Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках

Учебно-методические материалы

Автор-составитель:

К.т.н., с.н.с., профессор АРП Харьков В.П.

Москва 2010

Введение. 3

Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках. 6

1.1. Основные понятия банковского дела. 6

1.2. Организационная структура банка и банковский документооборот. 10

Тема 2. Технология, средства и методы обработки экономической информации в банках. 19

2.1. Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий. 19

2.2. Программно-аппаратные средства реализации АИТ в банках. 21

2.3. Электронные сети в банковской деятельности. 24

2.4. Финансовые расчеты с помощью электронных таблиц: 26

Тема 3. Электронные новации в банковском бизнесе. 50

3.1.Системы «виртуальных» платежей. Пластиковые карточки. 50

3.2.Банки в интерактивном бизнесе. Удаленное обслуживание клиентов. 52

Тема 4. Автоматизированные информационные системы в банках. 53

4.1. Современное состояние автоматизированных банковских систем. 53

4.2. Банковские информационные системы и требования к ним. 54

4.3. Функциональные задачи и модули банковских систем. 55

4.4. Безопасность банковских электронных систем. 59

Тема 5. Система «АиТ – Управление персоналом». 60

Глоссарий. 65

Вопросы для самоконтроля и проверки. 69

Список литературы. 70


Введение.

Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально изменяет роль информационных технологий в социальном и экономическом развитии страны.

Коммерческие банки играют большую роль в обществе. Основное действие коммерческих банков – это аккумулирование денежных средств с последующим размещением их в виде кредитов и инвестиций. Так как от совершенствования автоматизации банковских систем и технологий зависит устойчивая работа банка, то большие денежные средства вкладываются в усовершенствование информационных технологий и разработку программ. Применение прогрессивных компьютерных технологий позволяет существенно сократить время на обслуживания клиентов. С развитием новых технических и программных средств банки нуждаются в постоянном обновлении парка компьютеров и серверов. Большое развитие получили технологии связанные с пластиковыми картами и обслуживанием клиентов через Интернет. Операции с пластиковой картой занимают у клиента меньше времени, и обеспечивает большую сохранность сбережений клиента.

С развитием интернет-технологий появилась возможность обслуживать клиентов, как частных, так и корпоративных через специальные программы. Большое распространение получили продукты “Western Union” и “Swift”. C помощью “Western Union” появилась возможность получать деньги в практически любой точке мира.

А с помощью “Swiftа” появилась возможность обмениваться платежами и деньгами с другими банками.

Из информационных технологий очень перспективной и интересной стала технология автоматического и ручного управления техническими средствами с рабочего места технического администратора. Она позволяет с рабочего места проследить за состоянием технических средств: серверов, рабочих станций, линий коммуникаций и т.д.

Большое распространение получили: система защиты информации и система криптографической защиты файлов. Также существует много разных технологий, которые находятся в процессе производства. Можно с уверенностью сказать, что банки являются одним из основных двигателей производства и развития компьютерных информационных технологий.

В таких условиях особенное значение приобретают проблемы подготовки квалифицированных специалистов в области финансов, способных работать в условиях развитой информатизации – насыщения сферы банковской деятельности возрастающими потоками информации и управления ими.

Студент, завершивший подготовку по курсу «Автоматизированные информационные технологии в банках», должен:

· Знать:

Ø структуру и состав информационной банковской системы;

Ø основы компьютерных технологий в банковской сфере;

Ø характеристику и назначение программных и технических средств банковских информационных систем;

Ø назначение и организацию электронных банковских услуг.

· Уметь решать задачи банковской деятельности с использованием электронных таблиц.

· Обладать навыками обработки банковской информации с помощью специализированных компьютерных программ.

Автор выражает искреннюю признательность заведующему кафедрой «Финансы и кредит» Национального института бизнеса, к.э.н., профессору Ольшаному А.И. за весьма полезные советы по содержанию настоящего пособия.

Тематический план.

