Регулирование аудиторской деятельности
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Она вклчает 4 уровня:
1. Закон «Об аудиторской деятельности» № 119 ФЗ от 7.08.2001 г. Он устанавливает правовые основы АД.
2. Документы, определяющие общие вопросы регулирования АД:
- правила (стандарты) АД;
- постановления правительства РФ № 80 от 6.02.2002 г. «О вопросах государственного регулирования АД»;
- временные положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов РФ (приказ Минфина РФ № 93 от 12.10.2002 г.);
- положение о лицензировании АД (утверждено постановлением правительства № 190 от 29.03.2002 г.);
- положение о Совете по АД при Минфине РФ (приказ Минфина от 3.06.2002 г., № 47 Н).
3. Включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений и нормативные акты министерств и ведомств, которые устанавливают правила аудита отдельных отраслей.
4. внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами.
Виды аудита
Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии, следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.
Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими организациями (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе договоров (заказов) с организациями. Обязательная аудиторская проверка проводится всегда только внешними аудиторами с учетом требований Закона об аудиторской деятельности, результатом работы является составление заключения. Данный вид аудита часто называют финансовым аудитом, так как он предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности.
Операционный аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.
Специальный аудит– это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).
Первоначальный аудит характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой регулярно (неоднократно). Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
С точки зрения исторического развития аудит подразделяют на подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.
Аттестация аудиторов.
Аттестация на право осуществления АД – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься АД. Порядок проведения аттестации определен временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификациии аудиторов РФ. Организует аттестацию Минфин РФ.
Аттестация проводится в форме экзамена, экзамены проводятся в учебно-методических центрах.
Для прохождения аттестации УМЦ предоставляется заявление установленной формы, заверенная копия нотариусом диплома и выписка из трудовой книжки.
Типы аттестатов:
- аттестат в области общего аудита;
- аттестат в области кредитных учреждений;
- аттестат в области страховых организаций;
- аттестат в области бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Требования к претендентам на получение аттестата:
1. Высшее экономическое или юридическое образование, полученное в Российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.
2. стаж работы по экономическим или юридическим специальностям не менее 3 – х лет из последних 5 – ти.
Экзамен проводится в 2 этапа в течении 3 – х дней, с перерывом между 1 и 2,3 днями.
1 день – тестирование по бух. дисциплинам; 2 – письменный, устный экзамен по тем же дисциплинам.
Лицам, успешно сдавшим экзамен присваивается и выдается аттестат аудитора без ограничения срока действия. Принимает решение о выдаче аттестата Минфин РФ в течение 45 дней с момента получения документов из УМЦ.