Внутренний и внешний аудит
Внутренний аудит – это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения БУ и надежности функционирования СВК. Внутренний аудит (финансовый контроллинг) осуществляется самим Препр-ем. Потребность в нем возникает на крупных Предпр-ях, т.к. верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности Предпр-ия и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит решает следующие задачи: контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности и оценки качества информации, которую использует руководство Предпр-ия при принятии решений; анализ эффективности функционирования СВК и обработки информации; поиск резервов ФХД и другие задачи по запросу руководителей организации. На крупных Предпр-ях внутренний аудит должен проводиться повседневно отделом внутреннего аудита. Главный бухгалтер и бухгалтерия Предпр-ия не должны заниматься внутренним аудитом. На малых Предпр-ях для решения задач внутреннего аудита можно привлекать профессиональных аудиторов со стороны. Внутренний аудитор не может давать юридического заключения о достоверности отчетности, так как проверка не является независимой.
Внешний аудит проводится самостоятельными независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами по договору. Его цель: оценка достоверности БФО и подтверждение соблюдения действующего законодательства, объективная оценка финансовых возможностей, оказание аудиторских услуг. Отличие внешнего от внутреннего аудита состоит в том, что внутренний аудит направлен на оказание помощи менеджерам по осуществлению контроля, а внешний аудит – служит интересам сторонних групп, т.е. заказчиками могут быть: 1. Государственные органы (обязательная аудиторская проверка устанавливается законодательством или аудит может проводиться по специальному заданию правоохранительных органов, налоговых служб и других уполномоченных органов); 2. Собственники Предпр-ия, т.е. акционеры, инвесторы, частные лица; 3. Банки и другие кредитные учреждения, которые при предоставлении Предпр-ям кредитов нуждаются в подтверждении их платежеспособности, возможности эффективно использовать заемные средства и вовремя вернуть кредит и % по ним.
Таким образом, внутренний аудит определяется руководством Предпр-ия и зависит от него, а внешний аудит определяется законодательством и является предпринимательской деятельностью и не зависит от руководства проверяемого Предпр-ия.
Обязательный аудит.
Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения БУ и БФО организации или ИП. ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.11.2011) предусматривает следующие случаи, в которых осуществляется обязательный аудит:
1) если организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи Т, выполнения Р, оказания У) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов руб.;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) БФО;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит БФО организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Договор на проведение обязательного аудита БФО организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита БФО государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6. Виды сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг.
Согласно ФПСАД № 24 «ФПСАД № 24 - Основные принципы ФПСАД, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» к сопутствующим аудиту услугам относятся:
а) обзорные проверки;
б) согласованные процедуры;
в) компиляция финансовой информации.
Также аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление БФО, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Прочие услуги классифицируются на 2 вида:
1. Прочие услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки: - постановка БУ; - контроль ведения учета и составления отчетности - контроль начисления и уплаты налогов - анализ хозяйственной деятельности; - проведение семинаров повышения квалификации, а также обучение персонала; - компьютеризация БУ; - консультационные услуги.
2. Прочие услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта аудиторской проверки, к ним относят: - ведение БУ; - восстановление БУ; - составление налоговых деклараций; - составление БФО.
Аудиторские услуги классифицируются на 3 вида:
1. Услуги действия – услуги по созданию документов, ранее экономическим субъектом не созданных (дополнительные первичные документы, не предусмотренные типовыми формами)
2. Услуги контроля – проверка документов на их соответствие различным критериям. Контроль ведения учета и составления отчетности, начисление и уплата налогов и иных обязательных платежей, тестирование бухгалтеров П-ия.
3. Информационные услуги – подготовка устных и письменных консультаций по различным вопросам проведения семинаров, обучения, информационное обслуживание, издание методических рекомендаций.