Учебное пособие в электронном виде 4 страница
Одним из первых на территории Беларуси было организовано в 1881 г. в Витебской губернии Динабургское городское общество взаимного страхования от огня, которое проводило страхование недвижимого имущества (строений, каменных и деревянных, земли). В отчете правления этого общества за 1885 г. подчеркивалась необходимость организации страхового дела на высоте его призвания и увеличения капиталов, которые при хорошем ведении дела могли бы служить верным обеспечением на случай больших пожарных убытков, а также для получения определенных процентов и образования солидного запасного капитала.
В 1883 г. в Минске было создано городское общество взаимного страхования от огня движимого и недвижимого имущества, принадлежавшего помещикам и землевладельцам Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской губерний. На 1 января 1890 г. общество располагало капиталом в 1736 р., процентными бумагами на сумму 55 030 р.
Другие страховые общества, действовавшие на территории республики, для проведения своих операций также располагали значительным капиталом. Только по Минской губернии в страховых от огня обществах в 1890 г. было застраховано строений на сумму 7 197 194 р. и получено премий на сумму 55 367 р.
Однако развитие сети обществ взаимного страхования на территории Беларуси шло медленно из-за конкуренции за сферы влияния между крупными акционерными страховыми обществами России. Так, в 1890 г. только на территории Минской губернии страхование хозяйств граждан от огня осуществляли Санкт-Петербургское страховое общество, страховые общества “Якорь”, “Москва”, “Россия”, “Варшавское”, “Коммерческое” и др. Страховые общества занимались страхованием от огня и осуществляли операции в пределах города. Членам обществ взаимного страхования выдавались знаки (шильды), которые вывешивались на строениях и свидетельствовали об их страховой защите. Руководство обществами осуществляли правления, в которые входили крупные промышленники и торговцы. Городские страховые общества устанавливали более высокие тарифные ставки на дома городской бедноты, а купцам и крупным домовладельцам при непрерывном страховании в течение нескольких лет предоставлялись скидки с платежей, а затем страхование проводилось бесплатно, по так называемому “золотому полису”.
Акционерные общества, правления обществ взаимного страхования не проводили страхования мелких огнеопасных строений, так как это приводило к большим расходам и не давало прибыли. Поэтому в сельской местности они страховали преимущественно помещичьи усадьбы и дворы деревенских кулаков.
7 апреля 1864 г. царским правительством был принят закон, предоставивший право земствам проводить операции как в добровольном, так и в обязательном порядке. В работах отечественных экономистов указывается, что введение обязательного страхования являлось одной из форм эксплуатации крестьянства, так как размер страховых премий регулировался различными тарифными ставками. В действительности же льготные условия для крупных хозяйств являлись одной из форм расширения страхового поля, так как основными страхователями в этот период были крупные домовладельцы.
По окладному страхованию ответственность страховщика наступала со дня возведения строения и не зависела от уплаты страховой премии. В дополнение к нормам окладного страхового обеспечения владелец имел право на дополнительное страхование в пределах особых норм, но не свыше 75 % стоимости строения. Техника страхования была примитивной, и некоторое усовершенствование ее последовало с введением института страховых агентов, которым было передано обязательное страхование. “Страхового поля” одной губернии было недостаточно для создания прочной финансовой базы земского страхования. Поэтому закон 1902 г. предоставил земствам право заключать между собой договоры о взаимном страховании. 31 января 1906 г. был принят закон о взаимном земском страховании, положивший начало Минскому взаимному земскому обществу, которое занималось вопросами обязательного страхования.
Начиная с 1907 г. в Минской губернии начало проводиться добровольное страхование строений, а в 1911 г. взаимное земское добровольное страхование насчитывало 4076 рисков с 9829 постройками, стоимость в ценах 1911 г. равнялась 3 793 884 р., обеспечение — 2 541 095 р., а причитающиеся за страхование взносы — 43 006 р.
