Новый способ получать удовольствие от гарантированных сделок
«У вас слишком дорого». Черт! Вы наверняка терпеть не можете эту фразу? В торговом мире это возражение НОМЕР ОДИН. И почему продавцы продолжают обращать на него внимание? Ума не приложу. Новых возражений не возникает. Каждое из них вы уже когда-то слышали. Можете представить себе ситуацию: клиент говорит, что у вас слишком дорого, а вы отвечаете: «В самом деле? Впервые об этом слышу»? (На самом деле такой ответ может быть лучше того, каким вы в данное время пользуетесь.) Каким бы бизнесом вы ни занимались, у покупателя найдется от 5 до 20 причин для отказа от немедленного совершения покупки.
Некоторые возражения являются отговорками: клиент колеблется, откладывает и тем самым хочет сказать продавцу «нет». Сами торговые
работники называют и возражения покупателей, и их отговорки одним словом: крах.
Ну что ж, вот средство от ваших бед: предотвращайте возражения, обсуждая их в процессе презентации до того, как у клиента появится возможность их озвучить. Профилактика — лучшее лечение. Вот как это происходит.
• Идентифицируйте все возможные возражения.Поговори
те с торговыми представителями и покупателями. Спросите, ка
кие десять вопросов у них возникают чаще всего. Можете быть
уверены, десятью дело не ограничится.
• Запишите их.Составьте детальный перечень всех возражений,
какие вам удастся собрать. Зачастую одно и то же возражение
формулируется по-разному.
• Для каждого возражения составьте текст ответа с заклю
чительным вопросом.Чтобы что-либо предотвратить, надо
к этому подготовиться. На выполнение этого задания потребует
ся некоторое время. Выполните его в составе команды из других
продавцов и, возможно, нескольких покупателей. Для каждого
возражения составьте несколько сценариев развития событий.
• Разработайте торговый инструментарий в поддержку и уси
ление каждого ответа.Такие вещи, как благодарственные пись
ма, подтверждающие видеозаписи, сравнительные диаграммы и
вспомогательная документация могут способствовать преодоле
нию возражений и убеждению клиента. Компании должны сде
лать все необходимое, чтобы их торговые работники чувствовали
себя уверенно, ощущали поддержку и могли бы заключать сдел
ки без лишних проблем.
• Опробуйте сценарии в виде ролевой игры.После написания
ответов проведите серию ролевых игр, чтобы познакомиться с каж
дой из возможных ситуаций и добиться естественности поведения.
• Откорректируйте сценарии.В процессе ролевых игр возник
нет необходимость изменения сценариев. Вносите коррективы
немедленно.
• Опробуйте сценарии на покупателях.Свяжитесь с одним или
двумя проблемными покупателями. Сообщите им о своих намере
ниях: им польстит ваша храбрость, и они с наибольшей вероятно
стью будут правдиво отвечать на ваши вопросы.
• Внесите окончательные коррективы.Апробация в реальных
условиях всегда вносит в сценарии и подходы свои изменения.
Не забывайте документировать все возникающие поправки.
• Храните документы на главном компьютере.Предоставь
те копии всем торговым работникам компании. Такая система
хороша еще и тем, что когда вы нанимаете нового продавца, вы
обеспечиваете его руководствами, с которыми он сможет быст
рее вникнуть в курс дела и начать приносить доход.
• Регулярно проводите групповые собрания для обсужде
ния изменений.Время от времени кто-нибудь обязательно при
думывает новый, еще более эффективный способ работы.
Как видите, все очень просто и, как показывает практика, эффективно. Главное — знать вероятные возражения клиентов и вводить в презентацию заранее подготовленные ответы на них, чтобы к концу вашего выступления возражать было нечему.
В сценарий ответов и текст презентации можно включить следующие 7,5 направленных на предотвращение возражений приемов и фраз:
1. Схожие ситуации.Истории о покупателях, имевших такую же
или схожую проблему либо возражение и тем не менее совершив
ших покупку.
