Соотнош-е ФП с др. отраслями права

КП: основополагающая отрасль в сист. права люб Г. КРФ содержит нормы, регулирующие широкий круг обществ. отнош-й, в т.ч. возникших в сфере фин деят-ти. Нормы К закрепляются компетенция обязанности гражд-н при осущ-нии фин деят-ти. АП: рег-т управл-ю деят-ть органов испол власти в разл сферах жизни общества. ФП: рег-т деят-ть органов гос. упр-я только в связи с созданием, распред-ем и использ-ем ими фондов ден. ср-в, т.е регул-т опред. направление управл-й деят-ти орг испол вл. МП: явл. комплексной отраслью права. Точкой соприкосновения МП и ФП явл. нормы, регул-щие прав\отн по поводу осущ-я МСУ фин деят-ти. ГП: регул-т разл общ-е отн-я , в первую очередь имущ-е, участники кот. равны, обладают автономией воли и имущ-но самостоятельны. ФП регул-т имущ-е отн-я, кот. возникают по поводу денег, поэтому приобретают форму ден. отнош-й. УП: охраняет фин отн-я.

Сист. ФП

С-ма ФП- объективно обусловленное с-мой обществ. фин отн-ний внутр-нее его строение, объединение и рапсоложение фин.-правовых норм в опред. последоват-ти. ФП сост-т из 2-х частей: 1) Общая содержит нормы, регулир-щие общие принципы, правовые формы и м-ды фин деят-ти Г, их правовое положение, ф-мы и м-ды фин контроля. 2) Особенная состоит из подотраслей и институтов: бюджетное право, нал., банк., страх., инвестицион., деньги и ден обращение, наличн. и безналичн. расчеты. Знач-е сист. ФП состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположен. нормы.

Институты и подотрасли ФП.

Институты ФП - взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отнош-й. Институты и подотрасли ФП: бюджетн., налогов., банк., инвестиционн., страх., деньги и ден. обращение, нал и безнал. расеты. Общая часть отраслей: понятие, предмет, система, источники, принципы, правоотношения, контроль и ответственность. Особенн. часть: БП- особенности бюджетной деят-ти в бюджетном году; НП – фед. Н и сборы, регион. Н и сборы, местн. Н и сборы, спец. нал. режимы; право ден. обращения - особенности конкретных видов расчетов; валютн. право - особенности конкретных видов валютных операций.

Источники ФП.

ИсточникиП – форма закрепления внешнего выраж-я норм права. Источники ФП: 1) КРФ (ст. 1,5,8,65,66,71,72,35,36,80,84,90,101,104,106,114,115,57). 2) ФКЗ («О правит-ве РФ»; «О судебн. сист. РФ») 3) ФЗ («ОБ общ. принципах организации МСУ в РФ», «О ЦБ РФ», «О банках и банковск. деят-ти») и кодифицирован. норм-правов. акты (БК, НК) 4) указы президента РФ («О доп. мерах по ограничению налично-ден. обращений», «О сист. и структуре фед. органов исполнит. власти»). 5) постановления правит-ва РФ и распоряжения, носящие нормативн. хар-р. 6) акты министерств и ведомств (нормативно-правов. акты ЦБ РФ «Инструкция ЦБ об обязат. нормативов банка»).

Конституционн. основы фин. деят-ти.

Фин. деят-сть Г осущ-ся на основе принципов, содерж-е кот. опред-ется КРФ. Принципы: 1) приоритет публичных интересов в правовом регулировании отнош-й в обл. фин. деят-ти Г и муницип. образований; 2) пр-п федерализма - закрепляет предметы ведения Г и SРФ, а также устанавливает предметы их совместного ведения. 3) единство фин. политики и ден. сист. (SРФ наделены самостоятельностью, но она не должна выходить за рамки основ фед. фин. политики, общих принципов Н/О и функцион-ния ден. сист. Г. 4) соц. направленность фин. деят-ти в РФ - одной из осн. целей фин. деят-ти Г явл. создание усл-ий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. Граждане могут участвовать в фин. деят-ти Г и местных органов власти непосредственно и ч/з представителей. КРФ (ст. 1,5,8,65,66,71,72,35,36,80,84,90,101,104,106,114,115,57)

Финансово-правовая норма.

