Доходы и расходы федерального бюджета.

Задания для самостоятельной работы студентов

группы 10-э по дисциплине «Финансы»

Учебный год 1 семестр

· Подготовить тетрадь для самоподготовки по дисциплине.

Задание № 1 Повторение

Из курса Экономической теории[1] повторить схему экономического кругооборота.

Задание № 2 «Распаковка» понятия «финансы»

Дать свое определение понятия «финансы», используя прием «распаковки» понятия[2], для этого:

- 2.1 выписать из разных источников (с указанием их) несколько определений понятия «финансы»;

- 2.2 используя предлагаемый прием «распаковки» понятия сформулироватьсвое определение (эта часть задания будет выполняться на семинарском занятии).

Схема «распаковки» понятия

 
  Доходы и расходы федерального бюджета. - student2.ru

Заполняя организационные диаграммы[3], можно использовать синонимы терминов:

· «представляет собой»: играет роль, знакомит, выступает в качестве;

· «включает»: содержит, охватывает, вводит, заключает;

· «обеспечивает»: снабжает, оснащает;

· «предполагает»: собирается, рассчитывает, располагает, полагает, намеревается.

2.3 Результатом работы является сформулированное свое определение понятия «финансы».

Задание № 3 «Глоссарий по дисциплине Финансы»

Начать составление глоссария[4] по дисциплине.

Составление глоссария[5] — вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в ал­фавитном порядке.

Роль студента:

• прочитать материал источника, выбрать главные терми­ны, непонятные слова;

• подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

• критически осмыслить подобранные определения и по­пытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

• оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие терминов теме;

• многоаспектность интерпретации терминов и конкре­тизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

• соответствие оформления требованиям;

• работа сдана в срок.

Термины для глоссария (см. План семинарских занятий)

3.1 «Финансы. Финансовая система»:

финансы, деньги, цена, кредит, товар, финансовые отношения, финансовые ресурсы, финансовые инструменты и механизмы, функции финансов, производство, воспроизводство, расширенное воспроизводство, ВНП, ВВП, доходы, расходы;

финансовая система, сферы и звенья финансовой системы; денежные фонды, денежные потоки; централизованные (публичные) финансы, децентрализованные (частнохозяйственные) финансы; бюджетная система, внебюджетные фонды; государственный кредит.

3.2 «Бюджет как основное звено финансовой системы»:

Государственный бюджет, функции бюджета – распределительно-перераспределительная, контрольная, бюджетная политика; бюджетное устройство, уровни бюджетной системы, консолидированный бюджет, целевой бюджетный фонд, государственный внебюджетный фонд.

Государственное устройство – унитарное, федеративное, конфедеративное; бюджетный федерализм, межбюджетные отношения, бюджетное регулирование; межбюджетные трансферты, формы межбюджетных трансфертов- дотации, субсидии, субвенции.

3.3 «Доходы и расходы федерального бюджета»

Доходы бюджетов, классификация доходов; налоговые, неналоговые доходы, безвозмездные поступления; налоги, функции налогов – фискальная и стимулирующая; собственные и регулирующие доходы.

Расходы бюджетов, обязательные, социальные, экономические расходы; бюджетные ассигнования; бюджетные обязательства; государственное (муниципальное) задание.

Принцип сбалансированности бюджетов; дефицит, профицит, причины возникновения бюджетного дефицита; структурный дефицит, циклический дефицит; предельный размер дефицита; секвестр расходов.

3.4 «Бюджетный процесс»

Бюджетный процесс, принципы бюджетного процесса; стадии бюджетного процесса – составление, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении; участники бюджетного процесса; исполнение бюджета; сводная бюджетная роспись, кассовый план; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам.

3.5 «Государственные внебюджетные фонды»:

Внебюджетный фонд; Пенсионный фонда РФ, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования; отраслевые внебюджетные фонды НИОКР,

3.6 «Государственный кредит»

Государственный кредит как финансовая категория; управление государственным кредитом;

государственный долг, виды государственного долга – внешний, внутренний;

государственные заимствования; государственные ценные бумаги – ГКО и ОФЗ;

управление государственным долгом, методы управления государственным долгом – конверсия, консолидация, реструктуризация;

дефолт; бюджетные кредиты.

Задание № 4 Подготовка к экзаменам

Используя схемы, рисунки и другие наглядные приемы подготовить подробный конспект ответа на вопрос к экзамену:

4.1 «Сущность финансов как экономической категории. Роль и функции финансов в рыночной экономике»

4.2 «Финансовая система РФ, ее основные элементы, принципы построения и функционирования»

4.3 «Региональные финансы»

Задание № 5. Составить схему: «Бюджетное устройство РФ» (ст. 10 БК).

Задание № 6. Выписать из Бюджетного кодекса РФ принципы бюджетной системы (гл.5 БК)

Задание № 7.

