры функционирования в условиях отрицательных воздействий.
Финансовое состояние организации– состояние системы финансов, совокупность значений параметров функционирования этой системы на определенную дату. Характеризуется определенной степенью платежеспособности, достаточностью финансовых ресурсов для удовлетворения всех текущих нужд и для дальнейшего развития (расширенного воспроизводства), а также наличием и определенным уровнем финансовой устойчивости. Зависит от структуры активов и источников их финансирования, от соотношения между ними и от уровня интенсивности и эффективности их использования.
Финансовый учет– разновидность бухгалтерского учета, система сбора и обобщения информации о фактах хозяйственной жизни организации в денежной оценке на момент их совершения. Строго регламентирован внешней нормативной базой и унифицирован, результаты в виде финансовой отчетности открыты для внешних пользователей.
Финансы организации – одна из подсистем организации, система финансовых отношений, возникающих в процессе привлечения средств из различных источников, формирования на их основе активов организации, их распределения и использования; совокупность финансовых процессов, происходящих как внутри организации, так и между организацией и внешней средой.
ФСА– функционально-стоимостной анализ.
Э
Экономический эффект– абсолютный показатель, характеризующий результат экономической деятельности. В качестве экономического эффекта может выступать объем производства продукции, сумма товарооборота, выручки от продаж продукции или иного дохода, сумма прибыли.
ЭММ– экономико-математические методы.
Эффективность – относительный показатель, соотношение величины экономического эффекта и количества ресурсов (или величины затрат ресурсов), потребовавшихся для достижения этого эффекта.
Предметный указатель
Абсолютные
показатели – 62
разницы – 180
Автоматизация экономического анализа – 50
Агрегирование отчетности – 48
Аддитивные факторные модели (системы) – 167
Анализ – 4
хозяйственной деятельности (предприятия) – 18, 207, 212
чувствительности – 133
Аналитические
группировки – 118
показатели – 62
Аналитичность информации – 44, 67
Базисные
индексы – 124
темпы роста и прироста – 119
Балансовое уравнение – 107
Балансовый метод – 38, 107
Безубыточная выручка – 129
Безубыточный (критический) объем продукции – 127
Бенчмаркинг – 213
Бесполезные (ненужные) функции продукции – 79
Бухгалтерские (элементарные, традиционные) методы анализа – 38, 86
Вероятностная (стохастическая) факторная зависимость – 165
Вертикальный анализ – 67
Виды
АХДП – 207
графиков и диаграмм – 72
группировок – 117
индексов – 123
информационных источников анализа – 41
организации АХДП – 217
относительных величин – 109
сравнений – 86
средних величин – 111
таблиц – 68
факторных моделей (систем) – 167
факторов – 159
экономических показателей – 61
экономического анализа – 207
Внеучетные источники экономического анализа – 42
Внешние
субъекты АХДП – 13, 14
факторы – 161
Внешний анализ – 207, 221
Внутренние
субъекты АХДП – 12, 13
факторы – 161
Внутренний анализ – 207, 221
Внутрифирменный анализ – 207, 213
Временной сравнительный анализ – 87
Временные факторы – 162
Вспомогательные
показатели (факторы) – 61
функции продукции – 79
Второстепенные факторы – 162, 173
Выборочный анализ – 207, 209
Горизонтальный анализ – 67
График – 70
Графический метод – 38, 70
Группировка – 115
Групповые таблицы – 68
Дедукция – 33
Детализация – 34, 38, 74
Детерминированная (функциональная) факторная зависимость – 164
Дефлирование – 90
Децентрализованная форма организации АХДП – 218
Диагностический анализ (диагностика) – 207, 208
Диаграмма – 70
Диалектический метод познания – 33
Динамическое программирование – 140
Дисперсионный анализ – 134
Документальное оформление анализа – 49
Долгосрочный (стратегический) анализ – 207, 211
Достоверность информации – 45
Задачи
АХДП – 17
составления расписания – 139