С начала 1911 г. обязательное страхование вступило в новую фазу своего развития вследствие распространения в Витебской и Могилевской губерниях правил о дополнительном страховании. С этого момента стало проводиться два его вида — окладное и дополнительное.
10 сентября 1911 г. страховое дело перешло от Управления по делам земского хозяйства в ведение Губернской земской управы. В 1912 г. Чрезвычайному земскому собранию были представлены правила страхования движимого имущества, утвержденные в том же году. Кроме того, было принято решение перейти к более совершенному виду страховых документов — от книжной системы к карточной.
Значительно слабее развивалось в Беларуси, как и в целом в царской России, страхование жизни. Первое общество страхования жизни было основано только в 1835 г. Позднее открыли операции еще несколько страховых обществ, в том числе Северо-Западное общество взаимного страхования жизни, которое в основном и занималось им в Витебской, Минской, Могилевской губерниях. Целью общества была выдача единовременных пособий родственникам по случаю смерти их близкого.
Все члены общества разделялись на шесть групп, причем в каждой было не более 500 человек. Величина единовременного взноса, за счет которого образовывался запасный фонд, дифференцировалась в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Ежегодно, кроме вступительного взноса, члены общества уплачивали определенные взносы, которые шли на образование оборотного капитала.
Кроме страхования на случай смерти, проводилось и смешанное страхование жизни, однако исключительно среди буржуазии, помещиков и крупных чиновников. Государственные сберегательные кассы предприняли попытку организовать страхование жизни, начав в 1906 г. операции на небольшие суммы. Договоры заключались без предварительного врачебного освидетельствования, но с отсрочкой ответственности на 5—7 лет. Однако широкого распространения такое страхование не получило.
Таким образом, накануне Октябрьской революции страховое дело на территории Беларуси отличалось множеством страховых организаций, распространением различных видов страхования, которое пыталось охватить страховой защитой все слои населения. Уровень страхования был ниже, чем в России, из-за жесткой конкуренции за сферы влияния между крупными российскими страховыми обществами.
Разработанная большевиками программа создания социалистической экономики предусматривала проведение крупных социально-экономических преобразований: национализацию банков, промышленности, транспорта, связи, установление монополии на внешнюю торговлю и др.
В проведении финансовой и экономической политики важное место отводилось созданию новой системы государственного личного и имущественного страхования. Сразу после революции развернулся процесс национализации страхового дела. В руки советских страховых организаций перешло земское и взаимно-городское страхование. Однако в этот период еще существовали и продолжали вести операции частные страховые общества.
Национализация страхового дела осуществлялась поэтапно. Первоначально декретом СНК от 23 марта 1918 г. устанавливался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального. Этот контроль возлагался на созданный Совет по делам страхования.
Но вскоре декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. “Об организации страхового дела в Российской республике” было объявлено государственной монополией страхование во всех видах и формах. Все частные страховые общества были ликвидированы, а их имущество стало достоянием государства. Единственное исключение предусматривалось для кооперативных организаций.
Однако тяжелое экономическое положение страны, натурализация хозяйственных отношений сделали невозможным существование денежного страхования. В ноябре 1919 г. были аннулированы договоры страхования жизни, в декабре 1920 г. отменено имущественное страхование.
Поэтому в Беларуси, которая официально образовалась в 1919 г., государственное страхование фактически начало организовываться лишь с введением нэпа. Новая экономическая политика и связанный с ней поворот к восстановлению товарно-денежных отношений, хозяйственного расчета, кооперации требовали создания страхового фонда, в первую очередь для крестьянских хозяйств.