Прочитать Бюджетное послание Президента РФ на текущий период:

  • Отметить ключевые моменты.
  • Дать им краткую характеристику.
  • Сравнить основные направления бюджетной политики с аналогичными в предыдущих Посланиях.

Задание № 8 .

Выписать из действующей редакции БК РФ[6] (после 2008 года) определения понятий «дотации», «субсидии», «субвенции».

Сравнить определения этих понятий, данных в предыдущей редакции БК (до 2008 года).

Результаты оформить в виде таблицы:

Наименование понятия Определение понятия в редакции Бюджетного кодекса Свои выводы
до 2008 года после 2008 года
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Задание №_9.

Подготовить конспект по вопросам семинара № 3

Семинар № 3

Доходы и расходы федерального бюджета.

Основные понятия:

доходы бюджетов, классификация доходов; налоговые, неналоговые доходы, безвозмездные поступления; налоги, функции налогов – фискальная и стимулирующая; собственные и регулирующие доходы; расходы бюджетов, обязательные, социальные, экономические расходы; бюджетные ассигнования; бюджетные обязательства; государственное (муниципальное) задание.

9.1 Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:

1) Доходы государственного бюджета.

2) Расходы государственного бюджета.

9.2 Обсуждение проблем:

  • Источники финансирования доходной части государственного бюджета.
  • Направления расходования государственного бюджета.
  • Источники финансирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации.
  • Направления расходования бюджета субъекта Российской Федерации.
  • Источники финансирования доходной части муниципального бюджета.
  • Направления расходования муниципального бюджета.

Задание №_10. Подготовить конспект по вопросам семинара № 4

Семинар № 4

Организация бюджетного процесса в РФ.

Основные понятия:

бюджетный процесс, принципы бюджетного процесса; стадии бюджетного процесса – составление, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении; участники бюджетного процесса; исполнение бюджета; сводная бюджетная роспись, кассовый план; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам.

10.1 Заслушивание и обсуждение сообщения на тему:

1) Организация бюджетного процесса в РФ.

2) Исполнение бюджета РФ.

10.2 Обсуждение проблем:

  • Понятие бюджетного процесса.
  • Организация бюджетного процесса.
  • Организация бюджетного процесса в Российской Федерации.
  • Этапы бюджетного процесса в РФ.
  • Рассмотрение и утверждение государственного бюджета.
  • Принятие государственного бюджета.
  • Исполнение бюджета Российской Федерации.

Задание №_11. Подготовить конспект по вопросам семинара № 5

Семинар № 5

Государственные внебюджетные фонды.

Основные понятия:

внебюджетный фонд; Пенсионный фонда РФ, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования; отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

11.1 Заслушивание и обсуждение сообщения на тему:

1) Государственные внебюджетные фонды.

11.2 Обсуждение проблем:

    • Возникновение внебюджетных фондов.
    • Роль и значение внебюджетных фондов.
    • Назначение внебюджетных фондов.
    • Управление внебюджетными фондами.
    • Государственные социальные внебюджетные фонды.
    • Государственные экономические внебюджетные фонды.
    • Валютные внебюджетные фонды.
    • Другие виды внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды.

Задание №_12. Заполнить таблицу.

Финансовые кризисы 1998 и 2008 гг. Общие признаки и характерные особенности.

Рекомендация.

Изучать тему удобнее заполняя таблицу по предлагаемым вопросам ;

Вопросы: Ответы:
1. Понятие финансового кризиса.
2. Анализ экономического состояния в стране и в мире, предпосылки возникновения кризиса.
3. Общие признаки, характеризующие кризисное состояние финансовой системы.
4. Характерные особенности финансового кризиса в РФ:
1998 года 2008 года
5. Выводы для дальнейшего развития экономики страны.
     

[1] Экономикс и др.

[2] Сиденко А.С., Брусенцова Н.В. Краткий справочник педагога-исследователя. Ч.1 / Сост. и научн. ред. А.С. Сиденко. – М.:АПКиПРО, 2007. – 28 с.

[3] Стратегический план развития школы в условиях изменений: Рабочая тетрадь. – М.: НФПК, 2005. - 78 с.

[4] Глоссарий — это небольшой словарь, в котором собраны слова на определённую тему. Часто располагается в конце книги; - словарь специализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с комментариями и примерами. Например, александрийские грамматики создали глоссарий к произведениям Гомера. В средние века был создан глоссарий к сохранившимся памятникам римской литературы (лексикографические сочинения Исидора, Папия, Януензиса и др.). Индийские специалисты создали глоссарий к Ведам, которые являются совокупностью древнейших памятников религиозной литературы Индии. Таких примеров можно привести немало. (http://daz.su/nash-otvet/nauka/37/index.aspx)

[5] Измайлова М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Даш­ков и К°», 2009.— 64 с.

[6] Текст Бюджетного кодекса можно найти в Консультанте http://www.consultant.ru/

Наши рекомендации