Норма права – правило поведения, установленное гос-вом и обеспечиваемая гос принуждением. Особенности фин-во-правовых норм: 1) носят императивный х-р; 2) регулир-т отн-ния в фин сфере. Классиф-ция норм: 1) – матер. (закрепл-т права и обяз-ти уч-ков фин. правоотнош-й) - процессуальные (закрепл-т порядок прим-ния матер. норм. Н-р, бюджетн. процесс). 2) – обязывающ. (стимулируют активн. поведение в категоричн. форме) - запрещающие (предписывают в категорич ф-ме не совершать опред. действия). - уполномачивающие (дают субъекту фин правоотнош-ний право на совершение опред. действий). 3) в зав-ти от подотраслей и институтов фин права: нормы нал права, нормы бюдж права и т.д. 4) по юрид силе: - нормы прямого действия (К РФ, постановл-я Конституц. суда) - нормы з-нов (ФКЗ, ФЗ, з-ны S, кодексы) -нормы подзаконных актов (указы президента) - локальные нормы (нормы соответствующ. договора). Стр-ра фин-правов нормы: гипотеза (описывает обстановку,ситуацию применения права), диспозиция – само правило поведения, санкция –ответственность за невыполнение правил поведения.

Фин-правовые отнош-я.

ФПО – урегулированные нормами ФП обществ. отнош-я, участники кот. выступают как носители юр. прав и обязанностей, реализ-щие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использ--ю гос. и мун. ден. ср-в и доходов. ФПО – один из видов ОО, кот возник-т в сфере фин деят-ти гос-ва и регулир-ся фин-во-правовыми нормами. Особ-ти ФПО: 1) возник-т только в фин сфере деят-ти гос-ва и органов МСУ; 2) одним из уч-ков этих отн-ний явл. гос орган, наделенный властными полномочиями; 3) возникает по поводу денег. Участники ФПО: 1) физ лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства - апатриды) 2) юр. лица (орг-ции всех форм собственности) 3) публично-правовые образования (РФ, SРФ, муницип. образов-я – особенность: свое представит-во в ФПО осущ-ет ч/з уполномочен. органы и их должностн. лица). ФПО возникают, изменяются и прекращаются при наступлении юрид фактов (действие, бездействие и событие). Действие и бездействие – зависит от воли чел-ка, осознанное (покупка авто); событие – не зависит от воли чел-ка (чрезвычайн. ситуация – засуха, пожар). Виды ФПО: 1) по сфере возникновения: - нал. – бюджные - страховые и т.д. 2) – матер. и процессуальные (бюджетн. процесс) 3) по субъектам: нал. орган-гражданин; банк-ЦБ; банк-гражданин.

Метод ФП.

М-д ФП – сов-ть приемов, способов и ср-в, с пом. кот осущ-ся юр воздействие на поведение участников соответств-щих обществ. отнош-ий на хар-р взаимосвязи м/у ними. М-ды: 1) административно-правовой (наличие нерав-ва м/у участниками правоотн-ний, где обязат-но предписания исходят от уполномоч-ных гос органов, их должностных лиц, а лица учрежд-й и орг-ций, в отнош-нии кот. имеются соотв-щие предписания д. Безукоснительно его выполнять); 2) гражданско-правовой (в основе кот. лежат свобода договора, автономия воли, равноправие участников соответствующих правоотношений).

Фин. контроль.

