Организация службы контроллинга
В службе контроллинга, состоящей из 3—4 сотрудников (контроллеров), у каждого есть свои должностные обязанности, и в то же время должен соблюдаться командный принцип работы, когда какое-то крупное аналитическое задание сотрудники службы контроллинга выполняют все вместе, помогая друг другу.
Опыт внедрения контроллинга на ряде крупных российских предприятий показывает, что рациональным является следующий состав службы контроллинга:
• начальник службы контроллинга;
• контроллер-куратор цехов;
• контроллер-специалист по управленческому учету;
• контроллер-специалист по информационным системам.
Начальник службы контроллинга — наиболее квалифицированный специалист с достаточным опытом работы на предприятии, который "изнутри" знает, как организованы бухгалтерия и
плановый отдел на предприятии. Начальник службы контроллинга должен знать бухгалтерский учет и разбираться в технологических вопросах работы своего предприятия. Для данной должности, возможно, подойдет заместитель главного бухгалтера или начальника планового отдела, а также кто-либо из экономистов предприятия. Начальник службы контроллинга несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственным начальником - заместителем директора по экономике (финансовым директором), а также перед генеральным директором. Такое положение предъявляет повышенные требования к квалификации и интеллектуальным возможностям начальника службы контроллинга.
Контроллер-куратор цехов — квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех цехов предприятия, понимающий суть работы и технологические аспекты работы каждого цеха. Если предприятие очень крупное и цехов много (больше 10), то на эту должность требуются два человека, которые разделят между собой цеха по группам (например, один возьмет цеха основного производства, другой — вспомогательного).
Обязанности контроллера-куратора цехов:
• разработка форм сбора аналитической информации по цехам предприятия;
• сбор аналитической (плановой и фактической) информации от цехов (центров ответственности);
• обработка и анализ полученных данных, разработка нормативов затрат по цехам и поддержание их актуальности;
• расчет аналитических показателей работы цехов и предприятия в целом;
• прогнозирование выручки, затрат и прибыли с помощью методики контроллинга;
• анализ отклонений фактических данных от плановых, выявление причин отклонения и установление виновных;
• составление аналитических отчетов для заместителя генерального директора по экономике (финансового директора);
• зкспертиза управленческих решений, связанных с затратами курируемых цехов.
На эту должность целесообразно приглашать экономистов цехов (можно молодых), экономистов планово-экономического отдела, бухгалтерии, финансового отдела, службы сбыта. Здесь решающую роль играют активность и желание работать.
Контроллер-специалист по управленческому учету— специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорией и инструментами контроллинга, обладающий высоким уровнем эрудиции.
Если объемы обрабатываемой информации в службе контроллинга велики, то создается должность контроллера-специалиста по управленческому учету, в чьи обязанности входит работа с бухгалтерией в плане получения аналитических данных из учетных регистров. Основным требованием, предъявляемым к такому специалисту, является теоретическое и практическое знание бухгалтерского учета на предприятии, знание особенностей и недостатков учета на данном конкретном предприятии.
Обязанности контроллера-специалиста по управленческому учету:
• разработка процедур передачи данных из бухгалтерии в
службу контроллинга;
• контроль над сбором и анализом фактической учетной информации в службе контроллинга;
• разработка предложений по оптимизации учетного процесса в бухгалтерии с позиции аналитической службы;
• экономическая экспертиза управленческих решений.
Возможно, что во избежание раздувания штата службы контроллинга на первом этапе ее существования начальник службы контроллинга сможет лично курировать работу с бухгалтерией и решать вопросы передачи данных для анализа в службу контроллинга, но если объем работы на данном участке критически велик, а выполнение обязанностей начальника службы контроллинга не позволяет ему решать эту проблему лично, следует подобрать кандидатуру специалиста по управленческому учету.
Контроллер-специалист по информационным системам — квалифицированный специалист из отдела автоматизации, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.
Следует понимать, что полноценное функционирование службы контроллинга тесно увязано с оптимизацией информационных потоков на предприятии, а следовательно, с автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия и использованием современных информационных технологий.
Сбор аналитической информации должен быть максимально автоматизирован, чтобы избежать искажений, ошибок и злоупотреблений. Поскольку алгоритм сбора информации и формы отчетности в службе контроллинга свои, специфические, то целесообразно иметь в штате специалиста, который будет отвечать за автоматизацию контроллинговой работы, за то, чтобы в процессе автоматизации, которую ведет отдел автоматизации, учитывались потребности службы контроллинга. Существующий на предприятии отдел автоматизации, как правило, занимается автоматизацией "вообще" и руководствуется запросами отдельных финансово-экономических служб (чаще всего бухгалтерии) вместо того, чтобы решать интегрированную задачу создания информационной среды работы предприятия. Контроллер-специалист по информационным системам должен решать свою задачу автоматизации в масштабе предприятия и координировать решение своей задачи с задачами автоматизации других служб.
Обязанности контроллера-специалиста по информационным системам:
− оценка целесообразности автоматизации контроллинговой работы на отдельных этапах;
− оценка вариантов и предложений отдела автоматизации по автоматизации контроллинговой работы;
− расчеты и обоснование затрат на автоматизацию контроллинговой работы;
− разработка форм для автоматизированного сбора информации;
− оптимизация документооборота на предприятии;
− координация работы отдела автоматизации в области автоматизации контроллинговой работы;
− оценка качества функционирования существующих систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработка предложения по улучшению работы этих систем.