Наименование тем Всего час. Лекции Семинары
Экономическая информация в банках и ее обработка. Роль и место АИТ в банках. Ø Основные понятия банковского дела; Ø Организационная структура банка; Ø Основные понятия информационных технологий; Ø Новые виды банковских услуг,
Технология, средства и методы обработки экономической информации в банках: Ø Программно-аппаратные средства реализации АИТ в банках; Ø Финансово-экономические расчеты с помощью электронных таблиц.
Электронные новации в банковском бизнесе: Ø Системы «виртуальных» платежей; Ø Банки в интерактивном бизнесе.
Автоматизированные информационные системы в банковской деятельности: Ø Классификация банковских информационных систем; Ø Функциональные модули банковских систем.
  Итого:

Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках.

Основные понятия банковского дела.

Понятия, рассмотренные в данном разделе, изучаются в специальных курсах (банковское дело, бухгалтерский учет в банках и др.) и приведены в кратком виде для справки.

Современный коммерческий банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Принципы работы банка:

Ø Работа в пределах реально имеющихся ресурсов;

Ø Экономическая самостоятельность;

Ø Рыночные отношения с клиентом;

Ø Регулирование их деятельности может быть только косвенным.

Банковские услуги:

Ø Валютный обмен;

Ø Учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям;

Ø Сберегательные вклады;

Ø Хранение ценностей;

Ø Расчетно-кассовое обслуживание;

Ø Финансовое консультирование;

Ø Лизинг оборудования;

Ø Операции с ценными бумагами;

Ø Трастовые (доверительные) услуги.

Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках - student2.ru

Рис. 1.1. Две стороны деятельности банка.

Ликвидность банка – способность своевременно погашать свои обязательства. Она достигается с помощью «золотого банковского правила» – требования и обязательства должны соответствовать друг другу по суммам и срокам. Для управления ликвидностью наиболее эффективен метод распределения активов(см. рис.1.2).

 
  Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках - student2.ru

Рис.1.2. Соотношение активов и пассивов банка.

       
 
Вклады (депозиты)
  Тема 1. Экономическая информация в банках. Роль и место АИТ в банках - student2.ru
 
 
Проценты выплаченные

Рис.1.3. Формирование прибыли коммерческого банка.

Таблица 1.1. Структура Плана бухгалтерских счетов банка РФ.

Раздел Наименование счета
Капитал и фонды
Денежные средства и драгоценные металлы
Ø Межбанковские операции: Ø Межбанковские расчеты Ø Межбанковские кредиты и депозиты
Операции с клиентами: Ø Средства на счетах Ø Депозиты Ø Прочие привлеченные средства Ø Кредиты предоставленные Ø Прочие размещенные средства Ø Прочие активы и пассивы
Операции с ценными бумагами: Ø Вложения в долговые обязательства Ø Вложения в акции Ø Учтенные векселя Ø Выпущенные банками ценные бумаги Ø
Средства и имущество: Ø Участие в УК других фирм Ø Расчеты с дебиторами и кредиторами Ø Имущество банков Ø Доходы и расходы будущих периодов
Результаты деятельности: Ø Доходы Ø Расходы Ø Прибыль Ø Убытки
Б. Счета доверительного управления
В. Внебалансовые счета
Г. Срочные операции
Д. Счета депо

Банковская система – множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Эта взаимосвязь проявляется в осуществлении межбанковских расчетов, когда банк по поручению клиентов осуществляет платежи и расчеты через:

Ø расчетную сеть Банка России;

Ø банки-корреспонденты, расчеты через которые осуществляются на основании заключенных между ними договоров;

Ø банки, уполномоченные на ведение определенного вида счетов и осуществление платежей;

Ø клиринговые центры – небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции.

Функции государственного Центрального Банка России:

Ø Эмиссионный банк;

Ø Банк правительства: исполнение бюджета и управления государственным долгом;

Ø Банк банков: расчетный центр, кредитор последней инстанции;

Ø Проводник денежно-кредитной и валютной политики;

Ø Орган надзора за банками и финансовыми рынками.

Наши рекомендации