2. Благодарственные письма.Некоторые из них могут содер
жать прямой мотив для совершения покупки, например: «Пона
чалу цена показалась мне очень высокой, но спустя год оказалось,
что наши эксплуатационные затраты снизились на 20%. Я рад
тому, что позволил себя убедить».
3. Рассказ или статья о вашей продукции или компании.Спо
собствует обретению поддержки, развитию уверенности и доверия.
4. Сравнительная диаграмма.Сопоставляет ваши предложения
с предложениями конкурентов и используется в том случае, если
покупатель изъявляет желание рассмотреть другие предложения.
5. Фраза «Наш опыт показывает...».Одна из наиболее действен
ных вводных фраз с точки зрения предотвращения возражений.
6. Фраза «Мы спрашивали наших покупателей. Они выска
зали опасения относительно... И вот что мы сделали...».
Показывает потенциальному покупателю, что его возражение уже
устранено и что вы прислушиваетесь к пожеланиям своих клиен
тов и реагируете на них.
7. Фраза «Раньше мы считали..., но с тех пор мы изменили свое мнение, и теперь...».Этот прием предотвращает проявление «мифов» (о репутации плохого обслуживания, высокой цене и т. д.).
7.5. Подготовка.Вы знаете, что клиент будет возражать, и что примерно он скажет. Вы уже слышали это раньше. Заблаговременно подготовьте вопросы, ответы и торговые инструменты, чтобы в нужный момент быть во всеоружии.
Если вы по ходу презентации сумеете устранить возражение клиента до того, как оно будет озвучено, вы повысите свои шансы на успешный исход дела.
Реальный мир...
Предчувствуя возражения, вы можете предотвратить их.
Звучит просто. Требуются лишь подготовка и практика.
А также время, креативность и сосредоточенность.
Пожалуйста, попробуйте. Вознаграждением за дополнительные усилия
будут дополнительные продажи... что ведет к дополнительному личному доходу.
Преодоление возражений: советы
Заключение сделки начинается в тот момент, когда покупатель высказывает возражение. В большинстве случаев покупатели не сразу высказывают свои истинные возражения, а пользуются отговорками. Опытный продавец умеет разглядеть за этим истинную причину протеста. Именно отговоркам, поверхностным причинам посвящены следующие страницы. Нам постоянно приходится их слышать:
• Мне надо подумать.
• Я хочу узнать предложения двух других поставщиков.
• У вас слишком дорого.
• Мне надо обсудить этот вопрос с партнером (начальством, женой).
• Я доволен своим поставщиком.
• Мы израсходовали весь бюджет этого года.
• Свяжитесь со мной месяцев через шесть.
Иногда эти возражения оказываются истинными. В большинстве же случаев это не более чем отговорки или, что еще хуже, откровенная ложь.
Секрет преодоления возражений заключается в:
• Вашем владении навыками торговли.
• Ваших знаниях о товаре.
• Ваших знаниях о клиенте.
• Взаимоотношениях с клиентом, которые вы построили.
• Вашей креативности.
• Вашей установке.
• Вашем искреннем желании помочь клиенту.
• Вашей настойчивости.
Заметьте, ничто из вышеперечисленного никак не связано с ценой. Что-то из этого может быть сопряжено с затратами. И все эти вещи связаны с ценностью.
Каждый из последующих разделов этой главы посвящен одному возражению. Таким образом, по каждому из них вы получите максимум полезной, практичной информации. Я ставил перед собой цель предоставить вам метод, которым можно воспользоваться уже при следующем контакте с потенциальным покупателем.
Правило №1... Для того чтобы
преодолеть возражение и убедить клиента,
вы должны установить истинноевозражение.
Что делать, когда клиент говорит:
«Мне надо подумать».
Клиент сказал: «Мне надо подумать». Вас в очередной раз бросило в дрожь?
