Основные направления реформирования государственного и муниципального финансового контроля в РФ.

В настоящее время в России происходят преобразования в финансово-бюджетной сфере, в том числе в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Планом мероприятий по ее реализации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р, планируется внесение изменений в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования государственного (муниципального) контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Указанные изменения предполагают комплексное реформирование системы государственного (муниципального) финансового контроля, направленное на:

ü организацию действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств;

ü уточнение полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению финансового контроля;

ü введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определение на законодательном уровне их форм, методов и объектов и др.

Необходима доработка и в определении критериев разделения предметов нормативного регулирования внутреннего финансового аудита и внутреннего контроля, т.к на данный момент определения приведены не четко и не ясно. В БК РФ указанные термины определены в качестве синонимов. Используемый прием заимствований в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вносит путаницу в правоприменение нормативно-правовых актов и смешивает виды контрольной деятельности.

Заимствованный правовой институт, не адаптирован и не соответствует существующему опыту, и не сможет эффективно функционировать.

До вступления в действие Приказа № 146н отсутствовал нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверок и ревизий главными распорядителями бюджетных средств.

1. В этом документе новым является понятие контроля качества контрольной деятельности. Каждый контролирующий орган должен самостоятельно определять формы, методы, периодичность и сроки такого контроля, критерии оценки результативности контрольной деятельности.

2. определены принципы, которыми должны руководствоваться работники финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности. Это:

ü независимость .

ü профессиональная компетентность сотрудников контролирующего органа, предполагающая обладание необходимыми навыками;

ü должная тщательность работников финансового контроля, состоящая в своевременном и точном исполнении обязанностей.

3. понятие «доказательства», под которым понимается информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа.

4. на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность по изучению систем внутреннего контроля объектов финансового контроля,

5. установлены основные требования к составлению рабочей документации в целом и акта проверки в частности.

Одна из самых острых проблем системы государственного финансового контроля — это законодательная база, которая, к сожалению, отстает от реалий и задач в финансовой сфере. В настоящее время в установленных Бюджетным кодексом основаниях для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства предусмотрено только нецелевое использование бюджетных средств. Между тем со стороны бюджетных учреждений имеют место нарушения законодательства Российской Федерации, влекущие неправомерное использование бюджетных средств (перерасход, переплаты).

Также до настоящего времени в бюджетном законодательстве отсутствуют четкое определение понятия «эффективность использования бюджетных средств», а также критерии его определения.

Наши рекомендации