Доходы и расходы федерального бюджета.
Задания для самостоятельной работы студентов
группы 10-э по дисциплине «Финансы»
Учебный год 1 семестр
· Подготовить тетрадь для самоподготовки по дисциплине.
Задание № 1 Повторение
Из курса Экономической теории[1] повторить схему экономического кругооборота.
Задание № 2 «Распаковка» понятия «финансы»
Дать свое определение понятия «финансы», используя прием «распаковки» понятия[2], для этого:
- 2.1 выписать из разных источников (с указанием их) несколько определений понятия «финансы»;
- 2.2 используя предлагаемый прием «распаковки» понятия сформулироватьсвое определение (эта часть задания будет выполняться на семинарском занятии).
Схема «распаковки» понятия
Заполняя организационные диаграммы[3], можно использовать синонимы терминов:
· «представляет собой»: играет роль, знакомит, выступает в качестве;
· «включает»: содержит, охватывает, вводит, заключает;
· «обеспечивает»: снабжает, оснащает;
· «предполагает»: собирается, рассчитывает, располагает, полагает, намеревается.
2.3 Результатом работы является сформулированное свое определение понятия «финансы».
Задание № 3 «Глоссарий по дисциплине Финансы»
Начать составление глоссария[4] по дисциплине.
Составление глоссария[5] — вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Роль студента:
• прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
• подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
• оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие терминов теме;
• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
Термины для глоссария (см. План семинарских занятий)
3.1 «Финансы. Финансовая система»:
финансы, деньги, цена, кредит, товар, финансовые отношения, финансовые ресурсы, финансовые инструменты и механизмы, функции финансов, производство, воспроизводство, расширенное воспроизводство, ВНП, ВВП, доходы, расходы;
финансовая система, сферы и звенья финансовой системы; денежные фонды, денежные потоки; централизованные (публичные) финансы, децентрализованные (частнохозяйственные) финансы; бюджетная система, внебюджетные фонды; государственный кредит.
3.2 «Бюджет как основное звено финансовой системы»:
Государственный бюджет, функции бюджета – распределительно-перераспределительная, контрольная, бюджетная политика; бюджетное устройство, уровни бюджетной системы, консолидированный бюджет, целевой бюджетный фонд, государственный внебюджетный фонд.
Государственное устройство – унитарное, федеративное, конфедеративное; бюджетный федерализм, межбюджетные отношения, бюджетное регулирование; межбюджетные трансферты, формы межбюджетных трансфертов- дотации, субсидии, субвенции.
3.3 «Доходы и расходы федерального бюджета»
Доходы бюджетов, классификация доходов; налоговые, неналоговые доходы, безвозмездные поступления; налоги, функции налогов – фискальная и стимулирующая; собственные и регулирующие доходы.
Расходы бюджетов, обязательные, социальные, экономические расходы; бюджетные ассигнования; бюджетные обязательства; государственное (муниципальное) задание.
Принцип сбалансированности бюджетов; дефицит, профицит, причины возникновения бюджетного дефицита; структурный дефицит, циклический дефицит; предельный размер дефицита; секвестр расходов.
3.4 «Бюджетный процесс»
Бюджетный процесс, принципы бюджетного процесса; стадии бюджетного процесса – составление, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении; участники бюджетного процесса; исполнение бюджета; сводная бюджетная роспись, кассовый план; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам.
3.5 «Государственные внебюджетные фонды»:
Внебюджетный фонд; Пенсионный фонда РФ, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования; отраслевые внебюджетные фонды НИОКР,
3.6 «Государственный кредит»
Государственный кредит как финансовая категория; управление государственным кредитом;
государственный долг, виды государственного долга – внешний, внутренний;
государственные заимствования; государственные ценные бумаги – ГКО и ОФЗ;
управление государственным долгом, методы управления государственным долгом – конверсия, консолидация, реструктуризация;
дефолт; бюджетные кредиты.
Задание № 4 Подготовка к экзаменам
Используя схемы, рисунки и другие наглядные приемы подготовить подробный конспект ответа на вопрос к экзамену:
4.1 «Сущность финансов как экономической категории. Роль и функции финансов в рыночной экономике»
4.2 «Финансовая система РФ, ее основные элементы, принципы построения и функционирования»
4.3 «Региональные финансы»
Задание № 5. Составить схему: «Бюджетное устройство РФ» (ст. 10 БК).
Задание № 6. Выписать из Бюджетного кодекса РФ принципы бюджетной системы (гл.5 БК)
Задание № 7.
Прочитать Бюджетное послание Президента РФ на текущий период:
- Отметить ключевые моменты.
- Дать им краткую характеристику.
- Сравнить основные направления бюджетной политики с аналогичными в предыдущих Посланиях.
Задание № 8 .