Задачи ФК: - Эконом стимулиров-е; - Рац-ное и бережное расходов-ние матер., труд. и фин. ресурсов, а также прир. богатств. ФК-регламентированная нормами права деят-ть гос, мун, обществ. и иных хоз-щих субъектов по проверки своевременности и точности фин планиров-ния, обоснованности полноты поступлений доходов в соответствующ. фонды ден. ср-в, правильности и эффек-ти их использ-ния. Посредством ФК обеспечив-ся соблюдение законности в фин-х и хоз. сферах жизнедеят-ти. Принципы ФК: 1) осн.: - независимость (должностн. лица назначаются лицами, не являющимися объектами контроля) - объективность и компетентность (аудиторами явл. лица со спец. образованием) – гласность (счетн. палата представляет отчет о проверке правильности использ-я бюджета и его исполнения) 2) доп: - результативность (отчет с выводами о соотв-вии действий законодат-ву) - четкость и логичность предъявлен. треб-ний (аудиторы имеют право задавать конкр. вопр. по хоз. деят-ти субъекта проверки) - неподкупность субъектов ФК -обоснованность и доказанность инфо – превентивность (осн. упор в ФК делается на предварит. анализ фин. деят-ти (исследуется, анализир-ся предварит. и просчет возможн. последствий)) - презумпция невиновности должностных лиц (аудиторы должны док-ть, что в момент соверш-я преступления лицо не знало, что совершает неправомерн. действия) -согласованность действий разл. контролир-щих органов (комплексн. проверка объекта).

Виды ФК.

1) по времени осуществления: - предварительный (осущ-ся до соверш-я какой-л. фин операций); - текущий (в момент соверш-я фин. операции, либо группы связан. операций) - последующий (когда исследуются, контролируются конкретные рез-ты фин операций). 2) по субъектам: - гос ФК (на уровне РФ и SРФ) – муницип. – внутрифирменный - аудиторский. Субъекты ФК: Счетн. палата РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, Фед. нал. служба. Ф-ма ФК – способ выражения его содержания, внутр. орг-ция, кот модифицируется с изм-нием содержания. Ф-мы ФК: 1) Наблюдение – ознакомление с текущ. сост-нием фин-во-хоз. деят-ти на проверяемом объекте. 2) Обследование – изучение фин-во-хоз деят-ти с пом. опросов и анкетир-я. 3) Проверка – исследование фин-хоз деят-ти на основании данных балансов, отчетных и расходных док-тов в целях выявления нарушений фин дисциплины и устранения их последствий. 4) Анализ – выявление нарушений фин дисциплины с пом. аналитич. и матем. и иных приемов. 5) Ревизия – осн-ная ф-ма ФК. Производится с целью установления законности на проверяемом объекте.

Объекты ФК.

Объекты ФК: ден., распределительн. процессы при формировании и использовании фин. ресурсов, в т.ч. в форме фондов ден. ср-в на всех уровнях и звеньях нар. хоз-ва. Объекты ФК: гос. и территор. органы власти и управления, их структурные подразделения; хозяйствующ. субъекты, в т.ч. АО с гос. участием; предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных ср-в или получающие гос. помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуд; обществ. неправительственные организации и учреждения; внебюджетные соц. фонды; предпринимательские структуры и физ.лица в части получения адресной фин. помощи от Г, уплаты Н и осуществления деят-ти, регулируемой Г; др. хозяйствующие субъекты.

Ревизия.

Ревизия – осн-ная ф-ма ФК. Производится с целью установления законности на проверяемом объекте. Специфика ревизии заключ. в содерж-и (охватывает много сфер фин-хоз-ной деят-ти проверяемого объекта). Порядок назначения: проведение Р. инициируется и конкретизируется уполномочен. гос органами. Субъекты: ревизорами явл. спец-но созданные уполномоч-ные органы и их должностные лица, облад-щие опред. властными полномочиями. Состав: Р. проводится комиссионно, внутри комиссии могут образовываться группы по направлению фин-во-хоз деят-ти и комиссия возглавл-ся председателем, кот. несет ответственность за провед-е Р. Классиф-ция ревизии:1) по содержанию: - документ-ная (проверка док-тов, балансов, отчетов) – фактич. (провер-ся наличие матер. ценностей). 2) по времени проведения: - плановые - внеплановые. 3) по объему ревизуемой деят-ти: - комплексная - тематическая. 4) по обследуемому периоду деят-ти:-фронтальные (весь период до текущ. момента) – выборочн (часть, от...до...).

Наши рекомендации