Акции и облигации являются эмиссионными ценными бумагами. 17 страница
5. Организации и предприятия в Российской Федерации самостоятельно формируют свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Формы бухгалтерской отчетности и указания по порядку их заполнения, разрабатываемые Министерством финансов РФ, имеют рекомендательный характер.
Основные понятия
Бухгалтерская отчетность
Пользователи бухгалтерской информации
Отчетный период
Отчетная дата
Бухгалтерский баланс
Актив
Пассив
Статья баланса
Внеоборотные активы
Нематериальные активы
Оборотные активы
Основные средства
Запасы
Дебиторы, дебиторская задолженность
Кредиторы, кредиторская задолженность
Чистые активы
Собственный капитал
Заемный капитал
Обязательства (долгосрочные и краткосрочные)
Резервный капитал
Нераспределенная (чистая) прибыль
Отчет о прибылях и убытках
Доходы
Расходы
Финансовый результат, прибыль/убыток
Вопросы для самопроверки
1. Каковы состав, адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации?
2. Назовите основные группы пользователей бухгалтерской информации.
3. Какие требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?
4. Дайте определение следующих понятий: "бухгалтерский баланс", "актив", "пассив".
5. Что такое статьи бухгалтерского баланса и в какой последовательности они располагаются в активе и пассиве?
6. Что такое внеоборотные активы и какие виды средств относятся к этой категории?
7. Какие средства относятся к оборотным (текущим) активам?
8. Раскройте содержание раздела бухгалтерского баланса "Капитал и резервы".
9. Дайте определение заемного капитала и его составляющих.
10. Каковы структура и содержание отчета о прибылях и убытках?
11. Для каких целей составляется отчет о движении денежных средств?
12. Какую информацию можно получить из пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках?
Глава 19. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В данной главе рассматриваются основные методы анализа финансовой отчетности, которые могут использоваться внешними пользователями отчетной информации. Раскрываются аналитические возможности сравнения отчетных данных за несколько отчетных периодов, т.е. "чтения отчетов по горизонтали". Приводится пример "вертикального чтения" баланса и отчета о прибылях и убытках, что позволяет охарактеризовать структуру имущества, пассивов, доходов и расходов. Рассматривается система аналитических коэффициентов и методика их расчета, обращается внимание на взаимозависимость этих коэффициентов.
19.1. Цели анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
Изучение бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и организаций - необходимая составляющая финансового анализа. Во-первых, для многих участников рыночных отношений, связанных с конкретным хозяйствующим субъектом, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации является основным доступным источником экономической информации, формируемой непосредственно на микроуровне. Во-вторых, хотя различные пользователи отчетной информации интерпретируют ее данные каждый со своей точки зрения, существуют общие подходы к анализу отчетности. Это позволяет получить ответы на вопросы, интересующие всех пользователей: каков уровень деловой активности предприятия по сравнению с его конкурентами, насколько устойчиво его финансовое положение, способно ли предприятие погасить своевременно свои текущие обязательства, насколько рентабельно предприятие и какие факторы оказывают влияние на финансовые результаты его деятельности.
Финансовый анализ - важнейший инструмент управления организацией. Его целью является принятие наиболее оптимальных производственных и финансовых решений, определяющих состояние предприятия в ближайшем будущем или в перспективе долгосрочного развития.
Хотя бухгалтерские (финансовые) отчеты освещают события, имевшие место в прошлом, их данные необходимы для составления планов и прогнозов на будущее. Их изучение помогает выявить недостатки в работе предприятия в целом и по отдельным видам его деятельности, выявить резервы совершенствования управления производственными, коммерческими и финансовыми операциями.
