Особенности расследования преступлений в сфере налогообложения

Криминалистическая характеристика преступлений в сфере налогообложения представляет собой комплекс криминалистически значимых признаков о типичной исходной информации, способах совершения рассматриваемых деяний, их субъекте, обстоятельствах, подлежащих исследованию в целях определения эффективной методики расследования рассматриваемых видов криминальных посягательств.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства: ст. 198 (Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и ст. 199 (Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций).

От установления момента окончания преступления зависят как расчет неуплаченного налога, с определением которого связан вопрос о возбуждении уголовного дела, так и применение квалифицирующего признака неоднократности, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 199 УК РФ.

Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

Применительно к ст. 198 УК РФ наиболее актуален вопрос, связанный с квалификацией действий гражданина, который представил в налоговые органы не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, декларацию о доходах, в которую включил с целью уклонения от уплаты налога искаженные данные о доходах или расходах.

Исходя из диспозиции ст. 198, преступление можно считать оконченным через месяц после сдачи декларации, поскольку гражданину законом предоставлено право в месячный срок после подачи декларации о доходах уточнить данные, заявленные им в декларации. В связи с этим преступление будет считаться оконченным только после 15 июля, т.е. по истечении установленного срока уплаты налога.

Применительно к ст. 199 УК РФ по ряду оснований (например, с учетом существования авансовых налоговых платежей организаций) можно считать моментом окончания данного преступления дату представления организацией соответствующей отчетности в налоговый орган – в случаях уклонения от уплаты налогов путем представления в налоговые органы отчетности, содержащей заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо ложные сведения в целях сокрытия других объектов налогообложения, или с момента истечения срока представления такой отчетности – в случаях уклонения от уплаты налогов путем непредставления соответствующей документации о таких объектах. Отчетным годом для всех организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Основными носителями материальной (документальной) информации о преступлениях в сфере налогообложения являются декларация (или ее отсутствие) физического лица и соответственно бухгалтерские документы (или их отсутствие) организаций.

Способ совершения налоговых преступлений –это комплекс взаимосвязанных действий преступника по уклонению от уплаты налогов, определяемых условиями следообразования, качествами личности преступника и предметом посягательства.

Наиболее распространенными способами уклонения от уплаты подоходного налога физическими лицами являются: умышленно неверное заполнение налоговой декларации; несоответствие между реальным и отраженным в платежных документах доходом субъекта налогообложения; отсутствие документального оформления выплаченных денег физическому лицу, в связи с чем налоговая декларация вообще не заполняется; выплата денег физическому лицу через страховые фирмы, а не из кассы предприятия.

Более разнообразны способы совершения налоговых преступлений юридическими лицами: занижение объема реализованной продукции; завышение себестоимости продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли; сокрытие выручки от реализации продукции; совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования этих сумм в кассах предприятий; превышение расходов на оплату труда; невключение в налоговый оборот авансовых платежей за выполненные работы и услуги; сокрытие

выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных или других документов.

Субъектами преступлений в сфере налогообложения являются физические лица, имеющие доход, превышающий установленный текущим законодательством предел, и уклоняющиеся от уплаты налогов, или должностные лица предприятий (возможно, группа лиц по предварительному сговору), организаций различных форм собственности, подписывающие соответствующие бухгалтерские документы (первичные документы).

Субъекты налоговых преступлений значительно отличаются от преступников, совершающих так называемые общеуголовные преступления (имущественные, против жизни и здоровья).

В основном налоговые преступления совершаются мужчинами. Это обстоятельство объективно обусловливается тем, что среди руководителей предприятий всех форм собственности мужчины составляют абсолютное большинство. Женщины, совершившие налоговые преступления, занимают должности бухгалтеров, старших и главных бухгалтеров.

Лица, совершающие преступления в сфере налогообложения, отличаются высоким образовательным уровнем. Ранее судимых среди налоговых преступников очень мало, что объясняется относительно высоким социальным статусом, интеллектуальным уровнем и материальной обеспеченностью лиц данной категории.

