В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ

органы местного самоуправления не­сут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочии лишь в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, у ор-ганов государственной власти не имеется осно­ваний для принуждения орга-нов местного самоуправления к исполнению соответствующих государственных право­вых актов в случае бездействия муниципальной вла-сти по реализации этих полномочий в связи с отсутствием пере­данных фи-нансовых и материальных ресурсов.

От передачи на муниципальный уровень соответствующие полномо-чия не утрачивают статус государственных, органы государственной вла-сти продолжают нести ответственность за их реализацию. В связи с этим государственные органы вправе устанавливать определенные квалификаци-ционные тре­бования к лицам, непосредственно осуществляющим госу­дарственные полномочия, определять формы и регулярность предоставления информации о ходе их исполнения.

3. Государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных пол­номочий.Органы госу-дарственной власти РФ и органы го­сударственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправле­ния переданных им отдельных государственных полномо­чий.

При этом контролю со стороны государственных ор­ганов подлежат:

· расходование выделенных для осуществления отдель­ных государствен-

ных полномочий финансовых средств и материальных ресурсов;

· использование переданной в оперативное управление государственной

собственности;

· адекватность исполнения переданных полномочий (прежде всего,

выяснение вопроса о превышении полномо­чий или, наоборот, неполном

исполнении);

· качество и эффективность исполнения полномочий.
При этом могут быть использованы следующие формы контроля:

периодическая отчетность, выборочные провер­ки, опрос населения, учет заявлений, предложений, жалоб населения по выполняемым органами местного самоуправ­ления отдельным государственным полномочиям и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ вслу-чае выявления нарушений требований дан­ного Закона по вопросам осуще-ствления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать пред-писания по устранению этих нарушений. Эти пред­писания обязательны для исполнения органами местного самоуправления, но могут быть обжалованы в суд.

Следует отметить, что в настоящее время в Федераль­ном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрена санкция в отношении главы муниципального образования в случае необеспечения им исполнения переданных государствен­ных полномочий. Согласно п. 2 ст. 74.1 глава муниципаль­ного образования может быть удален в отставку.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит еще одно положение, которое может быть применимо в ка­честве ответственности органов местного самоуправления за ненадлежащее осуществление переданных отдельных го­сударственных полномочий. В п. 1 ст. 75 содержится норма,предусматривающая временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления в том случае, если органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий было допущено нецелевое расходование выделенных на эти цели субвенций из фе­дерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Факт не­целевого использования бюджетных средств должен быть установлен в судебном порядке.

Положительным изменением Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, свидетельствующим о выстраивании эффективного диалога между государственными и муници­пальными органами, является закрепление праваорганов местного самоуправленияучаствовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соот­ветствующем законодательном порядке. Для этого пред­ставительный орган муниципального образования должен принять решение о реализации права на участие в осущест­влении государственных полномочий.

Наши рекомендации