19.2. Горизонтальный анализ
Чтение бухгалтерского отчета обычно начинают с горизонтального анализа, т.е. со сравнения данных за отчетный период с аналогичными данными за предшествующий период. Если такие исследования охватывают данные за сравнительно большой промежуток времени, например за пять лет, то более наглядно проявляются тенденции в развитии предприятия. Такой анализ называют трендовым. Обязательным условием при этом является обеспечение сравнимости показателей и элиминирование (устранение) влияния на отчетные данные изменений цен, колебаний курсов валют, инфляции и других явлений. Оценка динамики деятельности конкретного предприятия дается с учетом экономической ситуации в стране и конъюнктуры в той или иной отрасли.
Покажем на примере нижеприведенных отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса фирмы N, какие выводы можно сделать на основе горизонтального анализа отчетных показателей за два года.
Начнем с чтения отчета о прибылях и убытках. Такой подход представляется оправданным: бухгалтерский баланс дает представление о наличии и состоянии экономических ресурсов предприятия в статике по состоянию на отчетную дату, а отчет о прибылях и убытках характеризует динамику использования этих ресурсов за отчетный период.
Предварительно следует подсчитать изменения по каждой статье в абсолютном (в тыс. руб.) и в относительном (в процентах) выражении. Результаты этих подсчетов представлены в табл. 19.1.
Таблица 19.1. Отчет о прибылях и убытках
фирмы N за 2007 г., тыс. руб.
Наименование показателя | За 2007 г. | За 2006 г. | Изменения | |
Абсолютные (+/-) | Относительные, % | |||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||
Выручка от продажи | 48 000 | 43 200 | +4800 | +11,11 |
Себестоимость | (27 400) | (28 800) | -1400 | -4,86 |
Валовая прибыль | 20 600 | 14 400 | +6200 | +43,06 |
Коммерческие расходы | (7100) | (5960) | +1140 | +19,13 |
Управленческие расходы | (4120) | (4600) | -480 | -11,11 |
Прибыль от продаж | +5540 | +144,27 | ||
Прочие доходы и расходы | ||||
Проценты к уплате | (680) | (860) | -180 | -20,93 |
Доходы от участия | +48 | +80,00 | ||
Прочие доходы | +752 | +1800,00 | ||
Прибыль до налогообложения | +6520 | +211,69 | ||
Текущий налог на прибыль | (3360) | (864) | +2496 | +288,89 |
Чистая прибыль | +4024 | +181,59 |
Начисленные дивиденды составляют 1800 тыс. руб.
Данные табл. 19.1 позволяют выявить влияние основных факторов на финансовый результат.
Очевидно, что увеличение доходов приводит к росту прибыли, а рост расходов влияет на финансовый результат в обратном порядке.
В нашем примере чистая прибыль выросла по сравнению с прошлым годом почти в три раза - на 4024 тыс. руб., или на 181,59%. Этот показатель сложился под влиянием такого внешнего фактора, как текущий налог на прибыль, для определения которого подсчитанный по данным бухгалтерского учета финансовый результат подвергается ряду корректировок, поэтому более представительной для оценки результата деятельности предприятия является прибыль до налогообложения. Здесь имеется еще больший рост: на 6520 тыс. руб., или на 211,69%.
Представим факторный анализ абсолютных (тыс. руб.) изменений рассматриваемого показателя:
Рост выручки от продаж | +4800 |
Снижение себестоимости | +1400 |
Рост коммерческих расходов | -1140 |
Сокращение управленческих расходов | +480 |
Прибыль от продаж | +5540 |
Сокращение процентов к уплате | +180 |
Рост доходов от участия | +48 |
Рост прочих доходов | +752 |
Прибыль до налогообложения | +6520 |
Мы видим, что в основном рост прибыли был достигнут за счет операций по обычным видам деятельности. Это говорит о том, что фирма работает в секторе, который соответствует целям ее деятельности, и не заменяет эту работу, например, спекулятивными операциями на финансовом рынке, обычно связанными с высокими рисками.
