Бюрократия и бюрократизм в гос.управлении
М. Вебер и Вильсон сформировали принцип бюрократической системы.
Бюрократия- по М.Веберу - тип идеальной рациональной организации, характеризующийся: - эффективностью административных действий, достигаемой за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; - иерархической системой контроля и подчинения должностных лиц; - безличностными отношениями, основанными на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений; - отделением административных функций от собственно средств управления.
"Бюрократия" - рационально организованная система управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в точном соответствии с законами и другими правилами.
«Идеологической» основой веберовской модели были три постулата:
1) бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому «хозяину», не вмешиваясь при этом в его компетенцию;
2) это наилучшая из всех возможных форм организации;
3) важнейшее ее достоинство - эмансипация от субъективных человеческих влияний на принятие решений.
Основополагающие принципы бюрократической системы:
• Обязанности исполняются по правилам.
• Четкое рациональное разделение труда, выполнение задач специалистами, что дает возможность осуществлять администрацию на высоком техническом уровне, эффективно, точно и продолжительно.
• Иерархичность уровней управления по должностям и выполняемым задачам, разделение полномочий по вертикали.
• Документальное оформление команды, что дает возможность ее передачи безошибочно, просто, без лишних слов и четко.
• Осуществление найма на работу и продвижения в должностной иерархии в соответствии с квалификационными требованиями, обеспечение зарплаты и статуса в зависимости от категории, квалификации и стажа.
• Формальная обезличенность исполнения обязанностей с повышающейся производительностью за счет устранения личностных и эмоциональных факторов
Бюрократическая система управления позволяет решать проблему ежедневного усложнения выполняемых задач по качеству и количеству. Техническое превосходство бюрократической администрации характеризуется точностью, быстротой, четкостью, документальным оформлением, длительным постоянством, осторожностью, унифицированностью, строгостью отношений подчинения, предотвращением конфликтов, экономией затрат на людские и материальные ресурсы.
Однако, по мнению многих исследователей, бюрократия душит организации.
Отрицательными чертами бюрократии являются:
• Превращение средства в самоцель, преувеличение значимости правил.
• Упорство в сохранении секретности, недопущение других к своим обязанностям. • Стремление действовать "безупречно" (без ошибок, обезличенное отношение к делу). Это приводит к тому, что фактически решаются только такие задачи, которые можно выполнить "безупречно". Для остальных задач возникает ситуация, характеризуемая следующим:
— для безупречного выполнения задач, которые невозможно выполнить безупречно, начинают ссылаться на различные проблемы и безгранично требовать ресурсы, а в конце концов ничего не делают;
— категорически отказываются от выполнения задач, для которых остается вероятность неудачи;
— все дела начинают безгранично раздуваться;
— нормой поведения становится перестраховка;
— наблюдение "со стороны " за теми, кто выполняет трудное дело.
Иными словами бюрократическая система, при ее применение в отрыве от культурных ситуационных характеристик, оказывается неспособной выполнять новые задачи.
Бюрократи́зм, канцеля́рщина — чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.
Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения. Бюрократизм чаще всего наличествует в государственных учреждениях и особенно характерен для стран, где господствует бюрократия — система управления, в которой реальная власть принадлежит чиновничеству. Бюрократизм также иногда может наблюдаться в крупных корпорациях, партиях, религиозных и научных учреждениях.
В результате бюрократизма клиент тратит время на хождение по инстанциям для оформления справок, на стояние в очередях, на ожидание решения.
К причинам бюрократизма относят как независимые от самого бюрократа (усложнённость процедур), так и субъективные (желание перестраховаться, скрытое вымогательство взятки).
Бюрократизм проявляется в 3х направлениях:
В политической сфере: отрыв аппарата управления от общества, в результате чего он превращается в самостоятельную силу.
В организационно-технической сфере: соблюдение правил приобретает черты ритуала. Содержание превращается в форму.
В законах: расширение влияния бюрократов, но не повышая ответственности.
Бюрократизм включает в себя следующие компоненты:
-в политическом плане – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти;
-в социальном – отчуждение этой власти от народа, расширение слоя чиновников;
-в организационном – канцелярская подмена содержания формой;
-в морально-психологическом – бюрократическая деформация сознания.
В качестве мер борьбы с бюрократизмом предлагались выборность чиновников, установление максимального времени рассмотрения заявок, замена разрешительных процедур на уведомительные.