Государственное страхование было введено в Витебской и Гомельской губерниях постановлением СНК РСФСР от 6 октября, а на территории БССР — постановлением СНК БССР от 3 декабря 1921 г. Организация работы проходила в сложных условиях. Отсутствие кадров, резервных фондов, четких инструкций, обесценивающаяся валюта мешали нормальной деятельности по страхованию. До середины года работа была ограничена приемом на страхование имущества в добровольном порядке в Минске и Бобруйске. Только после Постановления СНК БССР от 9 июня 1922 г. “О введении обязательного страхования в городах” работа оживилась. В 1922—1923 гг. обязательное страхование от огня распространилось и на деревню. В городах ввели страхование крупного рогатого скота, транспорта, посевов. Таким образом, к 1925 г. в Беларуси применялись все виды известного до революции страхования имущества. Но принципы его построения были изменены коренным образом.
Страхование хотя и осуществлялось на основе самоокупаемости и приносило некоторую прибыль, проводилось прежде всего в интересах обеспечения непрерывности процесса воспроизводства в социалистическом секторе и трудовых сельских хозяйствах. Беднейшие слои населения, коллективные хозяйства и кооперативы пользовались значительными льготами. Большие средства направлялись на предупреждение стихийных бедствий и борьбу с ними.
Развитие экономики республики требовало расширения и совершенствования страхового дела, которое становилось серьезным орудием перераспределения доходов владельцев страхуемого имущества, особенно в сельском хозяйстве. В Беларуси стоимость застрахованного имущества в 1929 г. по сравнению с 1926 г. увеличилась почти в три раза и составляла 1400 млн р. Объем страховых платежей в 1928—1929 гг. по сравнению с 1926 г. увеличился более чем в 2,2 раза и составил 9 млн р., а страховое возмещение возросло с 2,8 до 4,8 млн р. Одновременно расширились операции по страхованию государственного имущества. В апреле 1929 г. правительство БССР предложило учреждениям страховать свое имущество по полной стоимости в обязательном порядке. Однако страхование имущества государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении местных Советов, развивалось слабо.
Особенно значительное развитие получило обязательное окладное страхование — основной вид страхования на селе. Оно развивалось не только за счет охвата новых территорий и объектов, не вовлеченных еще в страхование, но и путем повышения норм обеспечения (страховых сумм), расширения объема ответственности.
Доля участия различных групп хозяйств в образовании страхового фонда определялась системой тарифов и льгот, а степень возмещения убытков — построением норм страхового обеспечения. Тарифы и нормы являлись основой при проведении страховой политики.
При построении тарифов Госстрах прежде всего ставил задачу удешевить стоимость страхования, то есть сделать его доступным для широких масс сельского населения. С этой целью устанавливались временно низкие, а иногда и убыточные тарифы. Кроме того, существовали и льготные фонды по страхованию, за счет которых бедняцким и малоимущим середняцким хозяйствам предоставлялись скидки с нормального тарифа. В 1928—1929 гг. 226 тыс. беднейших хозяйств получили освобождение от платежей в размере от 30 до 100 %. С другой стороны, применялись жесткие меры для ограничения кулачества. Так, в 1929 г. был установлен более ранний срок платежа для кулаков. Следовательно, страхование носило ярко выраженный классовый характер. Большие льготы, предоставляемые бедняцким и середняцким хозяйствам, поддерживали их развитие, но иногда помогали покрыть потери от бесхозяйственности.
Коллективизация сельского хозяйства повлекла за собой изменение системы страхования в деревне. Ее основным направлением было создание льгот для колхозов, жесткий режим страхования для кулачества. Так, в 1930 г. ставки по страхованию имущества колхозов были значительно снижены по сравнению со ставками страхования имущества единоличных крестьян, повышены нормы страхового обеспечения, расширен контингент страхуемых объектов.
В 1933 г. в страховом деле произошли изменения в направлении его дальнейшего подчинения политике государства, нацеленной на укрепление колхозного производства, охрану общественной собственности. Согласно новым правилам вопрос о причинах убытков стал главным. Страховые органы стали возмещать убытки только от стихийных бедствий или несчастных случаев, происшедших не по вине страхователя — владельца имущества. Органам Госстраха вменялось в обязанность проверять состояние застрахованного имущества. Развернулась работа по предупреждению стихийных бедствий. В бюджет направлялись отчисления от страховых платежей, используемые для финансирования этих мероприятий. Так, если в 1927—1928 гг. на меры превенции и репрессии отчисления составили всего 276 тыс. р., то в 1939 г. — 6 млн р.
