Тема 1. Основы организации и функционирования финансов организаций в рыночной экономике
ВОПРОСЫ
1. Сущность и формы финансов организаций.
2. Функции финансов организаций.
3. Место финансов организаций в общей системе финансов.
4. Принципы организации финансов организаций.
5. Финансовые ресурсы организаций.
6. Финансовое состояние организаций и пути его улучшения.
Тема 2. Финансирование затрат на производство и реализацию продукции*
ВОПРОСЫ
1. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
2. Налоги и сборы, включаемые в себестоимость произведенной продукции.
3. Нормирование затрат на производство продукции.
4. Источники финансирования текущих затрат.
5. Резервы снижения себестоимости производства продукции.
6. Влияние снижения себестоимости на прибыль и рентабельность производственной деятельности организации.
II. ЗАДАЧИ
Задача 1.
Определить себестоимость произведенной и реализованной продукции при следующих условиях:
руб. | |
1) Запасы материалов на начало года на конец года | |
2) Незавершенное производство на начало года на конец года | |
3) Готовая продукция на начало года на конец года | |
4) Затраты в течение года Закупка материалов Прямые расходы на оплату труда Общепроизводственные расходы |
Исходя из этого себестоимость составит:
а) произведенной продукции
б) реализованной продукции
Задача 2.
Оптимальный размер заказа
На фирме используется 400 единиц материала в месяц, стоимость каждого заказа равна 200 тыс. руб., стоимость хранения каждой единицы материала — 10 тыс. руб.
Ответьте на следующие вопросы:
1) Чему равен оптимальный размер заказа?
2) Сколько заказов следует делать в месяц?
3) Как часто необходимо делать каждый заказ?
Задача 3.
Управление запасами
Магазин продает в среднем в месяц 150 единиц товара. Каждый размещаемый заказ (заказанное одновременно количество товара) составляет 300 единиц товара. Стоимость каждой единицы товара равна 5 тыс. руб., стоимость одного заказа — 10 тыс. руб., стоимость хранения — 10% от капиталовложений в запасы. Уровень процентной ставки составляет 20%, налоговых выплат — 40%.
Определите:
1) капиталовложения в запасы;
2) годовую стоимость заказа;
3) годовую стоимость капиталовложений в запасы;
4) альтернативную стоимость капиталовложений;
5) полную нетто-стоимость запасов (за вычетом покупной цены).
Тема 3. Формирование и использование оборотных средств *
ВОПРОСЫ
1. Кругооборот ресурсов организаций, сущность и функции оборотных средств.
2. Основные принципы организации оборотных средств.
3. Расчет потребности в оборотных средствах для авансирования затрат на создание производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции.
4. Источники формирования оборотных средств и финансирования прироста норматива.
5. Показатели эффективности использования оборотных средств.
II. ЗАДАЧИ
Задача 1.
3) годовую стоимость капиталовложений в запасы;
4) альтернативную стоимость капиталовложений;
5) полную нетто-стоимость запасов (за вычетом покупной цены).
Задача 2.
Сумма продаж компании за год составила 108 тыс. руб. Стоимость материальных ценностей (запасов) на начало года – 20 тыс. руб. и к концу года – 16 тыс. руб. Определим оборачиваемость запасов компании (тыс. руб.):
1. Запас на начало года 20
Запас на конец года 16
Итого 36
Средний уровень запасов 18
Тема 4. Выручка от реализации продукции
ВОПРОСЫ
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) как основной источник поступления денежных средств. Цены и виды выручки.
2. Планирование выручки от реализации продукции и услуг.
3. Распределение выручки и валовой доход. Роль валового дохода в формировании финансовых ресурсов.
4. Факторы роста выручки от реализации в условиях рыночных отношений.
II. ЗАДАЧИ
Задача 1.
Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 250 руб. (без НДС). Переменные издержки составляют 150 руб./шт., постоянные издержки предприятия –35000руб. в месяц.
Показатель | На единицу продукции, руб. | % | Долей единицы |
Цена реализации | |||
Переменные издержки | 0,6 | ||
Валовая маржа | 0,4 |
Возьмите на себя роль финансового директора предприятия и ответьте на следующие вопросы:
1. Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу на 10000 руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 30000 руб. Следует ли одобрить повышение расходов на рекламу?
2. Зам. генерального директора по производству хотел бы использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 25 руб. на каждую единицу продукции. Однако начальник отдела сбыта опасается, что снижение качества плит приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в месяц. Следует ли переходить на более дешевые материалы?
3. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реализации на 20 руб. и одновременно довести расходы на рекламу до 15000 в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае увеличение объема реализации на 50%. Следует ли одобрить такое предложение?
4. Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотрудников с окладов (суммарный месячный фонд оплаты 6000 руб.) на комиссионное вознаграждение 15 руб. с каждой проданной плиты. Он уверен, что объем продаж вырастет на 15%. Следует ли одобрить такое предложение?
5. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить отпускную оптовую цену, чтобы стимулировать сбыт и довести дополнительный ежемесячный объем оптовых продаж до 150 плит. Какую следует назначить оптовую цену на дополнительную продукцию, чтобы прибыль возросла на 3000 руб.?
Задача 2.
Предприятие изготавливает запасные части к автомобилям и реализует их по 10 руб. за штуку. Переменные издержки на единицу продукции – 3,6 руб. Квартальный объем продаж – 250000 шт. Постоянные издержки предприятия составляют 975000 руб. Порог рентабельности перейден. Поступает коммерческое предложение продать дополнительно 20000 изделий по 5,25 руб. Выполнение этого заказа связано только с возрастанием переменных издержек на 72000 руб. Постоянные издержки не изменятся. Стоит ли принять предложение?
Задача 3.
Выручка от реализации продукции составила на предприятии 500 млн.- руб., условно-переменные затраты –250 млн. руб., условно-постоянные затраты –100 млн. руб. Рассчитать маржинальную прибыль, финансовый результат, точку безубыточности и эффект операционного рычага:
Задача 4.
Объем продаж компании в год составляет 120 тыс. руб. Ее задолженность на конец года – 20 тыс. руб. Объем продаж за день относительно задолженности вычисляется следующим образом:
1. Продажа – 120 тыс. руб.
2. Задолженность – 20 тыс. руб.
3. Средний объем продаж за день.
4. Продажа за день относительно задолженности
Дневной объем реализации относительно задолженности.