Налоговые проверки в европейских странах

В целях изучения основных положений, касающихся налоговых проверок в зарубежных странах были изучены основные отличия налоговые проверок в Соединенных Штатах Америки, Канаде и Германии.

Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки[21]

Налоговая проверка в Соединенных Штатах Америки начинается с того, что налоговый инспектор направляет в адрес налогоплательщика решение о проверке. Если налогоплательщик не согласится с полученным решением, то налоговый инспектор должен будет инициировать проверку через суд.

Служба внутренних доходов в рамках проведения проверки налоговых деклараций имеет право проверять документы бухгалтерского учета и принимать объяснения, как самого налогоплательщика, так и третьих лиц. Если в результате проводимой проверки налоговой инспектор принял решение проверить бухгалтерские документы третьих лиц, он должен сообщить об этом проверяемому налогоплательщику.

Наиболее распространенные метод выбора налоговых деклараций в Соединенных Штатах Америки – это метод «отличительного параметра». Данные метод позволяет классифицировать налоговые декларации в зависимости от вероятности наличия в них неточностей или ошибок.

При этом налоговые декларации делятся на несколько групп, так, например, декларации физических лиц подразделяются на группы в зависимости от общей величины дохода, указанного в декларации. А компьютерная программа в свою очередь определяет параметры для оценки налоговой декларации.

Отличительной чертой является также, что в Америке Служба внутренних доходов использует информацию о содержащихся в налоговых декларациях ошибках и неточностях из внешних источников. Так, если в газете будут указаны данные, которые заслуживают доверия службы, то данная информация из газеты может быть использована при решении проведения проверки.

В США существует три вида налоговых проверок:

o Заочная

o Камеральная

o Выездная

Заочная проверка проводится путем направления документов в Контрольное управление Службы внутренних доходов по почте.

Камеральная проводится по месту нахождения Службы внутренних доходов. В инициативном письме указываются, как правило, какие конкретно документы должен предоставить налогоплательщик налоговому аудитору.

И также как у нас, выездная налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.

По законодательству США при проведении налоговой проверки СВД практически ничем не ограничена в возможности истребовать у налогоплательщика различные документы и иные источники информации. С момента соответствующего запроса и до момента предоставления запрашиваемых документов должно пройти как минимум десять дней.

Налоговое законодательство США предусматривает также повторные выездные проверки. Но на их проведение действуют ограничения. Так, налогоплательщик не может быть подвергнут налоговой проверке, в которой нет необходимости.

В течение календарного года налогоплательщик может быть проверен только один раз. Повторная налоговая проверка может быть назначена лишь по его письменной просьбе.

Налоговые проверки в Канаде[22]

Агентство по делам таможни и доходов – так называется налоговая служба Канады. В целом, налоговые проверки в Канаде схожи с налоговыми проверками в Соединенных Штатах Америки.

Есть некоторые отличительные черты, например, в Канаде создана криминалистическая лаборатория, которая исследует и готовит заключения и выступает в суде в качестве экспертов по незаконному производству продукции в Канаде, которое вышло из-под налогообложения; по легальному производству и экспорту в США без уплаты акциза в Канаде; по незаконному ввозу продукции из США, Таиланда и других стран.

Кроме того, создана специальная судебная система и орган по вопросам налоговых правонарушений и социальных гарантий гражданам - Налоговый суд.

В случае с налоговыми структурами в Канаде – выделяется большое количество денежных средств на работу со СМИ, то есть в Канаде консультационные услуги более развитые, чем в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что налоговые специалисты Канады уверены, что положительный эффект от работы со СМИ, положительные эффекты от всевозможных социологических исследований оправдывают затраты.

Налоговые проверки в Германии[23]

Одной из самых значительных отличительных черт действующей налоговой системы в Германии на сегодняшний день является система балльной оценки работы налоговых инспекторов. Сущность такой оценки заключается в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать минимум 34 балла. Таким образом, руководитель налоговой службы может контролировать деятельность всех работников и отдельно взятых работников.

Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за 4 недели до ее начала, средние - за 3 недели, малые и мелкие предприятия - за 1 неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин. Средняя продолжительность контрольных проверок составляет: - на крупном предприятии - 25-30 дней; - на среднем предприятии - 15 дней; - на малом и мелком предприятиях - 6-8 дней.

В Германии используются два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:

1. Случайный отбор

Предполагает выбор объектов для проведения контрольных проверок на основе применения методов статистической выборки, при этом преследуются следующие цели:

o обеспечение максимально возможного охвата предприятий контрольными проверками;

o профилактика налоговых нарушений внезапностью и непредвиденностью контрольных проверок;

o оценка общего состояния налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезентативного отбора всех категорий налогоплательщиков для проверок.