Безусловно, положительное влияние на финансовый результат оказал рост продаж более чем на 10%. Конечно, объективно оценить динамику продаж на основе данных только за два года невозможно: полученный темп прироста можно считать достаточно высоким, если в предшествующие годы увеличение продаж происходило более медленно, и низким, если ранее прирост был более интенсивным. Нужны также данные о видах выпускаемой и продаваемой продукции, поскольку на рост выручки могут повлиять и структурные изменения в составе продаж. Следует также сравнивать полученные данные с данными конкурентов, работающих на этом же рынке, и со среднеотраслевыми показателями. Нужно увязывать анализ финансовой отчетности с макроэкономическим анализом: например, оценивать влияние рыночной конъюнктуры на продажи отдельных видов продукции и товаров. Ясно, что иногда даже без увеличения физического объема продаж сумма выручки увеличивается исключительно за счет высокого роста цен. Необходимо иметь и дополнительную информацию, которой нет в самих отчетных формах. Например, в пояснительной записке может быть сообщено, что предприятие осваивает выпуск нового вида продукции или производит реконструкцию производственных мощностей, что может вызвать временное замедление темпов производства и продаж.
Обращает на себя внимание некоторое снижение такого показателя, как себестоимость. Внешний аналитик отчетности может только предполагать, что такое снижение возможно как при сокращении физического объема продаж, так и за счет рационализации производственных процессов (экономии сырья, материалов, применения более совершенной технологии, повышения производительности труда). В нашем случае можно отметить, что сложившееся соотношение темпов изменений выручки и себестоимости весьма положительно сказалось на таком важном показателе, как валовая прибыль, за счет которой покрываются накладные расходы торгово-сбытового и административно-управленческого характера.
Что касается величины этих расходов (коммерческих и административных), то в целом они выросли, при этом при относительно небольшом сокращении расходов на управление фирмой в целом (на 11%) значительно (на 19%) увеличились коммерческие расходы. В пояснительной записке отмечается, что это связано с увеличением расходов на рекламу. С учетом положительной динамики продаж в нашем примере рост рекламных расходов может быть оправданным. Нужно также иметь в виду, что расходы на рекламу могут возрастать при трудностях с реализацией продукции компании. Рост этой статьи расходов в ряде случаев может быть обусловлен проведением массированной рекламной кампании при выходе на рынок с новой продукцией.
Что касается прочих доходов и расходов, то здесь наблюдается снижение расходов по процентам, что, возможно, связано с сокращением суммы долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов (см. табл. 19.2). Обращает на себя внимание рост доходов от участия в других организациях, что может быть связано как с ростом долгосрочных финансовых вложений, так и повышением доходности таких инвестиций. Значительное увеличение других доходов в этом разделе требует дополнительных расшифровок. Так, могла быть получена прибыль при продаже части нематериальных активов, получены доходы от сдачи имущества в аренду или лизинг.
Горизонтальный анализ баланса представлен в табл. 19.2.
Таблица 19.2. Бухгалтерский баланс фирмы N
на 31 декабря 2007 г., тыс. руб.