В качестве примера предположим, что вы пытаетесь продать компании Jones Construction новый копировальный аппарат. Господин Джонс заинтересован, однако изъявляет желание, как нетрудно догадаться, подумать.
«Мне надо подумать» — это отговорка, а не истинное возражение.
Заключить сделку вы сможете только в том случае, если установите истинное возражение(я) и творчески преодолеете его (их).
Следующий диалог позволит обойти выстроенную господином Джонсом защиту и предложить ему бланк заказа...
Продавец.Отлично! Вы хотите подумать, значит, вы заинтересованы. Я прав, господин Джонс?
Джонс.Да, правы.
Продавец.Вы ведь сказали «мне надо подумать» не для того, чтобы избавиться от меня, правда? (Говорится с ноткой юмора.)
Джонс.О, нет, нет, нет. (Смеется.)
Продавец.(Серьезно.) Вы знаете, господин Джонс, это важное решение. Копировальный аппарат — это не просто машина для изготовления копий. Всякий раз, когда вы отправляете своему покупателю копию какого-либо документа, вы отражаете имидж компании. Я уверен, вы со мной согласны. Скажите, с кем еще из сотрудников вашей компании вам надо обсудить это решение? (В смысле, вы принимаете решение один или в этом участвует кто-то еще?)
Джонс.Нет, больше ни с кем.
Продавец.Я знаю вас как специалиста по строительству, ваша репутация говорит сама за себя; но, с другой стороны, я являюсь специалистом по копировальной технике. Я работаю в этой сфере уже шесть лет, и мой опыт показывает, что у большинства людей, выражающих желание подумать, возникают серьезные вопросы, на которые у них нет ответов... потому что каждая сделанная вами копия отражает имидж вашей организации. Почему бы нам не обдумать это решение вместе, чтобы я мог сразу ответить на ваши вопросы о копировальном аппарате? Так будет справедливо? Так о чем именно вы хотели подумать? (В этот момент вы услышите истинное возражение (я).)
ПРИМЕЧАНИЕ. Если господин Джонс сказал, что ему надо подумать над вашим предложением вместе с другими, вы обязаны обсудить его при участии всех заинтересованных лиц, в противном случае рассчитывать не на что.
В 50% случаев,
когда клиенту «надо подумать», он на самом деле...
• Не имеет требуемой суммы денег.
• Не может принять решение единолично.
• Хочет изучить другие предложения.
• В настоящее время не нуждается в вашем товаре.
• Ведет эти дела со своим другом.
• Знает, что в другом месте может купить этот же
товар дешевле.
• Не уверен или не доверяет вам.
• Не уверен или не доверяет вашей компании.
• Ему не нравится ваш товар.
• Ему не нравитесь вы.
В остальных 50% случаев клиент совершит покупку.
Но для этого необходимо произнести правильные слова и фразы.
Что делать, когда клиент говорит:
«Мы израсходовали весь бюджет, честное слово!»
«Мы израсходовали весь бюджет» — одна из лучших уловок из всех, какие только применяют клиенты. Однако мужайтесь: эта фраза является истинным возражением лишь в половине случаев.
• В некоторых случаях можно найти другую статью бюджета.
• В некоторых случаях можно уговорить вышестоящего начальни
ка изменить бюджет или сделать для вас исключение.
• В некоторых случаях клиент произносит эти слова только лишь
для того, чтобы избавиться от вас.
• В некоторых случаях это правда... но как бы я хотел получать по
доллару каждый раз, когда это оказывается ложью!
Для преодоления данного возражения необходимо прежде всего понять, говорит клиент правду или нет. Скрытый смысл слов «мы израсходовали весь наш бюджет» может быть разным: «Я не могу себе это
позволить», или «В другом месте я могу купить товар подешевле (или получше)», или «Я не хочу покупать у вас (или вашей компании)», или «Я доволен нашим текущим поставщиком», или «Мне это не нужно».