2. Специальный отбор

Обеспечивает целенаправленную выборку налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой по результатам анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике.

Анализ опыта Германии и других государств убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.


Заключение

Налоговый контроль является важнейшей формой надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах. Таким образом, налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля в Российской Федерации.

В результате изучения «узких» мест» налоговых проверок и основываясь на мнения специалистов в сфере налогообложения, можно сделать вывод, что законодательство в области организации и проведения налоговых проверках на сегодняшний день окончательно не сформировалось, многие аспекты их проведения не урегулированы законом.

В связи с чем, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями ФНС России, а также нередки противоречия между различными судебными инстанциями.

Оценивая, опыт налогового контроля в Российской Федерации и в зарубежных странах позволяют сделать вывод, что успешные действия по стабилизации финансово-бюджетной системы РФ предопределяются созданием действенной системы контроля за соблюдением правовых норм налогового законодательства. А также правильным исчислением налогов и сборов, полнотой и своевременностью поступления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды.

Безусловно, за последние годы законодателем предпринято немало усилий по совершенствованию правового регулирования налогового контроля. Однако нормативно-правовая корректировка существующих положений, уточнение некоторых определений, в какой-то степени ориентированность на успешный опыт зарубежных стран – приведут российский налоговый контроль к еще более лучшим показателям.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Гарант»

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учёте» // СПС «Гарант»

5. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации» // СПС «Гарант»

6. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N MM-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // СПС «Гарант»

7. Официальный сайт информационно-аналитического электронного издания «Бухгалтерия.ru» www.buhgalteria.ru

8. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» www.consultant.ru

9. Официальный сайт журнала «Главбух» www.glavbukh.ru

10. Официальный сайт Консультации бухгалтера www.helpacc.ru

11. Информационный бизнес портал www.market-pages.ru

12. Официальный сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

13. Электронное издание «Ведомости» www.vedomosti.ru

14. Козырин, А.Н. Введение в российское налоговое право: учебное пособие / А.Н. Козырин. – М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. – 304 с.

15. Мартынюк, Н.А. Все о налоговых проверках (под общей ред. Е.М. Филимоновой) / Н.А. Мартынюк, М.Г. Суховская, Е.А. Шаронова. – М.: Главная книга, 2016. – 144 с.

16. Попова, Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 358 с.

17. Филина, Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Ф.Н. Филина. – М.: ГроссМедиа, 2009. – 424 с.

18. Ялбулганов, А.А. Налоги и сборы в схемах и таблицах / А.А. Ялбулганов. – М., 2012. – 189 с.

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[3] Там же.

[4] Мартынюк, Н.А. Все о налоговых проверках (под общей ред. Е.М. Филимоновой) / Н.А. Мартынюк, М.Г. Суховская, Е.А. Шаронова. – М.: Главная книга, 2016. – С. 19.

[5] Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации» // СПС «Гарант»

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[7] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[8] Мартынюк, Н.А. Все о налоговых проверках (под общей ред. Е.М. Филимоновой) / Н.А. Мартынюк, М.Г. Суховская, Е.А. Шаронова. – М.: Главная книга, 2016. – С. 20.

[9] Мартынюк, Н.А. Все о налоговых проверках (под общей ред. Е.М. Филимоновой) / Н.А. Мартынюк, М.Г. Суховская, Е.А. Шаронова. – М.: Главная книга, 2016. – С. 41.

[10] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[11] Официальный сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

[12] Мартынюк, Н.А. Все о налоговых проверках (под общей ред. Е.М. Филимоновой) / Н.А. Мартынюк, М.Г. Суховская, Е.А. Шаронова. – М.: Главная книга, 2016. – С. 98.

[13] Электронное издание «Ведомости» www.vedomosti.ru

[14] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[15] Мартынюк, Н.А. Все о налоговых проверках (под общей ред. Е.М. Филимоновой) / Н.А. Мартынюк, М.Г. Суховская, Е.А. Шаронова. – М.: Главная книга, 2016. – С. 10.

[16] Мартынюк, Н.А. Все о налоговых проверках (под общей ред. Е.М. Филимоновой) / Н.А. Мартынюк, М.Г. Суховская, Е.А. Шаронова. – М.: Главная книга, 2016. – С. 35.

[17] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[18] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[19] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Гарант»

[20] Информационный бизнес портал www.market-pages.ru

[21] Попова, Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2008. – С. 51.

[22] Попова, Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2008. – С. 55.

[23] Там же. – С. 56.

Наши рекомендации