Ресурсная база организации

Ресурсная база организации – ресурсы, переданные организации участниками корпоративных отношений.

Ресурсная база определяет возможность реализации целевой функции организации. Если каких-либо ресурсов будет недостаточно, то выполнить целевую функцию невозможно. (Целевая функция у каждой организации своя, чаще всего она представлена в миссии)

Некоторые зависимости модели корпоративного взаимодействия

Максимальные возможные выгоды участников корпоративных отношений определяются потенциалом системы – потенциальной возможностью фирмы удовлетворить потребности УКО. Он определяется суммой ресурсов, переданных участниками в социально-экономическую систему, и издержками этой системы.

(1)
где: P потенциал социально-экономической системы;
  rkj ресурсы k-вида, j-го участника корпоративных отношений;
  cm издержки m-вида;
  Q количество участников корпоративных отношений в фирме.
         

Корпоративные отношения.

Корпоративные отношения – добровольные отношения субъектов в соответствии с правилами, определенными условиями компании. Условия и, соответственно, правила распределения ресурсов определяются институциональной средой компании – сочетанием внешних и внутренних социальных институтов. Социальные институты: правила, принципы, стереотипы, слухи и другие.

Можно определить следующие формы корпоративного взаимодействия:

 Корпоративное управление – активная деятельность субъекта управления, направленная на изменение состояния объекта управления;

 Молчаливая (пассивная) поддержка – сохранение нейтральной позиции по отношению к действиям субъекта;

 Активная поддержка – предоставление ресурсов субъекту;

 Активное и пассивное противодействие другим субъектам корпоративных отношений.

Индивидуальная цель взаимодействия – получение индивидуальных выгод любого вида (учитываются прямые и косвенные выгоды).

Коллективные цели, скорее, – средство консолидации, инструмент, компромисс.

В процессе взаимодействия участники корпоративных отношений организуют и осуществляют совместную деятельность, в том числе, предусматривая возможность каждого участника влиять на процесс распределения ресурсов. В общем случае, главный вопрос корпоративного взаимодействия – с кем и как объединиться, как вести совместную работу, чтобы получить максимальные выгоды в данной социально-экономической системе?

В процессе корпоративного взаимодействия используются следующие методы и инструменты:

 выявление интересующих участников корпоративных отношений и их ресурсов,

выявление их интересов и формирование стратегии взаимодействия с ними;

 формирование краткосрочных и долгосрочных коалиций, союзов;

 методы и инструменты манипулирования, убеждения, формирования ожиданий и субъективных оценок.

Ключевые аспекты корпоративного взаимодействия:

 Сочетание ресурсов и, соответственно, участников корпоративных отношений, позволяет получить большие выгоды, чем действия по отдельности;

 Групповые цели и интересы воспринимаются через призму индивидуальных целей и интересов;

 Наибольшие выгоды получают активные участники корпоративных отношений в соответствии с принципами корпоративного контроля.

Теория корпоративного взаимодействия базируется на следующих принципах:

Поведенческие принципы

 Принцип локальной рациональности.( Человек делает рациональный

выбор, но в рамках его представления о существующих в системе стимулах, ограничениях, возможностях – своеобразной системы координат, формируемой за счет действия социальных институтов, информации, поступившей ему до момента принятия решения и информации, сформированной им самим на основе имеющихся у человека представлений о мире и его условиях (базис локальной рациональности). На основании имеющейся информации формируются субъективные оценки требуемых ресурсов и ожидаемых выгод)

 Принцип неудовлетворенной активности. (человек активен, если он неудовлетворен имеющимися у него или полученными ресурсами. Человек – активный элемент системы взаимодействия. Как активный элемент системы он может не только выбирать наиболее выгодный ему вариант поведения, но может и влиять на других участников, распространяя информацию, формировать условия взаимодействия.

В общем случае, активность человека в системе определяется степенью его удовлетворенности полученным результатом – чем менее удовлетворен человек, тем более он активен.)

 Принцип свободы выбора варианта поведения. (Человек в процессе взаимодействия в социально-экономической системе может выбрать тот вариант поведения, который ему покажется возможным и выгодным. Последствия такого выбора определяются системой (действующими в системе социальными институтами, структурой участников корпоративных отношений, их характеристиками). При определении стратегии и тактики поведения в социальной системе, необходимо учитывать возможность самого разного поведения субъектов отношений, в том числе, нарушающего все мыслимые и немыслимые правила.)

 Принцип необратимости информационного воздействия. (Кто владеет информацией – тот владеет миром. В процессе взаимодействия субъекты отношений обмениваются различной информацией, которая формирует в сознании человека представление об имеющихся в данной системе возможностях, ограничениях и стимулах. Любая информация формирует ассоциативные связи и, в дальнейшем, учитывается при принятии решения. Этим определяется необратимость социальных процессов.

Системоформирующие принципы

 Принцип относительности ценности ресурсов. (Ценность ресурса а, следовательно, и его стоимость, определяется, с одной стороны, его имманентными свойствами (редкость; возможности, которые он предоставляет; универсальность, необходимость комплементарных ресурсов и др.) и, что весьма значимо, с другой стороны, количеством и сочетанием ресурсов, уже имеющихся в системе, для которой предназначен оцениваемый ресурс. Ценность того или иного ресурса может быть определена относительно какой-то системы – насколько этот ресурс способствует достижению цели, насколько он значим для достижения цели и, насколько снижает издержки системы)

 Принцип силы большинства. (Принцип силы большинства означает, что, так или иначе, для получения преимущества в процессе взаимодействия необходимо иметь возможность привлечь на свою сторону большинство участников корпоративных отношений.)

 Принцип открытости социально-экономической системы. (Социально-экономическая система, в общем-то, не имеет границ, по крайней мере, жестких границ – так или иначе, деятельность такой системы (фирмы, в частности) затрагивает всех и, при определенных условиях, тот, кто раньше не обращал внимания на нее, может проявить активность и оказать влияние на систему, опираясь на большинство. Возможность опереться на большинство определяется институциональной средой.)

Субъект корпоративных отношений – организация и участник корпоративных отношений.

Объект корпоративных отношений - право собственности и/или совместные интересы или волеизъявления.

Наши рекомендации