Актив | На начало 2007 г. | На конец 2007 г. | Изменения | |
Абсолютные | Относительные, % | |||
I. Внеоборотные активы | ||||
Нематериальные активы | -110 | -8,33 | ||
Основные средства | 13 980 | 14 108 | +128 | +0,09 |
Доходные вложения в материальные ценности | - | +390 | ||
Долгосрочные финансовые вложения | +72 | +13,33 | ||
Итого по разд. I | 15 840 | 16 320 | +480 | +3,03 |
II. Оборотные активы | ||||
Запасы | -110 | -2,24 | ||
Дебиторская задолженность | +600 | +31,25 | ||
В том числе покупатели | +590 | +32,78 | ||
Краткосрочные финансовые вложения | +248 | +25,83 | ||
Денежные средства | +774 | +146,59 | ||
Итого по разд. II | +1512 | +18,16 | ||
Баланс | 24 168 | 26 160 | +1992 | +9,24 |
III. Капитал и резервы | ||||
Уставный капитал | ||||
Добавочный капитал | ||||
Резервный капитал | ||||
Нераспределенная прибыль | +2224 | +47,52 | ||
Итого по разд. III | 10 880 | 13 124 | +2244 | +20,62 |
IV. Долгосрочные обязательства | ||||
Займы и кредиты | -640 | -11,43 | ||
Итого по разд. IV | -640 | -11,43 | ||
V. Краткосрочные обязательства | ||||
Кредиты и займы | -670 | -21,61 | ||
Кредиторская задолженность | +1058 | +23,06 | ||
В том числе: | ||||
поставщики | +100 | +2,56 | ||
задолженность перед персоналом | +119 | +29,53 | ||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | ||||
задолженность по налогам и сборам | +101 | +54,01 | ||
Итого по разд. V | +388 | +5,05 | ||
Баланс | 24 168 | 26 160 | +1058 | +23,06 |
При общем приросте активов (валюты баланса) на 1992 тыс. руб. (на 8,24%) внеоборотные активы увеличились незначительно - на 480 тыс. руб. (на 3,03%). Величина основных средств практически не изменилась, наблюдалось сокращение нематериальных активов и прирост долгосрочных финансовых вложений.
Более существенные изменения произошли с оборотными активами: в целом имеется прирост на 1512 тыс. руб. (на 18,16%). Запасы сократились, но весьма незначительно, хотя на фоне роста продаж эта тенденция может расцениваться как положительная. В то же время почти на треть возросла дебиторская задолженность, в основном покупательская. Темп прироста по данной статье в три раза превышает темп прироста продаж. Следовательно, рост задолженности покупателей только частично оправдывается динамикой продаж, а в остальном может косвенно свидетельствовать о возможных трудностях со сбытом и необходимости предоставлять покупателям отсрочку платежа за поставляемые им товары. Одновременно произошло увеличение краткосрочных финансовых вложений (более чем на четверть), очень резко увеличились денежные средства (почти в 2,5 раза).
В пассиве отметим рост собственного капитала на 2244 тыс. руб., или на 20,63%, при этом очевидно, что это произошло исключительно за счет роста нераспределенной прибыли (на 47,52%).
Отметим также сокращение обязательств как по долгосрочным, так и по краткосрочным займам, что, как отмечалось выше, уменьшило выплаты по процентам. В целом же заемный капитал (сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств) практически остался на прежнем уровне: на начало 2007 г. он составлял 13 288 тыс. руб., а в конце 2007 г. равнялся 13 036 тыс. руб.
19.3. Вертикальный анализ
Динамику изменений по статьям имущества, капиталов и обязательств, доходов и расходов можно проследить и путем чтения отчетов по вертикали. Для этого подсчитывается удельный вес (в процентном выражении) соответствующих статей в итоговых показателях.
В табл. 19.3 приведена структура отчета о прибылях и убытках. Итоговым показателем здесь является сумма выручки от продаж, принимаемая за 100%.
Таблица 19.3. Вертикальный анализ
отчета о прибылях и убытках фирмы N
Показатель | За 2007 г. | За 2006 г. | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Выручка | 48 000 | 100,00 | 43 200 | 100,00 |
Себестоимость | (27 400) | 57,08 | (28 800) | 66,67 |
Валовая прибыль | 20 600 | 42,92 | 14 400 | 33,33 |
Коммерческие расходы | (7100) | 14,79 | (5960) | 13,80 |
Управленческие расходы | (4120) | 8,58 | (4600) | 10,65 |
Прибыль от продаж | 19,54 | 8,89 | ||
Проценты к уплате | (680) | 1,42 | (860) | 1,99 |
Прочие доходы | 1,87 | 0,02 | ||
Прибыль до налогообложения | 20,00 | 7,13 | ||
Налог на прибыль | (3360) | 7,00 | (864) | 2,00 |
Чистая прибыль | 13,00 | 5,13 |
Удельный вес прибыли от продаж вырос с 8,89 до 19,54%. Наибольшее положительное влияние на этот показатель оказало сокращение удельного веса себестоимости - с 66,67 до 57,08%. В результате значительно вырос удельный вес валовой прибыли - с 33,33 до 42,92%. В составе накладных расходов наблюдаем следующие изменения: рост удельного веса коммерческих расходов с 13,80 до 14,79% (примерно на 1 пункт) и сокращение доли управленческих расходов с 10,65 до 8,58% (примерно на 2 пункта). Таким образом, совокупный удельный вес в выручке этих расходов уменьшился на 1 пункт с 24,45 до 23,37%.
