Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке

Вид операции Клиент банка Сотрудник кредитного отдела Отдел экономической безопасности Сотрудник юридичес- кого отдела Начальник кредитного отдела Кредитный комитет
Предварительное интервью с клиентом. Подача заявки (анкеты) Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 1 Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 2        
Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru Обработка заявки. Визы служб.   Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 5    
Предварительная обработка финансовой и иной документации и/или выезд на место. Разговор с клиентом. Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 6 Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 7        
Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru Подготовка заключения и всего файла документов на выдачу кредита.   Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 8   Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 10  
Вынесение окончательного решения   Стандартная технологическая карта процедур выдачи кредита в банке - student2.ru 11      

Решение о предоставлении денежных средств принимается на основе следующей информации:

- финансового состояния заемщика;

- уровня его кредитоспособности;

- качества и ликвидности предлагаемого заемщиком обеспечения;

- расчета достаточности предоставленного обеспечения по размещаемым денежным средствам с учетом причитающихся процентов и возможных издержек банка – кредитора по получению исполнения;

- оценки рисков, связанных с кредитованием конкретного клиента (особенно при предоставлении бланковых кредитов), в том числе анализа кредитного риска, валютного риска (при предоставлении денежных средств в иностранной валюте), отраслевого и других рисков.

Банки разрабатывают собственные методики определения кредитоспособности заемщиков, собственные кредитные рейтинги, на основании которых заемщики относятся к одному их 3–5 классов кредитоспособности. Применяются рекомендации Минфина по оценке удовлетворительности структуры баланса предприятия и размера чистых активов.

Объем предоставляемого кредита или открытия кредитной линии определяется исходя из потребности заемщика, подтвержденной бизнес-планом и технико-экономическим обоснованием (ТЭО) кредита с учетом кредитоспособности заемщика.

Документом, свидетельствующим о факте предоставления денежных средств клиенту, является выписка по расчетному, текущему счету клиента, а также ссудному счету. Банк определяет порядок формирования досье клиентов – заемщиков и организовывает их хранение в течение не менее 5 лет, а по истечении установленных сроков хранения – передает их в архив, где досье клиентов хранятся в установленном порядке.

После принятия решения о предоставлении денежных средств уполномоченными специалистами банка – кредитора производится подготовка текста договора или соглашения.

В договоре определяются основные условия предоставления и возврата размещаемых банком денежных средств. При этом в кредитном договоре могут быть определены цели, на которые предоставляется кредит.

Договор или соглашение подписывают:

- с одной стороны – руководителем банка и главным бухгалтером банка;

- с другой стороны – руководителем и главным бухгалтером юридического лица (либо лицами, уполномоченными на заключение такого рода договоров).

Изменять условия договора имеют право эти уполномоченные лица. Все изменения и дополнения к договорам оформляются в установленном порядке в письменной форме.

В качестве одного из условий кредитного договора предусматривается право банка расторгнуть кредитный договор досрочно в случае нарушения клиентом – заемщиком предусмотренных кредитным договором обязательств. Клиенту – заемщику также может быть договором предоставлено право в силу обоснованных причин не использовать кредит (кредитную линию) полностью или частично. Первоначально согласованная величина кредита в последующем может быть также скорректирована сторонами.

В качестве приложений к кредитному договору оформляются обязательства по залогу, гарантийные письма, поручительства, договоры страхования.

В соответствии с условиями заключенного договора банк перечисляет сумму кредита на расчетный счет заемщика, об открытии ссудного счета он сообщат налоговым органам.

Банк организует ежедневный контроль за сроками погашения заемщиками предоставленных им денежных средств и уплатой процентов по ним, в том числе за состоянием просроченной задолженности по кредитам клиентов – заемщиков, и предпринимать необходимые меры к ее погашению.

Составление бизнес-плана

Бизнес-план (ТЭО) представляет собой подробный, четко структурированный, тщательно обоснованный, динамичный, перспективный план развития, который:

- позволяет оценить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;

- содержит ориентиры для лучшей организации деятельности - прогноз развития, выработку стратегии;

- служит аргументом для переговоров с инвесторами;

- содержит обоснование предпринимательской идеи.

Бизнес-план можно рассматривать как форму представления инвестиционного проекта, как своеобразную «дорожную карту», как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.

Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам[63]:

- по масштабу деятельности – малый бизнес, средние или крупные предприятия;

- по отраслевому признаку – производство, торговля, строительство и т. д.;

- по организационно-правовой форме предприятия – ООО, ЗАО, ИП (ПБОЮЛ);

- по виду инвестиций (по инвесторам) – прямые, финансовые, вещные и т. д.;

- по способу финансирования – традиционное и венчурное, внутреннее и иностранное;

- по назначению – план основания, развития, технического перевооружения, выхода на рынок и т. д.

Целью составления бизнес-плана является получение полной картины и ответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг:

- определенным способом;

- определенными работниками;

- для определенных потребителей;

- при условии гибкости принятия решений.

При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы, которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц. Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициатором проекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а также является документом для его внешней презентации перед потенциальными партнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными за создание и регистрацию предприятия.

Достоверность использованной при планировании информации подтверждают прилагаемые к бизнес-плану документы – отчеты, контракты, договоры, данные статистики.

Объем и детализация проектных исследований зависят от масштаба и вида предполагаемой деятельности, целей разработки бизнес-плана, требований кредиторов. Соответственно отдельные разделы могут освещаться более или менее подробно.

