Юридическому или физическому лицу-предпринимателю без
Образования юридического лица в отношении всех или части товаров,
Для которых он зарегистрирован. В качестве приобретателя прав могут
Выступать только юридические лица или физические лица,
Зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Передача прав на товарный знак не допускается, если она может
Явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно
Товара или его изготовителя.
Право на использование товарного знака может быть
Предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу
(лицензиату) по лицензионному договору как на условиях
Исключительной, так и неисключительной лицензии. При этом
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество
Товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что
Лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор, как
И договоры о передаче прав на изобретения, полезные модели и
Промышленные образцы регистрируются в Патентном ведомстве. Без
Этой регистрации они считаются недействительными.
Для лицензионных договоров о передаче прав на товарные знаки и
знаки обслуживания существенными условиями являются:
- предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, в
Отношении которого заключен договор);
- вид передачи товарного знака (уступка или лицензия);
- вид лицензии;
- территория действия передаваемых прав;
- срок действия передаваемых прав;
- товары, в отношении которых передаются права на товарный знак или
Предоставляется лицензия;
- условие о том, что качество товара лицензиата будет не ниже качества
Товара лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за
Выполнением этого условия.
В законодательстве весьма скупо урегулированы вопросы
содержания патентно-лицензионных договоров, например, вопросы об
Ответственности сторон. В связи с этим к указанным договорам могут
применяться общие положения о договорах, обязательствах и сделках. В
Соответствии с принципом свободы договора стороны могут включать
Любые условия, не противоречащие императивным нормам
Гражданского законодательства.
Кроме того, условия лицензионного характера могут являться
Составной частью иного договора, в частности договора о совместной
Деятельности, договора продажи предприятия и т.д.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
Понятие и историческое развитие договора коммерческой
Концессии. Современный Гражданский кодекс РФ впервые закрепил в
Главе 54 новый для российского законодательства институт договора
Коммерческой концессии, имеющий много общего с так называемым
Договором франчайзинга, характерным для англо-саксонской системы
Права.
Первый договор коммерческой концессии в России был
Зарегистрирован в Роспатенте 20 июня 1996 г. Это договор между
компанией «Колгейт Палмолив» (США) и пользователем АО «Ком
Палм» (РФ). Предметом договора является тридцать пять изобретений,
По семи выданы патенты, семь промышленных образцов, и шестьдесят
Товарных знаков97.
В российском дореволюционном праве предусматривался некий
Аналог данному договору, а именно, сделки с фирмой. Под фирмой
Понималось название торгового предприятия, как обособленного
Частного хозяйства, имевшее своей целью индивидуализировать
Предприятие, и составлявшее его принадлежность. Поскольку фирма
Составляла принадлежность предприятия, то она не могла быть
Предметом сделки отдельно от предприятия.
Первые элементы франчайзинга стали практиковаться в США еще
В середине прошлого века. В настоящее время в США франчайзинг
охватывает 30% розничной торговли, в Австралии – 90%98.
Как самостоятельный объект правового регулирования договор