Правовые основы в управлении финансами
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения возникающие в процессе формирования, распределения и использовании денежных фондов государственной власти и органов местного самоуправления, а так же субъектов хозяйствования необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнение стоящих перед ними задач. В зависимости от субъектов финансового права отношения регулируемые его нормами имеют следующие направления:
1. между РФ, её субъектами и местным самоуправлением при разграничении доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы;
2. между финансовыми, налоговыми органами и юридическими предприятиями по поводу формирования доходной части бюджета;
3. между финансовыми, налоговыми и физическими лицами по поводу формирования доходной частью бюджета;
4. между финансовыми – кредитными учреждениями и юридическими и физическими лицами в связи с привлечением дополнительных инвестиций.
В целях управления финансовыми отношения субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые являются результатом правотворчества органов государственной и муниципальной власти по вопросам финансовой деятельности. Финансово-правовые акты классифицируются по различным критериям:
1. по юридической силе на законы и подзаконные акты
2. по уровню власти на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления
3. по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы, они подразделяются на финансово-правовые акты, которые применяются для управления в каждой сфере финансовой системы(конституция РФ, бюджетный кодекс, налоговый кодекс ) и на правовые акты регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или в отдельной сфере ( закон об гос.унитарных предприятиях, ООО)
Органы государственного управления.
Управление финансами в РФ осуществляется финансовых аппаратом под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. На общегосударственном уровне основные полномочия лежат на президенте РФ и министерстве финансов РФ.
Функции президента осуществляемые в области управления финансами:
1. определяет цели финансовой политики.
2. подписывает и обнародует федеральные законы.
3. обращается к федеральному собранию с ежегодном послание о бюджетной политики на очередной финансовый год. С этим послание образуется бюджетная политика на следующий день.
4. определяет систему финансово-экономических взаимоотношений между органами государственного управления и органами местного управления.
5. представляет государственное Думе кандидатуру для назначения на должность председателя государственного банка и т.д.
Федеральные службы министерства финансов РФ:
1. Федеральное казначейство
2.Федеральная налоговая службу
3. Федеральная служба финансового бюджетного надзора.
14.09.2012
Основными финансовыми органами РФ являются МинФин РФ, финансовые органы в субъектах Рф и финансовые органы муниципалитетов или муниципальных образований.
Функции МинФина:
1. разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы
2. разработка проектов законов в области налогообложения
3. разработка проекта закона о федеральном бюджет и организация его исполнения
4. координация бюджетной, денежно – кредитной и таможенной политики
5. координация и контроль находящихся в его ведении служб
6. управление государственным долгом РФ и эмиссия государственных ценных бумаг от имени РФ
7. разработка нормативных актов в области БУ и составлении финансовой отчетности.
Функции финансовых органов субъектов Федерации:
1. формирование проекта регионального бюджета и предоставление его административного субъекта РФ
2. обеспечение исполнения регионального бюджета, составление отчетности об исполнении регионального бюджета и предоставление его администрации субъекта и Минфину РФ
3. организация и осуществление контроля за исполнением регионального бюджета
4. разработка предложения по увеличению доходной базы регионального бюджета
5. разработка и реализация единой финансовой политики
6. обеспечение устойчивой финансовой системы региона
Финансовые органы муниципальных образований:
1. составление проекта бюджета и предоставляет его администрации муниципального образования
2. исполнение бюджета муниципального образования, составление отчетности и предоставление его администрации
3. организация и осуществление контроля за исполнением бюджетного муниципального образования
4. разработка предложения по изысканию источников дохода бюджета муниципального образования
18.09.2012
Финансовая политика РФ.
Содержание и значение финансовой политики.
Для гармоничного развития финансовой системы необходима правильное финансовое регулирование экономики, т.е. должна существовать определенная финансовая политика.
Финансовая политика- это совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения эффективных отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Существует субъект и объект финансовой политики.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений.
Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики включает в себя 3 основных направления:
1.выработку научно обоснованной концепции развития финансов – она осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий и обоснования изменения существующего механизма финансовых отношений. Пример: в зависимости от стадии экономического развития или цикла (либо экономический подъем, либо экономический спад) на которой находится экономика страны субъекты власти используют стимулирующую или сдерживающую финансовую политику.
2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период – базируется на целях и задачах экономической политики государства в частности на выделение в составе экономики приоритетных отраслей ; определений условий развития социальной сферы; на определение внутреннего и международного положения государства.
Учет этих факторов позволяет разрабатывать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
3. осуществление практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов, т.е. разработку конкретных путей реализации финансов на перспективу – предполагает выработку путей, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Пример: если задачей является снижение государственного долга РФ, то должны быть определены конкретные пути реализации этой задачи: досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижения объема заимствований на внутреннем и внешнем финансовом рынке, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга.
Различают 3 основных типа финансовой политики:
1. классическая финансовая политика – основу финансовой политики классического типа составляют свободные рыночные отношения. Влияние государства на эти отношения является минимальным .
2. планово-диликтивная финансовая политика – реализуется на основе планово-диликтивных функций государства и жесткого исполнения плановых показателей развития экономики.
3. регулирующая финансовая политика – предполагает вмешательство государства в цикличное развитие экономики с помощью определенных финансово- кредитных инструментов.
Финансовая политика классифицируется по определенных критериям :
1. по территориальному признаку различают общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику
2. по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию- включает в себя крупномасштабные цели и задачи, реализация которых естественно носит долговременный характер(бюджетная , налоговая реформа) и финансовую тактику – объединяет задачи и мероприятия, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде(снижение налога на прибыль, введение адресных социальных льгот и гарантий малообеспеченным слоям общества)
3.в зависимости от объекта воздействия выделяют финансовую политику в сфере государственным и муниципальных финансов(бюджетная политика), а так же финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования (связанная с амортизационной политикой предприятия и политикой регулирующей деловую активность компании)
4. в зависимости от цели, которая стоит перед финансовой политикой различают: политику экономического роста (стимулирующая политика)- она направлена на увеличение фактических объемов ВВП и повышения уровня занятости населения, данная политика включает увеличение государственных расходов и снижение налогового бремени; сдерживающая политика или политика ограничивающая деловую активность – она направлена на уменьшение объема ВВП и применяется правительством в период сильного подъема во избежание кризиса перепроизводства, данная политика подразумевает: 1.снижение государственных расходов;2. Увеличение налогового бремени.