Заинтересованные субъекты АХДП – 15
Заключение – 49
Заключительный (итоговый) анализ – 207, 210
Замедление роста – 122
Измеримые факторы – 160
Инвестиционный анализ – 207, 215
Индекс – 123
изменения объема – 91
Индексный метод – 123
факторного анализа – 179
Индукция – 33
Интегральный
метод – 168, 185
показатель (комплексная оценка) – 95
Интенсивные факторы – 162
Интервал – 116
Инфлирование – 90
Информационные источники экономического анализа – 41
Информация
внешняя – 44
внутренняя – 12, 44
Исторический (ретроспективный, последующий) анализ – 207, 209
История экономического анализа – 23
Итоговый (заключительный) анализ – 207, 210
Качественные показатели (факторы) – 64
Качественный анализ – 207, 208
Классификация
видов
АХДП – 207
экономического анализа – 207
методов экономического анализа – 37
показателей – 63
факторов – 160
экономических наук – 6
Кластерный анализ – 134
Количественные показатели (факторы) – 64
Количественный анализ – 207, 208
Комбинированные
группировки – 117
таблицы – 68
Комплексная оценка (интегральный показатель) – 95
Комплексные (сложные) факторы – 163
Комплексный анализ – 207, 209
Корреляционная связь – 134
Корреляционный анализ – 134, 165
Косвенные факторы (факторы 2-го, 3-го и так далее порядка) – 163
Коэффициент – 108
Коэффициентный метод (метод расчета относительных величин) – 38, 108
Коэффициенты значимости – 103
Краткосрочный (тактический) анализ – 207, 211
Кратные факторные модели (системы) – 167
Критический (безубыточный) объем продукции – 127
Круговые (секторные) диаграммы – 72
Курс ценной бумаги – 113
Линейное программирование – 137
Линейные графики – 71
Логарифмический метод – 168, 191
Логистический анализ – 207, 215
Макет таблицы – 69
Макроэкономический анализ – 207, 208
Маржинальный
анализ (CVP-анализ) – 127
доход – 127
Маркетинговый анализ – 76, 207, 215
Математическая постановка прямой задачи факторного анализа – 166
Математическое программирование – 137
Межотраслевой анализ – 207, 208
Межхозяйственный (межфирменный) анализ – 87, 207, 213
Метод
абсолютных разниц – 168, 180
взвешенных конечных разностей – 168
главных компонент – 136
группировки – 115
Дельфи – 75
детализации – 34, 38, 74
долевого участия – 168
маржинального анализа – 38, 126
межотраслевого баланса – 136
науки – 33
относительных разниц – 168, 183
оценки уровня – 103
познания диалектический – 33
построения дерева решений – 131
производственных функций – 136
пропорционального деления – 168
расстояний – 99
расчета относительный величин (коэффициентный) – 38, 108
сравнения – 38, 86
средних величин – 111
сумм – 95
суммы баллов – 97
суммы мест – 99
функционально-стоимостного анализа – 38, 78
цепных подстановок – 168
экономического анализа – 36
Методика – 39
экономического анализа – 39
Методы
дисконтирования – 130
имитационного моделирования – 131
исследования операций – 38, 136
маркетингового анализа – 38, 76
математического программирования – 137
математической статистики – 38, 134
наращения – 130
обработки
пространственно-временных совокупностей – 136
рядов динамики – 119
оценки
денежных потоков – 130
доходности – 1301
расчета комплексной оценки – 88, 94
современного факторного анализа – 135
теории принятия решений – 38, 131
финансовых вычислений – 38, 130
чтения бухгалтерской отчетности – 38, 66
эконометрики – 38, 136
экономической кибернетики – 38, 131
экономической статистики – 38, 111
экономического анализа – 38
экспертных оценок – 38, 75
Микроэкономический анализ – 207, 208
Многомерное сравнение – 88
Моделирование – 36
Модифицированный метод сумм – 96
Моментные показатели – 63
Морфологический анализ – 75
Мультипликативные факторные модели (системы) – 167
Натуральные показатели – 62
Незаинтересованные субъекты АХДП – 15
Неизмеримые факторы – 160
Неразложимый остаток – 186
Несопоставимость показателей – 88
Неуправляемые факторы – 161
Неформализованные методы экономического анализа – 37, 61
