Постановка целей предприятия
Постановка целей управления – важнейшая задача менеджмента. Целей много, и они образуют взаимосвязанную совокупность. Формулировка целей должна содержать указания по целевому управлению: кто? что делать? куда направляется организация? когда?
Предназначение организации, заявленное в миссии, доводится до реальных действий только при определенности целей. Цели имеют конкретную управленческую ценность в том случае, если они содержат показатели-измерители их достижения и норму для оценки показателей.
Каждая сформулированная студентом цель должна быть детально разработана и обладать следующими свойствами:
v определенностью,
v количественной или качественной измеряемостью,
v временем достижения,
v адаптивностью.
Пример формулирования цели энергетического предприятия:
«В интересах новых потребителей энергетической продукции осуществить на ТЭЦ ввод 200 МВт мощности к концу 2009 г. Получить дополнительную выработку электроэнергии в объеме не менее 0,9 млн МВт·ч в 2010 г., что позволит повысить общую выработку генерирующей компании на 3,46 %».
Генеральная цель предприятия – целевая установка самого высокого уровня. Если миссия предприятия определяет, для чего оно создано, его предназначение, то генеральная цель однозначно устанавливает, что предприятию необходимо сделать для достижения миссии.
Цели предприятия можно разделить на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные, или стратегические, цели предприятия, как правило, ориентированы на перспективу не менее 3 лет (с учетом особенностей предприятия и реализуемой продукции) и связаны с развитием новых направлений бизнеса, созданием конкурентных преимуществ высокого уровня.
Краткосрочные цели разрабатываются в развитие стратегических.
Любое предприятие будет задумываться над своими стратегическими целями только в условиях относительной финансовой стабильности. При формулировании финансовых целей предприятия студенты мысленно должны задать себе вопрос: каких финансовых целей необходимо достичь, для того чтобы удовлетворить интересы собственников? (рост оборота, увеличение рентабельности, ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, повышение валовой и чистой прибыли, сокращение оборотного капитала, снижение накладных расходов и т.д.).
При разработке системы целей предприятия студенту важно понимать, что достигнуть приемлемых финансовых результатов можно только за счет рационально выстроенной системы взаимоотношений с потребителями, и это особенно актуально в условиях конкурентного рынка. Таким образом, при разработке целей в отношении рынка необходимо задаться вопросом: какие ожидания потребителей необходимо удовлетворить, для того чтобы достичь финансовых целей? Ответом на поставленный вопрос может быть повышение удовлетворенности потребителей, количество новых потребителей, доля рынка, средний объем покупки, узнаваемость бренда и др.
Найдя ответ на вопрос, в каких процессах и по каким показателям предприятие должно быть недосягаемо для удовлетворения потребителей и собственников, студенты сформулируют набор целей в области деловых процессов. Предполагается, что приоритетное значение в целеустановлении будут иметь ключевые деловые процессы, т.е. процессы, оказывающие наибольшее влияние на критические факторы успеха и функционирующие наименее результативно и эффективно.
Для выявления ключевых деловых процессов широко применяется матрица приоритетов, представленная на рис. 2.3.
Записав номер каждого процесса в нужную ячейку, студент может разделить матрицу на три зоны.
1. Зона высокого приоритета. Здесь находятся стратегически наиболее важные процессы, которые сегодня работают неадекватно требованиям. Эти процессы и их элементы следует совершенствовать в первую очередь, поскольку они важны для достижения предприятием своей миссии.
Рис. 2.3. Матрица приоритетов
2. Зона среднего приоритета. Находящиеся в этой зоне процессы дают меньше возможностей повлиять на работу предприятия в плане удовлетворения потребностей покупателей и требований собственников.
3. Зона низкого приоритета. Эти процессы оказывают минимальное влияние на работу предприятия или уже сегодня работают хорошо и оставляют мало возможностей для улучшений. Следует осуществлять постоянный мониторинг процессов (показатели результативности и эффективности) с тем, чтобы предвосхищать возможные нарушения в их работе.
студенты должны сформулировать цели, например, оптимизация запасов, создание нового процесса, уменьшение времени выполнения заказа, снижение брака, сокращение производственной себестоимости, повышение стабильности процессов и т.д.
Результативность и эффективность функционирования деловых процессов в значительной степени определяется составом и качеством механизмов (персонал, здания, оборудование, оснащенное рабочее месте, технологии). Студентам необходимо разработать цели и по этой составляющей, задав себе вопрос: как должны функционировать и какими характеристиками должны обладать механизмы для повышения эффективности и результативности деловых процессов? Типовыми целями в рассматриваемом случае являются улучшение трудовой дисциплины, повышение сплоченности персонала, повышение квалификации персонала, снижение среднего возраста сотрудников, снижение текучести кадров, уменьшение износа оборудования, расширение использования высоких технологий, снижение аварийности и производственного травматизма и т.д.
В результате постановки целей у студентов должна быть разработана система целей предприятия, схема балансировки которой представлена на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Схема балансировки целей предприятия
Формулировка целей осуществляется по одному или нескольким направлениям бизнеса предприятия. Выбор определится масштабностью задачи.
ЗАДАНИЕ № 3