Юридическому или физическому лицу-предпринимателю без

Образования юридического лица в отношении всех или части товаров,

Для которых он зарегистрирован. В качестве приобретателя прав могут

Выступать только юридические лица или физические лица,

Зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Передача прав на товарный знак не допускается, если она может

Явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно

Товара или его изготовителя.

Право на использование товарного знака может быть

Предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу

(лицензиату) по лицензионному договору как на условиях

Исключительной, так и неисключительной лицензии. При этом

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество

Товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что

Лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор, как

И договоры о передаче прав на изобретения, полезные модели и

Промышленные образцы регистрируются в Патентном ведомстве. Без

Этой регистрации они считаются недействительными.

Для лицензионных договоров о передаче прав на товарные знаки и

знаки обслуживания существенными условиями являются:

- предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, в

Отношении которого заключен договор);

- вид передачи товарного знака (уступка или лицензия);

- вид лицензии;

- территория действия передаваемых прав;

- срок действия передаваемых прав;

- товары, в отношении которых передаются права на товарный знак или

Предоставляется лицензия;

- условие о том, что качество товара лицензиата будет не ниже качества

Товара лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за

Выполнением этого условия.

В законодательстве весьма скупо урегулированы вопросы

содержания патентно-лицензионных договоров, например, вопросы об

Ответственности сторон. В связи с этим к указанным договорам могут

применяться общие положения о договорах, обязательствах и сделках. В

Соответствии с принципом свободы договора стороны могут включать

Любые условия, не противоречащие императивным нормам

Гражданского законодательства.

Кроме того, условия лицензионного характера могут являться

Составной частью иного договора, в частности договора о совместной

Деятельности, договора продажи предприятия и т.д.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Понятие и историческое развитие договора коммерческой

Концессии. Современный Гражданский кодекс РФ впервые закрепил в

Главе 54 новый для российского законодательства институт договора

Коммерческой концессии, имеющий много общего с так называемым

Договором франчайзинга, характерным для англо-саксонской системы

Права.

Первый договор коммерческой концессии в России был

Зарегистрирован в Роспатенте 20 июня 1996 г. Это договор между

компанией «Колгейт Палмолив» (США) и пользователем АО «Ком

Палм» (РФ). Предметом договора является тридцать пять изобретений,

По семи выданы патенты, семь промышленных образцов, и шестьдесят

Товарных знаков97.

В российском дореволюционном праве предусматривался некий

Аналог данному договору, а именно, сделки с фирмой. Под фирмой

Понималось название торгового предприятия, как обособленного

Частного хозяйства, имевшее своей целью индивидуализировать

Предприятие, и составлявшее его принадлежность. Поскольку фирма

Составляла принадлежность предприятия, то она не могла быть

Предметом сделки отдельно от предприятия.

Первые элементы франчайзинга стали практиковаться в США еще

В середине прошлого века. В настоящее время в США франчайзинг

охватывает 30% розничной торговли, в Австралии – 90%98.

Как самостоятельный объект правового регулирования договор

Наши рекомендации