Нормативно-плановые источники экономического анализа – 42
Нормативные показатели – 61
Обеспечение
однонаправленности показателей – 106
сопоставимости показателей – 47, 89
Обобщающие показатели (факторы) – 61
Обратная задача факторного анализа – 164
Обратный факторный анализ – 164
Общие показатели – 64
Объективные факторы – 161
Объекты экономического анализа – 9
Одномерное сравнение – 88
Однонаправленные показатели – 95
Одноэлементные (простые) факторы – 163
Оперативный (текущий) анализ – 207, 210
Организационные формы АХДП – 217
Организация АХДП – 41, 217
Основные
факторы – 162, 173
функции продукции – 79
Относительные
величины динамики – 109, 119
показатели – 62, 109
разницы – 183
Отраслевой анализ – 207, 208
Отрицательные факторы – 161, 176
Отчет (пояснительная записка) – 49
Отчетные показатели – 62
Оформление результатов анализа – 46
Пересчет показателей в сопоставимые
объемы – 93, 126
цены – 90, 126
Периодные показатели – 63
Перспективный (предварительный, прогнозный) анализ – 207, 209
Плановые показатели – 61
Подготовка исходных данных к анализу – 46
Подлежащее таблицы – 68
Подсистема – 35
Положительные факторы – 161, 176
Полосовые диаграммы – 72
Пользователи экономического анализа – 15
Порядок
замены факторов в МЦП, МАР и МОР – 170
записи факторов в мультипликативных и в мультипликативно-адди-
тивных моделях – 170
Последующий (ретроспективный, исторический) анализ – 207, 209
Постоянные факторы – 162
Пояснительная записка (отчет) – 49
Правила оформления таблиц – 69
Предварительный (перспективный, прогнозный) анализ – 207, 209
Предмет
науки – 10
экономического анализа – 12
Предприятие – 214
Принципы
построения системы показателей – 64
экономического анализа – 15
Причины несопоставимости показателей – 89
Проверка исходной информации – 46
Прогнозный (предварительный, перспективный) анализ – 207, 209
Программное обеспечение экономического анализа – 52
Производственный анализ – 207, 215
Пронормированное значение показателя – 99
Пространственный (межхозяйственный) сравнительный анализ – 87
Простые
группировки 117
таблицы – 68
факторы – 163
Прямая задача факторного анализа – 164
Прямой факторный анализ – 164
Прямые факторы (факторы прямого действия) – 163
Размах вариации – 116
Разработка системы показателей – 38, 61
Рациональность информации – 45
Реальные процессы – 216
Регрессионный анализ – 134, 165
Результирующие (результативные) показатели – 159
Релевантность (уместность) информации – 45
Ретроспективный (последующий, исторический) анализ – 207, 209
Ряд динамики – 119
Свойства бухгалтерской отчетности – 66
Секторные (круговые) диаграммы – 72
Симплекс-метод – 137
Синтез – 4
Система – 34
методов экономического анализа – 38
показателей – 34
экономических наук – 6
Систематизация – 34
Системный подход – 34, 35
Сказуемое таблицы – 68
Сложная система – 35
Сложные (комплексные) факторы – 163
Смешанная форма организации АХДП – 218
Смешанные факторные модели (системы) – 167
Современный факторный анализ – 135
Содержание
АХДП – 212
теории экономического анализа – 22
факторного анализа – 164
экономического анализа – 10
Сопоставимость информации – 45
Сопоставимые цены – 90
Социально-экономический анализ – 207, 214
Специфические показатели – 64
Сплошной анализ – 207, 209
Справка – 49
Сравнение – 86
Среднегодовые (средние) темпы роста – 114, 122
Средние величины – 111
Средние (среднегодовые) темпы роста – 114, 122
Стоимостные показатели – 62
Столбиковые диаграммы – 72
Стохастическая (вероятностная) факторная зависимость – 165
Стратегический (долгосрочный) анализ – 207, 211
Структура – 94
системы – 35
Структурные группировки – 117
Структурный анализ – 36
Субъективные факторы – 161
Субъекты экономического анализа – 12
Табличный метод – 38, 67
Тактический (краткосрочный) анализ – 207, 211
Текущий (оперативный) анализ – 207, 210
Тематический анализ – 207, 209
Темпы роста и прироста – 120
Технико-экономический анализ – 207, 214