Влияние прочих доходов и расходов на финансовый результат невелико. Полученные данные говорят о том, что основную массу прибыли предприятие получает от операций текущей хозяйственной деятельности.
Удельный вес прибыли до налогообложения вырос почти в три раза, примерно такой же рост характерен и для доли налога на прибыль.
В итоге имеем очень значительное увеличение отношения чистой прибыли к сумме продаж (в 2,5 раза).
Структура бухгалтерского баланса представлена в табл. 19.4, здесь за итоговый показатель берется валюта (итог) баланса.
Таблица 19.4. Вертикальный анализ
бухгалтерского баланса фирмы N
Показатель | На начало 2007 г. | На конец 2007 г. | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Внеоборотные активы | ||||
Нематериальные активы | 5,46 | 4,62 | ||
Основные средства | 13 980 | 57,84 | 14 108 | 53,93 |
Доходные вложения | - | - | 1,49 | |
Долгосрочные финансовые вложения | 2,23 | 2,34 | ||
Итого | 15 840 | 65,54 | 16 320 | 62,39 |
Оборотные активы | ||||
Запасы | 20,36 | 18,39 | ||
Дебиторская задолженность | 7,94 | 9,63 | ||
Краткосрочные финансовые вложения | 3,97 | 4,62 | ||
Денежные средства | 2,18 | 4,98 | ||
Итого | 34,46 | 37,61 | ||
Баланс | 24 168 | 100,00 | 26 160 | 100,00 |
Собственный капитал | 10 880 | 45,02 | 13 124 | 50,17 |
В том числе: | ||||
Нераспределенная прибыль | 19,36 | 26,39 | ||
Долгосрочные обязательства | 23,17 | 18,96 | ||
Краткосрочные обязательства | 31,81 | 30,87 | ||
В том числе: | ||||
Займы и кредиты | 12,83 | 9,29 | ||
Кредиторская задолженность | 18,98 | 21,58 | ||
Баланс | 24 168 | 100,00 | 26 160 | 100,00 |
В активе примерно на 3 пункта снизился удельный вес внеоборотных активов и, соответственно, увеличился удельный вес оборотных активов. Следует обратить внимание на то, что в исследуемом периоде сохраняется достаточно высокий уровень запасов - 20,36% в начале и 18,39% - в конце года.
Нужно отметить, что вертикальный анализ может проводиться внутри разделов баланса, при этом за 100% принимается итог соответствующего раздела. В составе внеоборотных активов преобладают основные средства: на их долю приходилось примерно 90% в начале отчетного года и 86% - в конце года. Анализ состава оборотных активов говорит о том, что в запасах было закреплено 59% оборотных активов на начало года и почти 50% на конец года.
Структура пассива изменилась в сторону роста собственного капитала (с 45 до 50%); этот рост был обеспечен за счет внутренних источников, а именно накопленной (нераспределенной) чистой прибыли, ее доля увеличилась адекватно (с 19 до 26%). Отметим, что в составе собственного капитала доля этого показателя выросла на 10 пунктов (с 43 до 53%).
Сократился удельный вес заемных средств, как долгосрочных (с 23,17 до 18,96%), так и краткосрочных (с 31,81 до 30,87%).
Заметим, что вертикальный анализ позволяет не только глубже оценивать состояние средств и их источников, а также итоги деятельности отдельного конкретного предприятия, но и дает возможность, абстрагируясь от абсолютных данных, проводить сравнение показателей его отчетности с показателями других аналогичных организаций и со среднеотраслевыми нормативами.
