Ресурсная база организации
Ресурсная база организации – ресурсы, переданные организации участниками корпоративных отношений.
Ресурсная база определяет возможность реализации целевой функции организации. Если каких-либо ресурсов будет недостаточно, то выполнить целевую функцию невозможно. (Целевая функция у каждой организации своя, чаще всего она представлена в миссии)
Некоторые зависимости модели корпоративного взаимодействия
Максимальные возможные выгоды участников корпоративных отношений определяются потенциалом системы – потенциальной возможностью фирмы удовлетворить потребности УКО. Он определяется суммой ресурсов, переданных участниками в социально-экономическую систему, и издержками этой системы.
(1) | ||||
где: | P | – | потенциал социально-экономической системы; | |
rkj | – | ресурсы k-вида, j-го участника корпоративных отношений; | ||
cm | – | издержки m-вида; | ||
Q | – | количество участников корпоративных отношений в фирме. | ||
Корпоративные отношения.
Корпоративные отношения – добровольные отношения субъектов в соответствии с правилами, определенными условиями компании. Условия и, соответственно, правила распределения ресурсов определяются институциональной средой компании – сочетанием внешних и внутренних социальных институтов. Социальные институты: правила, принципы, стереотипы, слухи и другие.
Можно определить следующие формы корпоративного взаимодействия:
Корпоративное управление – активная деятельность субъекта управления, направленная на изменение состояния объекта управления;
Молчаливая (пассивная) поддержка – сохранение нейтральной позиции по отношению к действиям субъекта;
Активная поддержка – предоставление ресурсов субъекту;
Активное и пассивное противодействие другим субъектам корпоративных отношений.
Индивидуальная цель взаимодействия – получение индивидуальных выгод любого вида (учитываются прямые и косвенные выгоды).
Коллективные цели, скорее, – средство консолидации, инструмент, компромисс.
В процессе взаимодействия участники корпоративных отношений организуют и осуществляют совместную деятельность, в том числе, предусматривая возможность каждого участника влиять на процесс распределения ресурсов. В общем случае, главный вопрос корпоративного взаимодействия – с кем и как объединиться, как вести совместную работу, чтобы получить максимальные выгоды в данной социально-экономической системе?
В процессе корпоративного взаимодействия используются следующие методы и инструменты:
выявление интересующих участников корпоративных отношений и их ресурсов,
выявление их интересов и формирование стратегии взаимодействия с ними;
формирование краткосрочных и долгосрочных коалиций, союзов;
методы и инструменты манипулирования, убеждения, формирования ожиданий и субъективных оценок.
Ключевые аспекты корпоративного взаимодействия:
Сочетание ресурсов и, соответственно, участников корпоративных отношений, позволяет получить большие выгоды, чем действия по отдельности;
Групповые цели и интересы воспринимаются через призму индивидуальных целей и интересов;
Наибольшие выгоды получают активные участники корпоративных отношений в соответствии с принципами корпоративного контроля.
Теория корпоративного взаимодействия базируется на следующих принципах:
Поведенческие принципы
Принцип локальной рациональности.( Человек делает рациональный
выбор, но в рамках его представления о существующих в системе стимулах, ограничениях, возможностях – своеобразной системы координат, формируемой за счет действия социальных институтов, информации, поступившей ему до момента принятия решения и информации, сформированной им самим на основе имеющихся у человека представлений о мире и его условиях (базис локальной рациональности). На основании имеющейся информации формируются субъективные оценки требуемых ресурсов и ожидаемых выгод)
Принцип неудовлетворенной активности. (человек активен, если он неудовлетворен имеющимися у него или полученными ресурсами. Человек – активный элемент системы взаимодействия. Как активный элемент системы он может не только выбирать наиболее выгодный ему вариант поведения, но может и влиять на других участников, распространяя информацию, формировать условия взаимодействия.
В общем случае, активность человека в системе определяется степенью его удовлетворенности полученным результатом – чем менее удовлетворен человек, тем более он активен.)
Принцип свободы выбора варианта поведения. (Человек в процессе взаимодействия в социально-экономической системе может выбрать тот вариант поведения, который ему покажется возможным и выгодным. Последствия такого выбора определяются системой (действующими в системе социальными институтами, структурой участников корпоративных отношений, их характеристиками). При определении стратегии и тактики поведения в социальной системе, необходимо учитывать возможность самого разного поведения субъектов отношений, в том числе, нарушающего все мыслимые и немыслимые правила.)
Принцип необратимости информационного воздействия. (Кто владеет информацией – тот владеет миром. В процессе взаимодействия субъекты отношений обмениваются различной информацией, которая формирует в сознании человека представление об имеющихся в данной системе возможностях, ограничениях и стимулах. Любая информация формирует ассоциативные связи и, в дальнейшем, учитывается при принятии решения. Этим определяется необратимость социальных процессов.
Системоформирующие принципы
Принцип относительности ценности ресурсов. (Ценность ресурса а, следовательно, и его стоимость, определяется, с одной стороны, его имманентными свойствами (редкость; возможности, которые он предоставляет; универсальность, необходимость комплементарных ресурсов и др.) и, что весьма значимо, с другой стороны, количеством и сочетанием ресурсов, уже имеющихся в системе, для которой предназначен оцениваемый ресурс. Ценность того или иного ресурса может быть определена относительно какой-то системы – насколько этот ресурс способствует достижению цели, насколько он значим для достижения цели и, насколько снижает издержки системы)
Принцип силы большинства. (Принцип силы большинства означает, что, так или иначе, для получения преимущества в процессе взаимодействия необходимо иметь возможность привлечь на свою сторону большинство участников корпоративных отношений.)
Принцип открытости социально-экономической системы. (Социально-экономическая система, в общем-то, не имеет границ, по крайней мере, жестких границ – так или иначе, деятельность такой системы (фирмы, в частности) затрагивает всех и, при определенных условиях, тот, кто раньше не обращал внимания на нее, может проявить активность и оказать влияние на систему, опираясь на большинство. Возможность опереться на большинство определяется институциональной средой.)
Субъект корпоративных отношений – организация и участник корпоративных отношений.
Объект корпоративных отношений - право собственности и/или совместные интересы или волеизъявления.