В поисках дополнительных ресурсов страховые органы расширяли круг страхуемых объектов и вводили новые виды страхования. В 1934 г. было введено добровольное страхование построек, инвентаря и животных, принадлежащих колхозам; животных, находящихся в личной собственности колхозников и единоличников; добровольное страхование личного скота, птицы и пчел. В 1935 г. расширилось применение добровольного страхования сельскохозяйственных культур.
Анализ развития государственного имущественного страхования в данный период позволяет отметить основные причины его роста. К ним следует отнести: расширение ответственности органов Госстраха и введение новых видов страхования; совершенствование системы страховых тарифов; повышение норм страхового обеспечения.
Одновременно развивалось личное страхование в форме коллективного страхования жизни. Его специфика заключалась в том, что договоры заключались сразу с целыми коллективами (предприятиями, цехами, отделами) при условии одновременного участия в страховании большинства работающих. По договору устанавливался единый страховой взнос независимо от возраста лиц, участвовавших в страховании. Таким образом, при проведении коллективного страхования достигался массовый охват страхованием в короткий срок, что являлось весьма удобным для страховых органов, однако мало отвечало интересам страхователей.
В 40-е годы страховые операции Госстраха республики значительно возросли. Особенно быстро развивалось страхование начиная с 1936 г. Поступление платежей в 1940 г. выросло по сравнению с 1939 г. в 1,5 раза, а по сравнению с 1929—1930 гг. — более чем в 9 раз. Страховые выплаты увеличились соответственно в 1,2 раза и в 8 раз. Возросла разница между доходами и расходами страховых органов, поступившая в резервные фонды и госбюджет, с 3,4 млн р. в 1929—1930 гг. до 76,0 млн р. в 1940 г. Рост доходов Госстраха имел важное значение для увеличения объема финансовых ресурсов республики, в том числе и государственного бюджета, поскольку определенная часть прибыли направлялась на общегосударственные нужды. Одной из основных мер данного периода являлось принятие в апреле 1940 г. Закона “Об обязательном окладном страховании”, которым были определены основные принципы обязательного страхования.
Что касается организационных изменений в системе страховых органов, то они характеризовались образованием в республике управлений, а в районах — инспекций Госстраха, что означало усиление централизованного руководства деятельностью страховых органов со стороны Главного управления Госстраха СССР.
Фашистская оккупация нанесла огромный ущерб экономике Беларуси и, естественно, отрицательно сказалась на развитии страхования. В первые военные годы (1941—1943 гг.) в связи с оккупацией территории республики государственное страхование не проводилось. Но уже 1 августа 1944 г. Управление Госстраха Беларуси возвратилось в освобожденный Минск и приступило к работе. Большое значение придавалось страхованию в местностях, освобожденных от немецкой оккупации. Осуществлялось оно на весьма льготных условиях. Сразу восстанавливалась ответственность Госстраха по обязательному страхованию имущества колхозов, граждан и государственного жилого фонда, сохранялись в силе договоры добровольного страхования до конца предусмотренного в них срока, проводилась работа по предупреждению стихийных бедствий. За 1944—1945 гг. Управление Госстраха Беларуси отчислило на предупредительные мероприятия 918,5 тыс. р.
Изменения коснулись и организации личного страхования. Было отменено коллективное страхование жизни, которое ограничивало возможности страхователей в выборе размера обеспечения, срока и других условий страхования. Участникам коллективного страхования было предоставлено право на льготных условиях переводить его в индивидуальное страхование. Были введены следующие виды индивидуального страхования: смешанное страхование с ответственностью Госстраха на случай смерти, инвалидности и дожития; смешанное страхование с дополнительной выплатой пенсий; упрощенное смешанное страхование; страхование от несчастных случаев и др.