Инициатива криминальных действий чаще всего исходит от руководителей предприятий, которые нередко одновременно являлись и их владельцами.

Особенностью возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям является то, что в большинстве случаев основанием для возбуждения служат результаты документальных проверок, проводимых как органами налоговой полиции, так и контролирующими органами государственных налоговых инспекций.

Типовые версии: сокрытие объектов налогообложения за счет занижения выручки; сокрытие налогооблагаемой прибыли за счет завышения затрат; сокрытие налогооблагаемой прибыли за счет фиктивного увеличения долгов.

После построения общих и частных версий составлен план с определением характера и очередности выполняемых действий. Планируемые действия могут быть следственными, оперативно-розыскными, официальными.

К числу официальных действий относятся: проверка налоговыми органами финансово-хозяйственной деятельности, инвентаризация; запросы в вышестоящие организации; запросы в налоговые инспекции; запросы в контрольно-ревизионные учреждения; консультации со специалистами; опрос работников предприятия; проведение предварительных исследований.

Выемкапроизводится в тех случаях, когда следователь располагает точными данными, что предметы и документы, имеющие значение для дела, находятся у конкретного лица или в определенном месте. В зависимости от обстоятельств и способов уклонения от уплаты налогов в бюджет производят выемку тех бухгалтерских документов, которые имеют следы преступления. Такими документами могут быть: документы, содержащие информацию о проведенных расчетно-кассовых операциях; документы, содержащие информацию о количестве, выработке и движении товарно-материальных ценностей, а также сведения о выплате заработной платы за оказанные работы и услуги; документы, содержащие информацию о наличии на определенную дату товарно-материальных ценностей, денежных средств, состояние бухгалтерского учета и отчетности, а также соблюдении налогового законодательства; документы, в которых содержатся итоговые сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенное время; учредительные документы предприятия (договор, устав).

В последнее время во многих коммерческих организациях сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия содержатся в памяти компьютеров или хранятся на магнитных носителях. Для их обнаружения и выемки желательно воспользоваться помощью инженера-программиста.

Обыскв большинстве случаев производят с целью обнаружения бухгалтерских и иных документов, которые могут указать на важные обстоятельства для расследования налоговых преступлений и. которые ранее были сокрыты от предъявления для производства документальной и аудиторской проверки. Важное значение имеет отыскание бланков незаполненных документов, принадлежащих другим экономическим субъектам, а также «черновой» бухгалтерии.

В ходе осмотраизучают не все изъятые документы, а те из них, о которых имеется информация в первичных материалах (акте документальной проверки) об их использовании при совершении уклонений от уплаты налогов.

Осмотр бухгалтерских документов, как правило, проводят с участием специалиста-бухгалтера, который помогает следователю отыскать несоответствия в документах, объяснить содержание операций, выявить подложные записи.

При выявлении уклонений от уплаты налогов до возбуждения уголовного дела налагается административный арест на имущество юридического или физического лица, если в этом есть необходимость. В дальнейшем, в соответствии с уголовно-процессуальным законом, следователь накладывает арест на эти средства.

Допрос свидетелей.Условно круг свидетелей можно подразделить на четыре группы: обслуживающий персонал (секретари, водители, производственный персонал, охранники, грузчики, продавцы и др.); лица, ведущие документацию и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия (работники бухгалтерии, экономисты, менеджеры).

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть, что одним из условий успешного раскрытия и расследования преступлений в сфере экономической деятельности является максимально возможное сокращение времени между моментом совершения преступления и началом осуществления всего комплекса следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника и его задержание.

Результаты последующего этапа расследования преступлений рассматриваемой категории зависят от знания следователем методики их расследования, правильной организации взаимодействия с подразделениями дознания.

Доцент кафедры криминалистики

полковник полиции И.А.Андреев

Наши рекомендации