Выписать из действующей редакции БК РФ[6] (после 2008 года) определения понятий «дотации», «субсидии», «субвенции».
Сравнить определения этих понятий, данных в предыдущей редакции БК (до 2008 года).
Результаты оформить в виде таблицы:
Наименование понятия | Определение понятия в редакции Бюджетного кодекса | Свои выводы | |
до 2008 года | после 2008 года | ||
Дотации | - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; | ||
Субвенция | – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; | ||
Субсидия | – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. |
Задание №_9.
Подготовить конспект по вопросам семинара № 3
Семинар № 3
Доходы и расходы федерального бюджета.
Основные понятия:
доходы бюджетов, классификация доходов; налоговые, неналоговые доходы, безвозмездные поступления; налоги, функции налогов – фискальная и стимулирующая; собственные и регулирующие доходы; расходы бюджетов, обязательные, социальные, экономические расходы; бюджетные ассигнования; бюджетные обязательства; государственное (муниципальное) задание.
9.1 Заслушивание и обсуждение сообщений на темы:
1) Доходы государственного бюджета.
2) Расходы государственного бюджета.
9.2 Обсуждение проблем:
- Источники финансирования доходной части государственного бюджета.
- Направления расходования государственного бюджета.
- Источники финансирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации.
- Направления расходования бюджета субъекта Российской Федерации.
- Источники финансирования доходной части муниципального бюджета.
- Направления расходования муниципального бюджета.
Задание №_10. Подготовить конспект по вопросам семинара № 4
Семинар № 4
Организация бюджетного процесса в РФ.
Основные понятия:
бюджетный процесс, принципы бюджетного процесса; стадии бюджетного процесса – составление, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении; участники бюджетного процесса; исполнение бюджета; сводная бюджетная роспись, кассовый план; исполнение бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам.
10.1 Заслушивание и обсуждение сообщения на тему:
1) Организация бюджетного процесса в РФ.
2) Исполнение бюджета РФ.
10.2 Обсуждение проблем:
- Понятие бюджетного процесса.
- Организация бюджетного процесса.
- Организация бюджетного процесса в Российской Федерации.
- Этапы бюджетного процесса в РФ.
- Рассмотрение и утверждение государственного бюджета.
- Принятие государственного бюджета.
- Исполнение бюджета Российской Федерации.
Задание №_11. Подготовить конспект по вопросам семинара № 5
Семинар № 5
Государственные внебюджетные фонды.
Основные понятия:
внебюджетный фонд; Пенсионный фонда РФ, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования; отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.
11.1 Заслушивание и обсуждение сообщения на тему:
1) Государственные внебюджетные фонды.
11.2 Обсуждение проблем:
- Возникновение внебюджетных фондов.
- Роль и значение внебюджетных фондов.
- Назначение внебюджетных фондов.
- Управление внебюджетными фондами.
- Государственные социальные внебюджетные фонды.
- Государственные экономические внебюджетные фонды.
- Валютные внебюджетные фонды.
- Другие виды внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды.
Задание №_12. Заполнить таблицу.
Финансовые кризисы 1998 и 2008 гг. Общие признаки и характерные особенности.
Рекомендация.
Изучать тему удобнее заполняя таблицу по предлагаемым вопросам ;
Вопросы: | Ответы: | |
1. Понятие финансового кризиса. | ||
2. Анализ экономического состояния в стране и в мире, предпосылки возникновения кризиса. | ||
3. Общие признаки, характеризующие кризисное состояние финансовой системы. | ||
4. Характерные особенности финансового кризиса в РФ: | ||
1998 года | 2008 года | |
5. Выводы для дальнейшего развития экономики страны. | ||
[1] Экономикс и др.
[2] Сиденко А.С., Брусенцова Н.В. Краткий справочник педагога-исследователя. Ч.1 / Сост. и научн. ред. А.С. Сиденко. – М.:АПКиПРО, 2007. – 28 с.
[3] Стратегический план развития школы в условиях изменений: Рабочая тетрадь. – М.: НФПК, 2005. - 78 с.
[4] Глоссарий — это небольшой словарь, в котором собраны слова на определённую тему. Часто располагается в конце книги; - словарь специализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с комментариями и примерами. Например, александрийские грамматики создали глоссарий к произведениям Гомера. В средние века был создан глоссарий к сохранившимся памятникам римской литературы (лексикографические сочинения Исидора, Папия, Януензиса и др.). Индийские специалисты создали глоссарий к Ведам, которые являются совокупностью древнейших памятников религиозной литературы Индии. Таких примеров можно привести немало. (http://daz.su/nash-otvet/nauka/37/index.aspx)
[5] Измайлова М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.— 64 с.
[6] Текст Бюджетного кодекса можно найти в Консультанте http://www.consultant.ru/