К началу 1945 г. государственное страхование в республике было восстановлено. Работу по организации страхового дела осуществляли 196 инспекций и 12 областных управлений. Для покрытия огромного ущерба в народном хозяйстве республики потребовалось увеличение всех финансовых ресурсов, в том числе и страхового фонда.
За послевоенный период преобразования затронули страхование имущества. Особенно благоприятные условия были созданы для страхования животных и восстановления посевных площадей (установлено высокое страховое обеспечение племенного скота, введено бесплатное страхование сверхплановых посевов сельскохозяйственных культур и др.).
В связи со снижением цен и повышением покупательной способности рубля возникла необходимость снижения страховых сумм (отменена надбавка за повышенную молочную продуктивность при страховой оценке коров и т.д.).
Расширены работы по осуществлению предупредительных мероприятий в борьбе с пожарами и падежом скота. На эти цели за счет средств Госстраха было израсходовано 9978,4 тыс. р., в том числе передано Сельхозбанку 4582,1 тыс. р. и управлению пожарной охраны 588,5 тыс. р.
Изменения произошли и в личном страховании. В частности, было введено смешанное и упрощенное смешанное страхование. Данный вид ограничивал возраст страхователя до 60-ти лет, а страховую ответственность — до одного года. Однако практика проведения личного страхования показала несостоятельность упрощенного смешанного страхования жизни, так как страхователи уплачивали взносов больше, чем получали при дожитии в виде страховой суммы. Аналогично рассчитывались и выкупные суммы, поэтому в дальнейшем упрощенное страхование было отменено.
В послевоенные годы продолжалось организационное укрепление системы страховых органов в направлении дальнейшей централизации страхового дела с некоторым повышением роли низового звена — страховых инспекций.
Выплаты страховых сумм по смешанному страхованию жизни возросли более чем в 12 раз, а по упрощенному смешанному страхованию — почти в 10 раз. Всего было выплачено страховых сумм по всем видам страхования жизни 223,2 тыс. р.
Таким образом, страховое дело в период восстановления народного хозяйства республики получило определенное развитие, однако оно по-прежнему базировалось на едином всесоюзном законодательстве. Строго централизованным было не только управление государственным страхованием, но и вся методика формирования, использования страхового фонда.
В 50-е годы главным видом оставалось обязательное страхование, которое обеспечивало постоянный объем поступлений платежей без особых усилий органов Госстраха. В данный период были внесены изменения в обязательное окладное страхование животных и строений в хозяйствах отдельных граждан: обязательное страхование строений было дополнено добровольным; были ликвидированы льготы по окладному страхованию животных; понижены тарифные ставки, в первую очередь по страхованию племенных животных, и др. Произошли изменения в порядке отчисления средств на предупредительные мероприятия: отчисления стали производиться от платежей как обязательного, так и всех видов добровольного имущественного страхования в размере 8—10 %. Общая сумма отчислений на предупредительные мероприятия за 1951—1958 гг. составила 15 734,7 тыс. р. Государственное страхование было распространено не только на колхозную и личную собственность, но и на государственное имущество. Обязательному страхованию подлежал государственный жилой фонд, а добровольному — имущество, находящееся в ведении местных Советов.
Личное страхование не получило существенного развития, оно выступало лишь в виде смешанного страхования жизни, которое в 1956 г. было дополнено пятилетним страхованием. Страхователи получили возможность заключить договоры на 5, 10, 15, 20 лет на различные страховые суммы, причем на сумму до 500 р. включительно страхование оформлялось без врачебного освидетельствования. Смешанное страхование жизни сроком на 5 лет долгое время оставалось наиболее распространенным видом.
За 1951—1958 гг. произошло увеличение выплат страхового возмещения колхозам, причем по добровольным видам страхования они выросли в 4 раза. Общий размер выплат страхового возмещения всем категориям хозяйств граждан Беларуси за этот период составил 14,2 млн р., а по всем видам личного страхования было выплачено страховых сумм 907,3 тыс. р.