Подробное содержание разделов бизнес-плана приводится ниже.

I. Резюме (основные положения)

Название инвестиционного проекта и его цель.

Инициатор и другие участники проекта.

Общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации.

Срок реализации проекта.

Суть проекта и текущее состояние.

Источники финансирования проекта.

Критерии эффективности и финансовые показатели проекта.

Выводы о целесообразности инвестиций.

Сущность инвестиционного проекта.

Подробное описание сути проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа.

Описание продукции или услуг, ее назначение, характеристика потребительских свойств, отличие продукции от имеющихся аналогов.

Обзор состояния дел в отрасли (динамика объемов реализации, освоение новых изделий, появление новых предприятий).

Место расположения предприятия.

Необходимые рабочие и специалисты (профессии, уровень квалификации).

Характеристика возможности реализации инвестиционного проекта.

Производственный план реализации проекта.

II. План маркетинга (исследование рынка)

Характеристика потенциальных потребителей продукции и конкурентов, анализ динамики и прогнозирование потребительского спроса.

Географические границы рынка реализации продукции предприятием и конкурентами (региональный, российский, внешний рынок).

Технический уровень предприятия в сравнении с конкурентами, уровень конкурентоспособности продукции. Swot анализ[64].

Общий объем реализации аналогичной продукции конкурентами (анализ динамики за предыдущие годы).

Оценка и прогнозирование текущей емкости рынков (уровня спроса), анализ не удовлетворяемого аналогами спроса, прогноз
объемов продаж продукции.

Анализ цен на товары-аналоги, обоснование собственных цен на продукцию.

Описание побочных продуктов или возможностей адаптации продукции или технологии для смежных рынков.

Характеристика каналов сбыта продукции.

Анализ существующих рекламных кампаний у конкурентов, необходимость рекламы, ее вид, направления и масштабы рекламных акций.

Наличие предварительных соглашений с потребителями продукции.

III. Производственный план

Описание производственного процесса (технология, необходимое оборудование, производственные помещения).

Расчет потребности и планирование создания основных фондов (приобретение земли или прав на нее, строительство зданий, сооружений и коммуникаций, покупка и монтаж оборудования).

Обоснование режима работы оборудования.

Расчет производственной мощности предприятия.

Обоснование производственной программы по выпуску продукции (включая предполагаемые объемы по этапам реализации проекта).

Система материально-технического обеспечения (поставщики, условия поставки и расчетов).

Система управления производственными запасами.

Расчет потребности в материалах, топливно-энергетических ресурсах, численности работающих.

Расчет себестоимости продукции (сметы затрат и калькуляции по изделиям).

IV. Организационный план (план реализации проекта)

Обоснование организационной формы реализации инвестиционного проекта (на базе действующего предприятия, в рамках вновь создаваемого предприятия, выбор организационно-правовой формы нового предприятия, предполагаемый состав учредителей, доля участия, включая контрольный пакет, принципы распределения прибыли).

Эмиссионная и дивидендная политика. Порядок выпуска ценных бумаг (какие, сколько, порядок распространения, затраты на эмиссию). Размер дивидендов.

Обоснование форм и условий участия инвесторов-собственников в реализации инвестиционного проекта – права и обязанности, льготы, доля и порядок участия в распределении прибыли, ответственность за убытки, компенсации, дополнительные права и льготы инвесторов и др.

Структура управления предприятием, руководящий состав, должностные инструкции, условия оплаты и стимулирования работников.

V. Финансовый план (финансовый анализ предприятия)

«Финансовый анализ предприятия» является наиболее унифицированным разделом бизнес-плана (ТЭО). Он регламентируется методикой ЮНИДО[65]. Для его разработки применяют средства программного обеспечения, например Comfar и Prospin (UNIDO), Project Expert, Альт – Инвест, ПК Аналитик (фирма ИНЭК) и др.

Финансовый план или бюджет состоит из прогноза объемов продаж, оценки прибыли и убытков, анализа движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем поквартально) и годовой балансовой ведомости). Наличие указанных пунктов даст кредитной организации полное представление о деятельности организации-заемщика, а также позволит принять наиболее благоприятное для нее решение.

При составлении бизнес-плана включает ряд подразделов:

Обоснование ожидаемых поступлений и выплат (Cash-Flow)[66]

Обоснование единовременных затрат (стоимость земли или получения прав на нее, стоимость нематериальных активов (лицензий, патентов), строительно-монтажных работ, оборудования и его монтажа, прирост оборотных средств).

Обоснование текущих затрат (материальных, трудовых, амортизационных отчислений и пр.).

Расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта.

Обоснование доходов по проекту (выручка от реализации, внереализационные доходы).

Расчет прибыли от основной деятельности (от реализации).

Финансирование

Анализ возможностей финансирования. Собственные и заемные средства.

Условия финансирования (процентная ставка, график погашения, выплата дивидендов).

Планирование ликвидности и оценка эффективности

Формирование таблиц денежных потоков для обеспечения ликвидности, для оценки экономической эффективности.

Расчет показателей эффективности проекта (чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости, внутренней процентной ставки, нормы доходности).

Анализ риска

Оценка оптимальности проекта и вероятности его реализации (расчет точки безубыточности, анализ чувствительности и устойчивости проекта).

Наши рекомендации