Вот несколько соображений о том, как сдвинуть клиента с мертвой точки...
• Господин клиент, позвольте рассказать вам о нашей системе от
срочки платежей. Если мы подписываем контракт сроком на два
года, мы сможет отложить платеж на шесть месяцев, пока у вас
не будет принят новый бюджет, а потом просто ускорить оплату.
• Если мое предложение решает вашу проблему, есть ли другие при -
чины, по которым вы не можете внести в бюджет необходимые
изменения?
• Кто имеет право превышать бюджет? Когда можно организо
вать встречу с этим человеком?
Есть отличный способ выяснить, действительно ли клиент заинтересован, но не может совершить покупку по причине отсутствия денег в бюджете:
Продавец:«Если бы бюджет не был израсходован, вы бы приобрели мой товар?»
Клиент: О да!
Продавец:Когда будет составляться следующий бюджет? Клиент:В июле.
ПРИМЕЧАНИЕ. После этого вы должны задать следующие вопросы и записать ответы на них.
«Как я должен оформить свое предложение?» «К какой дате?» «Не могли бы вы дать мне предыдущее предложение в качестве образца?» «Кому еще я должен сделать свое предложение?» «Вы напишете письмо в мою поддержку?» (Письмо менеджера компании в поддержку продавца, включенное в состав бюджетного предложения, может стать решающим фактором.) «Могу я представить свое предложение на совещании лично, чтобы иметь возможность ответить на все вопросы?» (Любая нерешительность в ответах клиента на эти вопросы, вероятно, показывает, что израсходованный бюджет не является истинной или единственной причиной для отказа.)
Тем не менее возможность заключить сделку или хотя бы часть сделки в этом году остается. Поинтересуйтесь текущей ситуацией: «Может ли кто-нибудь пересмотреть бюджет этого года и найти деньги?
Остались ли в утвержденных статьях бюджета неизрасходованные средства? Можно ли провести эту покупку по другому счету, на котором еще остались деньги (оборудование для офиса, стимулирование сбыта, взносы, паблик рилейшнз, реклама)?»
Несколько более настойчивый подход звучит так: «Вы уверены, что сможете утвердить это в новом бюджете?» Клиент отвечает «да». Вы говорите: «Тогда купите прямо сейчас. Я выставлю вам счет, но срок оплаты будет продлен до утверждения нового бюджета».
«Отсутствие денег в бюджете» можно считать одним из самых трудных возражений, так как вы не знаете, правда ли это, и если правда, требуется серьезная работа по сопровождению клиента. Если дело дойдет до бюджетного предложения с вашей стороны, постарайтесь представить его вовремя, изложить лаконично, устранить все ошибки и указать все условия.
Вы удостоверились в том, что клиент хочет приобрести ваш товар.Если это действительно так, вы сможете получить письмо в свою поддержку на включение в бюджет следующего года и, возможно, заключить такую-то сделку в этом году.
Что делать, когда клиент говорит:
«Я хочу узнать предложения двух других поставщиков».
Произнести отличную презентационную речь, знать, что у тебя на руках лучший товар, расписать все его выгоды и услышать от клиента: «Я хочу узнать предложения двух других поставщиков» очень неприятно и обескураживающе. Что же такого сказать или сделать, чтобы все-таки заключить сделку сегодня?
Лучших продавцов учат правильно выбирать время для реагирования на возражения и предложения сделки. Они идут на презентации, имея наготове все необходимое для подписания контракта. Ниже я расскажу о редко используемом, но эффективном способе, с помощью которого можно уговорить клиента и произвести на него впечатление своей подготовленностью.
СЦЕНАРИИ. Господину Джонсу требуется мобильный телефон для улучшения и ускорения делового общения. Он назначил вам встречу, выслушал вас, но сообщил о желании ознакомиться с другими предложениями.