В 1958 г. были несколько изменены организационные основы Госстраха в связи с передачей в ведение Министерства финансов союзных республик. Совет Министров БССР впервые начал устанавливать размер основного и запасного фондов, порядок распределения накоплений, планы доходов и расходов страховых органов. Однако полной децентрализации страхового фонда на уровне республики как в организационном, так и в экономическом отношении достичь не удалось, поскольку страховое дело продолжало оставаться частью единой общесоюзной системы.
Экономические преобразования, происшедшие в республике за период с 1960 г. по 1980 г., обусловили дальнейшее развитие страхового дела. В имущественном страховании это нашло свое отражение в следующем:
— расширилась ответственность по страхованию имущества колхозов (повышено страховое обеспечение по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, внесены изменения в условия страхования сельскохозяйственных животных);
— сумма превышения доходов над расходами начала использоваться только для выплат колхозам возмещения в последующие годы;
— обязательная и добровольная формы страхования имущества колхозов объединились в единое обязательное страхование.
Изменения затронули и личное страхование:
— пересмотрены Правила смешанного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. На страхование стали приниматься лица в возрасте до 65-ти лет, но не далее достижения 70-летнего возраста. Страхователи получили возможность заключать договор смешанного страхования на любую сумму без врачебного освидетельствования, а также с уплатой взносов по тарифу “Б” с правом получить удвоенную страховую сумму при утрате трудоспособности. По данным видам несколько расширялась страховая ответственность, но все выплаты по случаям смерти и утраты трудоспособности ограничивались размером страховой суммы и т.д.;
— введен безналичный порядок уплаты взносов через бухгалтерии предприятий и организаций. Согласно новому порядку предприятия, учреждения, организации по письменному заявлению страхователя могли заключать договоры личного страхования, переводить на безналичную уплату взносов действующий договор страхования, удерживать из зарплаты сумму страхового взноса и перечислять его на счет инспекции Госстраха в Госбанке. Введение безналичных расчетов способствовало значительному росту темпов развития личного страхования.
За 1960—1980 гг. увеличились поступления страховых платежей как по имущественному, так и по личному страхованию. Особенно возросли поступления по обязательному страхованию колхозов (в 8 раз), страхованию строений (в 17 раз), животных (в 12 раз), от несчастных случаев (в 6 раз). Их значительный рост явился следствием расширения ответственности страховых органов республики. За этот же период произошли изменения в структуре видов страхования. Так, в личном страховании было введено страхование детей, которое представляет собой своеобразный вариант смешанного страхования жизни; начало проводиться страхование к бракосочетанию (свадебное). Следствием этого явился рост договоров личного страхования. С 1970 г. по 1980 г. число договоров возросло в 3 раза и на начало 1981 г. составило 3,2 млн р., поднялся уровень развития личного страхования с 49,3 % в 1970 г. до 69,8 % в 1980 г.
В страховании имущества населения была существенно расширена сфера применения добровольного страхования: введено добровольное страхование строений граждан, приняты новые правила страхования домашнего имущества. Следствием этого явилось увеличение поступлений платежей в 1980 г. по сравнению с 1960 г. по добровольному страхованию строений (в 17 раз), по страхованию животных (в 12 раз), домашнего имущества (в 11 раз).
В результате возросли выплаты страхового возмещения и страховых сумм. За 1975—1980 гг. в республике было выплачено страхового возмещения колхозам и совхозам 722,5 млн р., что в 2,5 раза больше, чем за 1970—1975 гг. Выплаты населению составили 526,1 млн р., что в 2,6 раза больше, чем за предшествующее пятилетие. Одновременно с изменениями, происходившими в личном и имущественном страховании, произошли преобразования в организации страхового дела. Была восстановлена союзно-республиканская система государственного страхования. При главном управлении Госстраха СССР был создан межреспубликанский запасной фонд для выдачи возвратных ссуд страховым органам республик в те годы, когда имеющихся в их распоряжении средств будет недостаточно для выплаты страхового возмещения колхозам.
