Источники финансирования отраслей социальной сферы и их характеристика.
Социальную сферу можно определить как пространство жизнедеятельности человека, в котором осуществляется физическое, социальное, культурное воспроизводство индивидов, групп и социальных общностей.
Признаки отраслей социальной сферы (С.В. Шишкин):
• предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;
• потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты;
• деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок.
Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством.
Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально – культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.
Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.
Социальная сфера – это сложный многоотраслевой комплекс.
Розничная торговля и общественное питание. В этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.
Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из основных отраслей социальной сферы. Жилищные условия одно из главных компонентов уровня жизни населения.
Здравоохранение – наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли – обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.
Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них – общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.
Образовательная система включает:
детские дошкольные образовательные учреждения,
общеобразовательные учреждения
высшие учебные заведения.
Культура – отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры.
Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах, в федеральном бюджете России на 2001г. Был впервые создан фонд компенсации, из которого финансируют федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Фонд компенсаций обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории России, предусмотренные федеральным законодательством.
Все более важную роль в финансировании социальных программ играют бюджеты субъектов РФ. Они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению населения на территории. Территориальные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет, они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.
На следующем уровне бюджетной системы – местные бюджеты. Они нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения, в настоящее время это бюджеты выживания, в первую очередь для слабозащищенных слоев населения. Местные бюджеты, как правило, не располагают возможностями свободы финансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. 9,Основные предпосылки и этапы проведения реформы государственных (муниципальных) учреждений.
Основными причинами, послужившими мотивом для проведения этой реформы послужили:
- недостаточная эффективность и низкое качество оказания ими гражданам значительной части государственных и муниципальных услуг
- неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых им из бюджетов всех уровней для обеспечения предоставления таких услуг.
В целях решения указанных проблем был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ).
Федеральный закон № 83-ФЗ направлен на создания условий и стимулов для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создания условий и стимулов для органов власти всех уровней для оптимизации находящейся в их ведении сети учреждений.
Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ. Переходный период
Согласно п. 13 ст. 33 данного закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно: устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. При этом ряд подготовительных мероприятий по реализации ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ планируется провести уже в 2010 году. Приведем в таблице основные этапы реализации указанного закона, установленные его п. 1, 2 ст. 31.
Название мероприятия | Сроки исполнения | |
На федеральном уровне | ||
Утверждение Правительством РФ перечней казенных учреждений, которые создаются путем изменения типа бюджетных учреждений | 01.10.2010 | |
Утверждение перечней недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эти цели | 01.01.2011 | |
Принятие федеральными органами исполнительной власти решений об отнесении движимого имущества федеральных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу | 01.03.2011 | |
Представление федеральными органами государственной власти в Федеральное казначейство утвержденных перечней бюджетных и казенных учреждений | 01.11.2010 | |
Внесение изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений | 01.06.2011 | |
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований | ||
Принятие законов субъектов РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления, устанавливающих особенности переходного периода в субъекте РФ (муниципалитете), в том числе: - дату, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) доходов, полученных казенными учреждениями субъекта РФ (муниципальными казенными учреждениями) от платных услуг; - форму финансового обеспечения бюджетных учреждений (бюджетная смета или субсидия на выполнение государственного задания); - порядок и направления использования учреждениями доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности | 01.12.2010 | |
Принятие нормативных правовых актов, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действовавших на дату принятия этих актов, с указанием в них перечня казенных учреждений | 01.12.2010 | |
Утверждение перечней недвижимого имущества подведомственных учреждений, закрепленного за ними учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в целях расчета субсидий | 01.01.2011 | |
Принятие решений об отнесении движимого имущества бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу | 01.03.2011 | |
Внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений | 01.12.2011 |
10. Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). (Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671. Ее можно здесь).
Основные нормы, регламентирующие действие данного документа, прописаны в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ.
В частности, там определено, что госзадание должно содержать:
– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
– порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
– требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно включать в себя:
– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
– порядок оказания соответствующих услуг;
– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством.
Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (далее – Положение № 671).
Обратите внимание: бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Это четко сказано в пункте 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.
Однако, если в нормативные акты, на основании которых было сформировано государственное задание, внесены изменения, госзадание может быть откорректировано.
Также в пункте 5 Положения № 671 сказано: «Изменение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета федеральному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия), в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания».
Финансирование госзаданий
На выполнение государственных (муниципальных) заданий средства выделяются из соответствующего бюджета. Причем если речь идет о казенном учреждении – финансирование происходит в рамках утвержденных смет.
Бюджетным и автономным учреждениям средства на выполнение госзадания выделяются в виде субсидий.
Размер субсидии на обеспечение выполнения государственного задания определяется путем суммирования следующих показателей:
– нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
– нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду).
Методические рекомендации по расчету нормативных затрат утверждены приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н, № 527. (Подробно о Методических рекомендациях рассказано в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» № 1, 2011 на стр. 67.)
Важно запомнить
Бюджетные учреждения имеют право оказывать услуги (выполнять работы) в пределах установленного государственного задания за плату (конечно, если такой вариант законодательно допустим). Тогда субсидии рассчитываются с учетом планируемых поступлений.