Прогнозный баланс и оценка финансового положения

Предприятия

Этот этап является завершающим в процессе подготовки общего бюджета. Прогнозный баланс составляется на основе остатка запланированных по частным бюджетам. На основе прогнозного бюджета производится оценка финансового состояния предприятия, его платежеспособности и ликвидности. Именно на этом этапе руководство предприятия должно решить: принять общий бюджет или пересмотреть его отдельные составные части.

Тема 6. Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений

Процесс принятие управленческих решений

Каждое управленческое решение представляет собой какие-либо правила или ограничения на определенный временной период. Процесс принятия управленческих решений состоит из четырех основных этапов:

1. Определение целей и задач управленческого решения.

На этом этапе определяется направление принимаемого решения. Согласно экономической теории 90% решений ставят целью получение максимальной прибыли.

Эта цель может быть аргументирована по-разному. В частности, увеличение прибыли ведет к улучшению финансового состояния предприятия, что позволяет улучшать благосостояние его работников.

2. Поиск альтернативных вариантов для достижения цели.

На этом этапе высшее руководство предприятия и его менеджеры предлагают несколько вариантов достижения цели, из которых следует выбрать наиболее эффективный. В сфере производства могут быть предложены следующие альтернативные варианты:

1. Выпуск новой продукции для сбыта на уже существующих рынках;

2. Выпуск новых товаров для сбыта на новых рынках;

3. Создание новых рынков сбыта для уже выпускаемых товаров;

4. Расширение спектра предоставляемых услуг с целью заинтересованности потребителя и т. д.

Поиск альтернативных вариантов вызывает необходимость получать информацию о конъюнктуре рынка, ее возможных изменениях, об экономической обстановке на данном этапе, об уровне цен и т. д. Для выбора варианта должны быть решены оперативные и перспективные задачи. Оперативные задачи, как правило, решают руководители центра ответственности и менеджеры. Они могут решать следующие оперативные задачи:

- планировать предполагаемый ассортимент продукции, уровень цен на продукцию;

- определять объем выпуска, точку безубыточности и предполагаемую прибыль.

Стратегические задачи, как правило, решает администрация и высшее руководство предприятия. К стратегическим задачам относятся:

- реструктуризация бизнеса;

- целесообразность освоения новых видов продукции;

- реконструкция или модернизация производства.

3. Осуществление выбранного варианта.

На этом этапе составляется оперативный и общий бюджет на основе выбранного альтернативного варианта. Этот вариант является отправной точкой деятельности предприятия в планируемом периоде.

4. Сравнение полученных и планируемых показателей (этап мониторинга).

На этом этапе бухгалтер-аналитик должен осуществить контроль за выполнением принятых решений. С этой целью он готовит и предоставляет руководству отчеты о соответствующих показателях, которые содержат фактические и запланированные данные. Отчеты готовятся систематически за краткосрочные периоды (семь-десять дней). Эффективность этапа мониторинга зависит от корректирующих действий руководства предприятия по проведению полученных результатов с запланированными данными. Планы должны уточняться, если результаты показывают, что какие-либо из запланированных показателей не могут быть достигнуты.

6.2.Принятие оперативных управленческих решений

В краткосрочном периоде

Управленческие решения принято подразделять на два вида:

1. Краткосрочные управленческие решения;

2. Управленческие решения о долгосрочных инвестициях.

Краткосрочные управленческие решения касаются вопросов, которые не затрагивают затрат на вложенный капитал. Эти вопросы касаются ассортимента продукции, объема заказа, объема продаж, себестоимости продукции, установления продажных цен и др.

При краткосрочных инвестициях денежные средства оборачиваются в течение короткого периода и не требуют прогнозных расчетов на длительную перспективу. Краткосрочные управленческие решения принимаются в основном по двум направлениям:

1. Решения, связанные со снижением себестоимости продукции;

2. Решения, связанные с получением оптимальной прибыли.

Управленческие решения, связанные со снижением себестоимости продукции, основаны на двух концепциях. Первая концепция связана со снижением прямых издержек производства. Она предусматривает разработку мероприятий, направленных на снижение материальных и трудовых затрат. К таким мероприятиям относятся:

- снижение потерь при транспортировке сырья и выбор наиболее оптимальных путей товародвижения;

- улучшение условий хранения сырья;

- пересмотр времени на обработку сырья и норм расхода сырья в процессе технологической обработки;

- выбор альтернативных вариантов по производству новых более экономичных видов продукции;

- проведение маркетинговых исследований;

- проведение рекламной компании.

Вторая концепция снижения себестоимости предусматривает сокращение косвенных затрат. С этой целью могут быть предусмотрены следующие мероприятия:

- введение новой базы расчета нормативов накладных расходов;

- снижение расходов на материально-техническое обслуживание оборудования;

- обеспечение системы подачи заявок на ремонт оборудования;

- повышение квалификации обслуживающего персонала;

- снижение почасовых расходов постоянных и переменных общепроизводственных расходов;

- увеличение объема производства при неизменных накладных расходах;

- постоянный контроль эффективности накладных расходов путем расчета различных коэффициентов.

Прогнозный баланс и оценка финансового положения - student2.ru

Тенденция коэффициента к снижению свидетельствует об эффективности накладных расходов.

Прогнозный баланс и оценка финансового положения - student2.ru

По данному коэффициенту также должна быть тенденция к снижению.

Прогнозный баланс и оценка финансового положения - student2.ru

Если данный коэффициент £ 1 , то это свидетельствует об эффективности накладных расходов.

Важным направлением при принятии краткосрочных управленческих решений является получение оптимальной прибыли. Эти решения основаны на использовании методики анализа «Затраты - Объем - Прибыль». При этом на величину прибыли оказывают влияние следующие факторы:

- объем продаж;

- продажная цена;

- величина переменных затрат;

- величина постоянных затрат.

При принятии управленческих решений производятся прогнозные расчеты с учетом каждого фактора, и выбирается наиболее оптимальный вариант. При этом важное значение имеет такой показатель, как маржинальная прибыль и рентабельность маржинальной прибыли.

Наши рекомендации