Назначение и функции финансового рынка в мобилизации и распределении корпоративного капитала
Финансовый рынок представляет собой форму организации движения денежных средств в национальном хозяйстве и функционирует в виде рынка ценных бумаг (фондового рынка) и рынка ссудного капитала. Объективная предпосылка функционирования финансового рынка состоит в несовпадении потребностей в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличием источников покрытия данных потребностей. На практике свободные денежные ресурсы могут быть в наличии у одних владельцев (собственников), а инвестиционные потребности возникают у других субъектов рынка. Финансовый рынок предназначен для мобилизации временно свободных денежных средств и рационального их использования. С помощью финансового рынка обеспечивают бесперебойное формирование и эффективное использование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и государства. Его функциональное назначение заключается в посредничестве движению денежных ресурсов от их владельцев к пользователям. Владельцами выступают юридические лица и граждане, накапливающие у себя денежные средства для последующего инвестирования в финансовые и капитальные активы. Частные лица (домашние хозяйства) осуществляют вложения своих сбережений непосредственно (индивидуальным способом) либо через финансовых посредников (финансово-кредитные институты). Роль заемщиков выполняют субъекты хозяйствования, вкладывающие полученные с финансового рынка денежные средства в различные объекты предпринимательской деятельности (например, в расширение производства товаров и услуг, недвижимость, ценные бумаги сторонних эмитентов и др.) с целью извлечения дополнительного дохода (прибыли).
Состав участников финансового рынка:
1) Участники, выполняющие ключевые функции на финансовом рынке:
- прямые участники финансовых операций (продавцы и покупатели ценных бумаг и финансовых услуг);
- негосударственные финансовые посредники, осуществляющие брокерскую и дилерскую деятельность;
2) Участники, выполняющие вспомогательные функции: фондовая биржа, валютная биржа, депозитарий ценных бумаг, регистратор ценных бумаг, расчетно-клиринговые центры, информационные, консультационные центры и др. В составе финансового рынка обычно выделяют отдельные сегменты:
а) денежный рынок (рынок находящихся в обращении и выполняющих идентичные функции краткосрочных платежных средств - чеков, векселей, аккредитивов, коносаментов и пр.;
б) рынок ссудного капитала, т. е. кратко- и долгосрочных банковских кредитов;
в) рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
Следовательно, с организационных позиций, финансовый рынок представляет собой совокупность финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от владельцев (инвесторов) к заемщикам (эмитентам) с помощью финансовых инструментов — эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). Часто финансовый рынок подразделяют на два сегмента — денежный рынок и рынок капитала. На денежном рынке продают и покупают краткосрочные ценные бумаги (со сроком погашения до одного года). На рынке капитала заключают сделки с долгосрочными ценными бумагами со сроком обращения свыше одного года (акциями и корпоративными облигациями). Рынок капитала, в свою очередь, подразделяют на первичный и вторичный. На первичном рынке предлагают новые выпуски ценных бумаг. Вторичный рынок — механизм купли-продажи ранее размещенных ценных бумаг с целью извлечения экономической выгоды (дохода в форме дивидендов, процентов и прироста курсовой стоимости).
По степени организованности финансовый рынок можно систематизировать на организованный (фондовые и валютные биржи) и неорганизованный (сфера купли и продажи эмиссионных ценных бумаг через сеть брокерских и дилерских компаний).
Общественное назначение финансового рынка состоит в том, что с его помощью:
♦ обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов во времени и пространстве — между отраслями экономики, сферами бизнеса, регионами и т. д.;
♦ достигают регулярности расчетов между участниками рынка при купле-продаже ценных бумаг;
♦ обеспечивают консолидацию финансовых ресурсов на ключевых направлениях предпринимательской деятельности;
♦ предоставляют ценовую и иную информацию, позволяющую осуществлять финансовые сделки с ценными бумагами в разных отраслях экономики и сферах бизнеса;
♦ обеспечивают стимулирование участников рынка в ситуации, когда один из участников финансовой операции располагает всей необходимой информацией, которой не обладает другой, либо один из участников исполняет роль агента (комиссионера) от имени второго;
♦ добиваются наиболее эффективных способов управления финансовыми рисками (страхование, самострахование, хеджирование и пр.
Предметы купли-продажи на финансовом рынке:
1)финансовые активы, обмениваемые на деньги,
2) денежные средства, предназначенные для приобретения ценных бумаг.
Функции финансового рынка:
1) реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенной в финансовых активах;
2) организация процесса доведения финансовых активов до потребителей (инвесторов — покупателей ценных бумаг)
3) финансовое обеспечение процесса инвестирования (вложения капитала в данные активы);
4) воздействие на денежное обращение в стране.