Управление государственным долгом
Под управлением государственным долгом подразумевают совокупность мероприятий государства, связанных с погашением и обслуживанием долга, а также по определению условий новых заимствований.
Рефинансирование— осуществление новых заимствований для обслуживания и погашения старых (как говорят в народе, перезанять). Анализ показателей, приведенных в табл. 7.51,
1 Данные, приведенные в таблице, взяты из официального бюллетеня Счетной палаты Украины (Выпуск 11 за 2006 г.).
178 Финансы.UA
позволяет говорить о том, что правительство Украины осуществляло частичное рефинансирование государственного долга. Это совершенно нормальная общепринятая международная практика. Рефинансирование можно рассматривать как положительный метод управления долгом, поскольку в данном случае не ущемляются интересы кредиторов.
Таблица 7.5
Динамика объемов государственных заимствований
И расходов на погашение и обслуживание
Государственного долга Украины
За 2001 — 2005 годы
Показатели | |||||
Объем государственных заимствований (млрд грн.) | 5,5 | 5,3 | 7,5 | 10,7 | 14,1 |
Расходы на погашение и обслуживание госдолга (млрд грн.) | 8,4 | 9,1 | 10,1 | 12,9 | 17,8 |
Удельный вес новых займов в расходах на погашение и обслуживание госдолга, % | 65,4 | 58,2 | 74,2 | 82,9 | 79,2 |
К числу методов управления госдолгом, не ущемляющих права кредиторов, можно отнести выкуп долга. Выкуп долга— государство выкупает свои долговые обязательства на открытом рынке. Применение данного метода целесообразно по отношению к ценным бумагам, срок погашения по которым еще не наступил. Выкупать такие обязательства выгодно (конечно, если у государства имеются ресурсы), поскольку стоят они, как правило, ниже номинала. Кроме того, экономятся средства на обслуживание долга.
Унификация— объединение нескольких ранее осуществленных займов в один. Это упрощает процесс управления долгом и в конечном итоге может способствовать сокращению расходов на его обслуживание.
Дальше речь пойдет о методах, которые так или иначе
Глава 7. Государственный кредит 179
ущемляют права кредиторов и вызваны ухудшением финансового состояния государства-заемщика.
Отсрочка погашения— отодвигание сроков погашения займа (займов) в сочетании с прекращением уплаты процентных доходов.
Консолидация долга— увеличение сроков погашения займа. При консолидации долга (в отличие от отсрочки) уплата процентных доходов сохраняется. В данном случае государство может обменять старые облигации, срок погашения которых наступил, на новые, имеющие более отдаленный срок погашения. Консолидация может совмещаться с унификацией.
Конверсия долга— изменение доходности государственных ценных бумаг (как правило, уменьшение). Конверсия долга может сочетаться с консолидацией.
Аннулирование долга— государство отказывается уплачивать по своим долговым обязательствам. Аннулирование долга (полное или частичное) предпринимается правительством как крайняя мера и, как правило, является следствием финансового банкротства страны.
Реструктуризация долга— различное сочетание вышеперечисленных методов.
Формирование нормативно-правового обеспечения государственных заимствований и долговых обязательств является непременным условием для создания эффективной системы управления государственным долгом. У нас, в Украине, статьей 92 Конституции определено, что порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга устанавливается исключительно законами Украины.
По состоянию на июнь 2007 года частично нормирован лишь механизм образования внутреннего государственного долга в Законе Украины «О государственном внутреннем долге» (см. Приложение 41), который принят еще в 1992 году (задолго до вступления в силу Конституции Украины). В соответствии с этим законом управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с НБУ. Размещение долговых обязательств Правительства Украину и предоставление гарантий производится Министерством финансов Украины от лица Правительства
180 Финансы. UA
Украины и по его поручению. Счетная палата осуществляет контроль за образованием и погашением государственного внутреннего долга Украины.
15 июня 2005 года Верховная Рада Украины в первом чтении рассмотрела проект Закона Украины «О государственном долге Украины» (см. Приложение 43), который предусматривает формирование целостного законодательного поля для реализации долговой политики. Закон пока не принят. Как следствие, отсутствует единая четкая законодательная система регулирования порядка осуществления государственных заимствований и их использования. Отдельные нормы управления госдолгом устанавливаются ежегодно законами Украины о Государственном бюджете Украины, а также нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины и Министерства финансов Украины.
Глава 8. Налоги Украины 181
ГЛАВА 8.
НАЛОГИ УКРАИНЫ
О, стыд! — У беззащитных отнимать
И часть, корысти ради, раздавать!