Организационные преобразования, направленные на усиление централизованного руководства и контроля за деятельностью местных страховых органов со стороны Госстраха СССР, в дальнейшем явились серьезным препятствием для развития страхового дела в республике.
80-е годы, особенно их вторая половина, стали важным этапом в развитии страхования в Беларуси. Если кратко сформулировать те преобразования, которые произошли в системе Госстраха начиная с 1980 г., то к ним можно отнести: дальнейшее расширение ассортимента видов страхования, совершенствование условий, увеличение страховых выплат. Было введено комбинированное страхование средств автотранспорта, багажа и пассажиров (авто-комби), страхование школьников от несчастных случаев (1986 г.), утверждены правила страхования по одному договору строений и домашнего имущества, введено страхование имущества кооперативов, добровольное страхование дополнительной пенсии, добровольное страхование имущества государственных предприятий (1988 г.). Страховые органы получили право вводить рисковые виды личного страхования, не содержащие элементов накопления, — страхование воспитанников детских домов и школ-интернатов, добровольное страхование пассажиров и т.п. (1989 г.). Органы Госстраха стали проводить страхование от отдельных рисков по желанию страхователя; самостоятельно разрабатывать и устанавливать тарифы по индивидуальному страхованию от несчастных случаев.
В этот период были расширены и права инспекций по выплатам страховых сумм, сокращены санкции для отказов в выплате, введены льготы для страхователей.
В результате произведенных изменений усилился рост поступлений страховых платежей. В 1985 г. в Беларуси по всем видам страхования было мобилизовано 581,2 млн р., из них по добровольным видам страхования среди населения — 317,1 млн р. С населением было заключено 6956,1 тыс. договоров добровольного страхования или 2,3 договора в среднем на семью. Личным страхованием охвачено 88,9 % населения республики. Были предприняты меры по расширению хозрасчетных принципов в деятельности страховых органов.
Так, в порядке эксперимента в страховых органах Беларуси планы поступления платежей по добровольным видам страхования среди населения стали устанавливаться по укрупненным показателям: в целом по личному и в целом по имущественному страхованию, что предоставило возможность выбора видов страхования. Введен новый порядок планирования, страховые органы стали самостоятельно разрабатывать и устанавливать планы исходя из контрольных цифр, характеризующих общегосударственные потребности в развитии страховых услуг и долговременных экономических нормативов.
Изменился порядок образования фонда оплаты труда, который стал формироваться как остаток дохода после проведения отчислений в госбюджет, централизованные фонды и резервы и в фонд производственного и социального развития.
Страховые органы получили широкие права в разработке и утверждении положений о премировании, установлении размеров процентного вознаграждения страховым агентам по видам страхования. Основной формой организации и стимулирования труда страховых агентов стал бригадный подряд.
Преобразования коснулись и организации страхового дела. Республике были переданы практически все права на осуществление страховой деятельности в регионе. Наряду со многими позитивными сдвигами, вызванными внедрением принципов хозрасчета, в деятельности страховых органов появились финансовые трудности, обусловленные существенным расширением страховой ответственности без изменения страховых тарифов и другими причинами. В результате в течение трех лет (1987—1989 гг.) в республике наблюдались более высокие темпы роста выплат страхового возмещения и страховых сумм по сравнению с темпами роста страховых взносов. Следствием этого явилось снижение рентабельности страховых операций и значительное уменьшение запасных и резервных страховых фондов, предназначенных для обеспечения устойчивости операций страховых органов. В частности, значительно снизился уровень рентабельности по всем видам страхования, а почти все виды личного страхования стали нерентабельными в результате инфляционных процессов и нестабильной экономической обстановки, сложившейся в республике в 1993 г. Резко сократилось число договоров добровольного страхования среди населения: на 1370,4 тыс. в среднем по республике или на 18,2 %.