Технический анализ фондового рынка – 207, 209
Точечные графики – 71
Традиционные
(бухгалтерские, элементарные) методы анализа – 38, 86
методы факторного анализа – 38, 168
Транспортная задача – 139
Требования к исходным данным анализа – 44
Тренд – 67
Трендовый анализ – 67
Уместность (релевантность) информации – 44
Управление – 19
факторами – 159
Управленческий анализ – 223
Управляемые факторы – 161
Ускорение
роста – 121
темпов снижения – 122
Условия сопоставимости показателей – 47
Условно-натуральные показатели – 62
Учетные
источники экономического анализа – 42
показатели – 61
Факторная модель (система) – 165
Факторный анализ – 159
Факторы (факторные показатели) – 159
первого (второго и так далее) порядка – 163
прямого действия – 163
Фигурные диаграммы – 72
Финансово-хозяйственная деятельность – 212
Финансовые процессы – 216
Финансовый анализ – 207, 214
Формализация – 37
Формализуемость – 37
Фундаментальный анализ фондового рынка – 207, 208
Функции управления предприятием – 20
Функциональная (детерминированная) факторная зависимость – 164
Функционально-стоимостной анализ – 38, 78
Функциональный анализ – 35
Хозяйственная деятельность предприятия – 212
Централизованная форма организации АХДП – 217
Цепные
индексы – 125
темпы роста и прироста – 119
Частные показатели (факторы) – 61
Эконометрические методы – 38, 136
Экономико-математические методы – 38, 131
Экономико-статистический анализ – 207, 215
Экономико-экологический анализ – 207, 215
Экономическая постановка прямой задачи факторного анализа – 166
Экономические науки – 6
Экономический анализ – 6, 12
Экономичность информации – 45
Экстенсивные факторы – 162
Элементарные (бухгалтерские, традиционные) методы анализа – 38, 86
Элементы системы – 35
Эталонное значение показателя – 99
CVP-анализ (маржинальный анализ) – 127
SWOT-анализ – 76
Приложение
Выписка из Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования
специальности 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит
по дисциплине ОПД.Ф.13. «Теория экономического анализа»
(содержание дисциплины)
Научные основы экономического анализа; место его в системе экономической науки; роль экономического анализа в информационном обеспечении управления; экономический анализ и его связь с контролем; методология и методика экономического анализа деятельности предприятий; предмет экономического анализа; методы экономического анализа, их состав, взаимосвязь, последовательность применения; экономико-математические методы (ЭММ) анализа хозяйственной деятельности; применение ЭММ в решении типовых аналитических задач; информационное обеспечение экономического анализа; система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности; виды резервов, их классификация, комплексная оценка резервов производства; экстенсивные и интенсивные факторы роста производства; методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности; основные концепции анализа; история и перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий в условиях укрепления рыночных отношений и реформирования бухгалтерского учета.
Библиографический список
1. Баканов, М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет; под ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2007.
2. Бендерская, О. Б. Метод оценки уровня и его особенности / О. Б. Бендерская // Белгородский экономический вестник. – Белгород: Белаудит. – 2007. – № 2.
3. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова; под ред. Н. П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5. Любушин, Н. П. Теория экономического анализа / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, Е. А. Сучков. – М.: Экономистъ, 2004.
6. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
/ Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2006.
7. Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2005.
8. Савицкая, Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2006.
9. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Оглавление
Введение……………………………………………….………………….. 3
Глава 1. Научные основы экономического анализа……………………. 4
1.1. Понятие анализа. Экономический анализ как наука
и как вид практической деятельности……………………….. 4
1.2. Место экономического анализа в системе
экономической науки, его связь с другими науками……….. 6
1.3. Сущность и содержание экономического анализа,
его предмет, объекты и субъекты……………………………. 9
1.4. Принципы экономического анализа……………………….. 15
1.5. Задачи экономического анализа……………………………. 17
1.6. Экономический анализ как функция управления…………. 19
1.7. Содержание теории экономического анализа…………….. 22
1.8. История и перспективы развития экономического
анализа……………………………………………………….. 22
Выводы…………………………………………………………… 26
Вопросы для повторения………………………………………… 27
Тесты……………………………………………………………… 28
Глава 2. Методология, методика и информационное
обеспечение экономического анализа……………………….. 33
2.1. Всеобщий метод экономического анализа
и его особенности…………………………………………… 33
2.2. Классификация методов экономического анализа………… 37
2.3. Методика экономического анализа………………………… 39
2.4. Информационные источники экономического анализа….. 41
2.5. Требования к исходной информации экономического
анализа……………………………………………………….. 44
2.6. Подготовка исходной информации и оформление
результатов анализа…………………………………………. 46
2.7. Автоматизированные информационные технологии
экономического анализа……………………………………. 50
Выводы……………………………………………………………. 54
Вопросы для повторения………………………………………… 55
Тесты………………………………………………………………. 56
Глава 3. Неформализованные методы экономического анализа…….. 61
3.1. Разработка системы показателей. Виды экономических
показателей…………………………………………………... 61
3.2. Методы чтения бухгалтерской отчетности………………… 66
3.3. Табличный метод……………………………………………. 67
3.4. Графический метод………………………………………….. 70
3.5. Прием детализации………………………………………….. 74
3.6. Методы экспертных оценок………………………………… 75
3.7. Методы маркетингового анализа…………………………… 76
3.8. Функционально-стоимостной анализ………………………. 78
Выводы…………………………………………………………… 80
Вопросы для повторения………………………………………... 81
Тесты……………………………………………………………… 82
Глава 4. Формализованные методы экономического анализа
и их применение для решения типовых аналитических
задач…………………………………………………………….. 86
4.1. Элементарные методы………………………………………. 86
4.1.1. Метод сравнения………………………………………… 86
4.1.1.1. Содержание метода и разновидности сравнений…. 86
4.1.1.2. Несопоставимость показателей и способы их
приведения в сопоставимый вид…………………… 88
4.1.1.3. Методы расчета комплексной оценки……………… 94
4.1.2. Балансовый метод……………………………………… 107
4.1.3. Коэффициентный метод (метод расчета
относительных величин)………………………………. 108
4.2. Методы экономической статистики………………………. 111
4.2.1. Метод средних величин………………………………... 111
4.2.2. Метод группировки…………………………………….. 115
4.2.3. Методы обработки рядов динамики………………….. 119
4.2.4. Индексный метод………………………………………. 123
4.3. Метод маржинального анализа……………………………. 126
4.4. Методы финансовых вычислений……………………….... 130
4.5. Экономико-математические методы……………………… 131
Выводы………………………………………………………….. 140
Вопросы для повторения……………………………………….. 143
Тренировочные задания………………………………………… 143
Тесты…………………………………………………………….. 152
Глава 5. Методика факторного анализа………………………………. 159
5.1. Понятие и классификация факторов……………………… 159
5.2. Содержание факторного анализа. Математическая
постановка прямой задачи детерминированного
факторного анализа………………………………………… 164
5.3. Метод цепных подстановок и индексный метод………… 168
5.4. Метод абсолютных разниц………………………………… 180
5.5. Метод относительных разниц…………………………….. 183
5.6. Интегральный метод………………………………………. 185
Выводы………………………………………………………….. 191
Вопросы для повторения……………………………………….. 193
Тренировочные задания………………………………………… 193
Тесты…………………………………………………………….. 202
Глава 6. Виды экономического анализа……………………………… 207
6.1. Особенности предварительного и последующего
анализа……………………………………………………… 209
6.2. Характеристика и особенности анализа хозяйственной
деятельности предприятия…………………………………. 212
6.3. Особенности внутреннего и внешнего анализа
хозяйственной деятельности………………………………. 221
Выводы………………………………………………………….. 223
Вопросы для повторения……………………………………….. 224
Тесты……………………………………………………………... 224
Примерный перечень вопросов к экзамену………………………….. 228
Словарь терминов и сокращений……………………………………… 230
Предметный указатель………………………………………………… 238
Приложение……………………………………………………………. 248
Библиографический список…………………………………………… 249
Учебное издание
Бендерская Ольга Борисовна