Анализ затрат на рубль товарной продукции

Обобщающим показателем себестоимости в промышленности является себестоимость одного рубля товарной продукции:

Ус = С = å Qi ci ,
Nт å Qi pi

где Ус - себестоимость 1 руб. товарной продукции;

С - себестоимость выпуска;

Nт - объем выпуска;

Qi - количество изделий в натуральных показателях i-го наименования;

ci - затраты или себестоимость одного изделия;

pi - цена одного изделия.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают 4 фактора первого порядка:

· структура выпущенной продукции;

· уровень затрат на производство отдельных изделий;

· цены и тарифы на потребленные материальные ресурсы;

· цены на продукцию.

Рассмотрим влияние факторов на примере анализируемого предприятия. Данные для анализа представлены в таблице 7.3.

Таблица 7.3

Данные для анализа влияния факторов на себестоимость единицы продукции

Изделие Количество изделий Себестоимость изделия, руб. Себестоимость продукции, руб. Отклонение от плана себестоимости (гр.9 - гр.7)
План Факт План Факт План (гр.1*гр.5) Условно (гр.3*5) Факт (гр.3*6)
шт. % шт. %
 
А 51,35 51,66
Б 29,05 29,80
В 19,59 18,54 -100
Итого 150,99 156,33

Себестоимость единицы продукции возросла на 5,34 руб. На ее уровень оказали влияние структурные сдвиги в выпуске продукции (возрос удельный вес группы) и себестоимость единицы продукции по каждому наименованию. Себестоимость единицы изделия (усредненная) по плану:

380 * 174 + 215 * 142 + 145 * 104 = = 150,99 руб.

Усредненная себестоимость единицы продукции при фактической структуре равна:

390 * 174 + 225 * 142 + 140 * 104 = = 151,48 руб.

или

174 * 51,66 + 142 * 29,80 + 104 * 18,54 = 151,48 руб.

Таким образом, влияние структурных сдвигов на себестоимость единицы продукции составит:

151,48 – 150,99 = 0,49 руб.

Влияние изменений в себестоимости единицы продукции на усредненный показатель себестоимости составит:

156,33 – 151,48 = 4,85 руб.

Итого влияние: 0,49 + 4,85 = 5,34 руб. или 156,33 – 150,99 = 5,34 руб.

Алгоритм расчета влияния объема, структуры продукции и себестоимости единицы продукции на совокупную себестоимость представлен в таблице 7.4.

Таблица 7.4

Схема расчета влияния факторов на совокупную себестоимость

Показатель Алгоритм расчета Влияние, руб.
1. Плановая себестоимость С0 (гр. 7 табл. 7.3)
2.Себестоимость продукции при фактических объеме, структуре и плановой себестоимости единицы продукции С¢ (гр. 8 табл. 7.3)
3. Влияние объема и структуры продукции на себестоимость С(Q, D) = СD¢ - С0 (114370 –111730)
4. Влияние объема выпуска продукции на совокупную себестоимость Q * СDС(Q) = D0сов ((755 – 740) * 150,99)
5. Влияние структуры выпуска продукции на совокупную себестоимость СDС(D) = Dа) сов(D) * Q1 (0,49 * 755); С(Q)DС(Q, D) - DС(D) = Dб) (2640 – 2265)
6. Влияние изменения себестоимости единицы продукции по группам товаров на совокупную себестоимость С(СDсовСD) = и * Q1 ((156,33 – 150,99) * 755)
Совокупное влияние факторов (стр. 4 + стр. 6)

Для расчета влияния цен на себестоимость введем дополнительные условия: индексы цен на сырьевой набор и услуги (таблица 7.5).

Таблица 7.5

Данные для анализа влияния цен и ресурсоемкости на себестоимость

Изделие Факти- ческое коли- чество Индекс цен на ресурсы Себестоимость единицы изделия, руб. Себестоимость всей продукции на фактический выпуск, руб.
План Факт Фактически в сопостави- мых ценах (гр.5 : гр.3) При плановой себестои- мости (гр.2 * гр.4) При фактической себестоимости (гр.2 * гр.5) При фактической ресурсоемкости и плановых ценах (гр.2 * гр.6)
А 1,15 156,52 61043,48
Б 1,12 130,36 29330,36
В 1,13 94,69 13256,64
Итого   150,99 156,33 137,94 103630,48

Изменение себестоимости единицы продукции под влиянием:

а) изменения цен на ресурсы и услуги составляет:

156,33 – 137,94 = 18,39 руб.;

б) ресурсоемкости:

137,94 – 151,48 = -13,54 руб.

Итого изменение себестоимости единицы продукции: 18,39 – 13,54 = 4,85 руб.

На изменение себестоимости всей продукции влияют:

1. цены ресурсов: 118030 – 103630,48 = 14399,52 руб.;

2. ресурсоемкость: 103630,48 – 114370 = -10739,52 руб.

Таким образом, рост себестоимости продукции обусловлен ростом цен на ресурсы и услуги при снижении ресурсоемкости выпуска продукции. Результаты факторного анализа себестоимости единицы продукции и себестоимости всей продукции объединим в таблицу 7.6.

Таблица 7.6

Наши рекомендации