19.4. Использование в анализе относительных показателей
(коэффициентов)
Следующий подход к анализу бухгалтерских отчетов заключается в использовании так называемого метода коэффициентов. На основании отчетных данных производится расчет различных относительных показателей (коэффициентов), которые позволяют оценить ликвидность и финансовую устойчивость организации, дать ответ на вопросы, насколько эффективно организация использует свои средства и каков уровень доходности вложенных в бизнес капиталов.
Набор и группировки аналитических показателей различны и зависят от тех целей, которые ставят исследователи отчетов, а также от возможностей получения ими всей необходимой для расчета соответствующих коэффициентов информации. В то же время существует однотипная система показателей, которая используется большинством аналитиков для общей оценки всех сторон деятельности предприятия.
Показатели (коэффициенты) ликвидности характеризуют способность предприятия погасить своевременно свои текущие (краткосрочные) обязательства. Они рассчитываются путем сравнения суммы активов, которые могут относительно быстро превратиться в платежные средства, с суммой краткосрочных пассивов.
Обычно внешние аналитики отчетов используют три следующих показателя ликвидности.
Показатель текущей ликвидности (коэффициент покрытия) определяется как частное от деления суммы оборотных активов на сумму краткосрочных обязательств.
В нашем примере значения этого показателя на начало и конец года соответственно составляют: 1,08 (8328 / 7688) и 1,22 (9840 / 8076).
Считается, что для благоприятной оценки способности организации погасить текущие долги значение рассматриваемого коэффициента должно быть не менее 2. Согласиться именно с такой величиной показателя текущей ликвидности достаточно трудно. Во-первых, здесь в качестве средств покрытия долгов берутся все оборотные активы, ликвидность элементов которых различна. Например, соответствующий заданному значению (2) и даже более высокий показатель может быть получен за счет накопления труднореализуемых, а иногда и вовсе неликвидных видов запасов - сырья, материалов, незавершенного производства. С другой стороны, если организация будет стремиться к высокому уровню наиболее ликвидной части оборотных средств - денежных - в целях достижения высокого показателя ликвидности, она может упустить возможность вложить эти денежные средства в проекты, которые в долгосрочном плане могут принести хороший доход.
Во-вторых, недостатком показателей ликвидности является то, что сравнение производится с общей суммой краткосрочных обязательств, конкретные сроки погашения которых варьируют в пределах 12 месяцев с даты отчета. Для получения более реального представления о платежеспособности предприятия необходимо провести детальную группировку долгов по срокам предстоящих выплат, а внешние аналитики не имеют такой возможности.
Наконец, следует учитывать отраслевую принадлежность предприятий и организаций: промышленные предприятия, особенно с длительным технологическим циклом, неизбежно имеют значительные запасы материалов, комплектующих, незавершенного производства; производители сложного и дорогостоящего оборудования, как правило, идут на предоставление отсрочки платежа своим заказчикам и покупателям, что приводит к росту балансовых остатков дебиторской задолженности. Понятно, что такого положения нет, например, на предприятиях, занятых в сети быстрого питания или в гостиничном бизнесе.
Показатель "быстрой" (уточненной) ликвидности считается более представительным, чем коэффициент покрытия. В этом случае из расчета исключаются запасы. Таким образом, в числителе этого показателя остаются статьи дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств. В нормальных условиях эти средства действительно более ликвидны, нежели исключенные из расчета запасы. На практике, однако, бывают случаи, когда ликвидность дебиторской задолженности ставится под вопрос, поскольку взыскать долги с дебиторов оказывается гораздо сложнее, чем ликвидировать запасы. Для получения более достоверного представления о ликвидности предприятия нужно проанализировать характер и качество дебиторской задолженности с учетом разбивки ее по срокам погашения, наличия просроченных долгов покупателей, а также уровня сомнительной дебиторской задолженности.