Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей

«Сейчас мы используем слова "работа" и "роль" как взаимозаме­няемые, - отметила Меган, руководившая семинаром руководителей органов здравоохранения. - Если мы будем так действовать, мы ос­лабляем смысл обоих слов». Она сделала паузу. «Я считаю, что луч­ше всего рассматривать "работу" в терминах возникающих задач, на­пример, "может ли этот сотрудник диагностировать корь и начинающиеся роды?" Роль определяется межличностными запроса­ми и больше зависит от ситуации. Роль практикующего врача в одних ситуациях требует открытости, сотрудничества и активного участия в общественных делах, в то время как в другой ситуации она требует экспертных навыков и понимания статуса». После этих слов волна признательности пробежала по аудитории.

«Этим утром мы разделимся на две группы: медицинский персо­нал и административный персонал. Два участника согласились быть нашими объектами этим утром: от медицинского персонала-Джеймс, а от административного - Салли. Джеймс предварительно написал, как он воспринимает Салли в ее профессиональной роли и как, по его мнению, она воспринимает его. Аналогично поступила Салли. Каждое описание включает три прилагательных».

Меган взяла первую карточку, посмотрела на внимающую ауди­торию и прочла: «Джеймс воспринимает Салли "бюрократической, мешающей и навязчивой" и считает, что Салли видит его "сочувству­ющим, обязательным, шумным". На самом деле Салли воспринима­ет Джеймса "бродягой, финансово безответственным и надменным", а, по ее ощущениям, он видит ее "профессиональной, заинтересован­ной и дисциплинированной". Меган оглядела из-за карточек участ­ников семинара и объявила: «Я думаю, мы должны поблагодарить Джеймса и Салли за их откровенность, не так ли?» Первый неуверен­ный хлопок был поддержан другими, и скоро смущение Джеймса и Салли утонуло в море аплодисментов.

«Ясно, что если мы на этом остановимся, Салли и Джеймс не смо­гут эффективно работать вместе. Вместо этого они будут блокиро­вать друг друга на межличностном уровне с очевидными последстви­ями для нас всех». Меган оглядела обе группы. «И так обстоит дело не только с Джеймсом и Салли, верно?» — спросила она мягко. Слу­шатели согласно закивали головами.

«Джеймсу и Салли следует провести ролевые переговоры, это будет работа для них - и для нас всех», - добавила она. «Я здесь, чтобы помочь им, и мы все здесь, чтобы учиться. Мы достигли перво­го уровня понимания - как Джеймс и Салли видят друг друга с про­фессиональной стороны. Давайте перейдем на следующий уровень: каких действий они ожидают друг от друга и каких действий, по мне­нию каждого из них, ожидает противоположная сторона. Рассмотрим поведенческий аспект». Все заохали. «Да, - отреагировала она, - Вы слышали это раньше и еще раз услышите: единственно ценные из­менения - это изменения в поведении».

Через несколько часов, когда Джеймс твердо пообещал закончить вовремя работу над бюджетом, а Салли согласилась, что не будет по­стоянно прерывать совещания (со штрафами за невыполнение обе­щаний), у аудитории появилось ощущение, что достигнут прогресс. А в течение последующих дней, недель и месяцев Салли, Джеймс и многие другие фигуранты с разных сторон "большого водораздела" учились договариваться о ролях, что подняло их эффективность и, в конце концов, привело к профессиональной гармонии.

Luft, J. (1984), Group processes. An introduction to group dynamics, Palo Alto, California: Mayfield Publishing Company.

V

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru Отстраненность

Как управлять конфликтами

Конфликт- естественная часть челове­ческого бытия. Все люди имеют сход­ства, и все они имеют отличия. Наши

отличия как людей гарантируют появление разногласий между людьми. Разные люди по-разному воспринимают одни и те же события. Для нас наше восприятие - это реальность. Разные реальности безусловно кон­фликтуют.

Конфликты неизбежны в организациях, в процессе работ и в других ситуациях. Они требуют первоочередного внимания менеджеров. Кон­фликт может быть здоровым или нездоровым, но если им не управлять правильно, он превращается в нарыв. Нездоровый конфликт блокирует организации. "Берлинская стена" между службами производства и про­даж; надпись, гласящая "Инженерное обслуживание. Вход воспрещен"; два оператора ночной смены, которые не разговаривают друг с другом; персонал диспетчерской и директора на заседании совета, которые с трудом соблюдают приличия во время общения.

В простейшем случае конфликт - это несогласие между двумя людьми (рис. 34.1).

что могут сделать его участники, — бороться с ним. Организации пол­ны людьми, справляющимися с неразрешенными, затянувшимися конфликтами. Однако менеджерам платят не за борьбу с проблемами, а за их решение.

На рис. 34.2 представлено взаимодействие двоих людей, которые согласны в том, что существует некая внешняя причина, из-за кото­рой они конфликтуют. Они принимают, что конфликт естественен, и не добавляют в него личных обвинений. Они договариваются не на­падать друг на друга, не позволять конфликту приобрести "личност­ный" характер. Далее, они договариваются вместе работать над при­чиной, чтобы найти ее решение к обоюдной выгоде. Участники рассматривают отстраненность как средство совместного решения проблемы. Но отстраненность не для взаимных атак, а во имя реше­ния проблемы - к выгоде обоих участников.

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru



Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru

Персона

Персона

Цап!

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru Цап!

Рис. 34.1

Его опасность в том, что он становится все более личностным, и первоначальная причина становится несущественной или переосмыс­ленной. Конфликт такой природы не может быть разрешен, лучшее,

Рис. 34.2. Отстраненность и разрешение спора

Какуправлять конфликтом с помощью

отстраненности

«Я думаю, вы согласитесь, что мы с вами получили свою долю конфликтов за последние пару дней», - насмешливо заявила своей аудитории Меган, которая руководила семинаром в "Грендж Абби", в последний день занятий по созданию команд. В ответ участники вздох­нули в знак согласия. Меган внутренне улыбнулась. Два дня назад они с трудом разговаривали между собой, и еще вчера многие были "поперек горла" друг другу.



Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru Простейший вариант конфликта порождается одним из различий между двумя людьми. Если люди позволяют причине конфликта стать "личной", или, точнее говоря, межличностной, конфликт будет разра­статься все больше и больше. Обычно участники конфликта избира­ют одну или несколько из следующих тактик1:

Агрессия: Манипулирование:

Они будут открыто атаковать друг друга.

Участники конфликта атакуют друг друга скрытно.

Капитуляция: Один из участников уступает другому.

Типичной комбинацией является капитуляция после манипули­рования, затея, обычно применяемая при профессиональных жерт­вах.

Для приведенных тактик может иметь место только один из сле­дующих четырех результатов:

1. Я выиграл, Вы проиграли.

2. Вы выиграли, я проиграл.

3. Я проиграл, Вы проиграли.

4. Мы выиграли.

Результат 1 ведет к результату 2, когда побежденный противник получает свое в следующий раз, — и наоборот. Агрессия, манипули­рование и капитуляция могут привести только к результату 1 либо 2, а значит, неизменно к проигрышу обоих (вариант 3). В конце концов страдают обе стороны.

Единственный способ для разрешения конфликта — сознательно продвигаться к результату 4, сознательно применять отстраненность вместо агрессии, манипулирования или капитуляции. В этом случае мы работаем над причиной конфликта - даже (особенно!) если при­чина носит межличностный характер. Отстраненность означает, что мы ставим себя вне проблемы и беспристрастно ее анализируем.

Для того чтобы заставить отстраненность работать на практике, необходимы, по меньшей мере, три условия:

Взаимное уважение: Участники должны уважать других людей -что означает и уважать себя — в достаточной мере, чтобы избежать агрессии, манипулирования или капитуляции.

Легитимизация несогласий: участники должны принимать несог­ласие как естественное и неизбежное.

Психологический контракт: Они должны договориться работать над причиной конфликта для его разрешения к обоюдной выгоде.

«Это и есть отстраненность - в принципе, - улыбнулась Меган. -Может быть бесконечное количество вариантов и методик. Но не забы­вайте основную цель и философию, иначе методики будут в лучшем случае бесполезны. То, что нам необходимо теперь, - это практика!»

Gillen, Terry (1992), Assertiveness for Managers, Aldershot: Gower Publishing Ltd.

Комментарий

1 В специализированных публикациях по проблеме конфликтов три основных стратегии поведения участников формулируются и в следующем виде: наступательная стратегия соперничества, предпо­лагающая попытки урегулировать конфликт на условиях одной сто­роны; стратегия разрешения проблемы, при которой ищутся взаимо­выгодные решения; стратегия уступок, при которой одна сторона идет на снижение своих притязаний (но без капитуляции). При выборе стра­тегии используется модель двойной заинтересованности, предпола­гающая заинтересованность в собственном успехе и в успехе проти­воположной стороны. (Рубин Дж., Прут Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение.: Пер. с англ. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - С. 60-77).



Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru Окно Джохари

Каквыяснить то, что ваш лучший друг вам не скажет

Окно Джохари рассматривает коммуни­кации между двумя или большим количеством людей с точки зрения того, чем они делятся, и чем - нет. Теория говорит, что настоящая ком­муникация, например взаимопонимание, возможна только через общее знание. Часто в личных взаимодействиях совместное знание может быть утеряно из-за одностороннего, а значит, неразделяемого знания. Окно Джохари (рис. 35.1) состоит из четырех следующих квадрантов:

Открытая арена: соответствует тому, что я знаю о себе и что также известно другим людям.

Слепая арена: здесь другие люди знают обо мне то, чего я не знаю. Они мне не сообщают этого.

Скрытая арена: здесь я скрываю вещи, которые я знаю о себе, от других людей.

Закрытая арена: соответствует тем сведениям обо мне, которые и я, и другие предали забвению.

Каквыяснить, используя окно Джохари, то, что ваш лучший друг вам не скажет

«Я объяснила базовые принципы окна Джохари, - сказала Меган, которая руководила семинаром в "Грендж Абби", вечером второго дня занятий по созданию команд. — Но в действительности истоки этого гораздо глубже. Если двое людей по-настоящему взаимодействуют, то единственная арена, которую они могут использовать, - это откры­тая арена каждого, так как только коммуникациями в пространстве открытый/открытый достигается истинное взаимопонимание. К со­жалению, их коммуникация часто подвергается опасности из-за скры­тых мыслей и слепого поведения. У двух людей, имеющих межлич­ностные проблемы, открытые арены могут сокращаться за счет расширения скрытых и слепых».

Известно самому/самой

Да Известно другим Нет

Да Нет

Открытая арена Слепая арена
Скрытая арена Закрытая арена

Рис. 35.1. Окно Джохари

«Когда мы рассматриваем трех и более людей, ситуация может быть намного хуже. То, чем я являюсь или была бы, - открытое для вас, может быть скрытым для третьего лица. В командах с блокированным межличностным взаимодействием коллективная открытая арена мо­жет сократиться до минимума, в то время как смешанные послания будут метаться туда-сюда. Если истинная коммуникация — взаимопо­нимание как отличие от непонимания — невозможна, то какова вероят­ность того, что эта команда будет принимать верные решения и сможет проводить их в жизнь?» В этот момент Меган заметила с удовлетворе­нием, что ее аудитория внимательно молчала, возможно, переживая понимание того, как наши жизни зависят от невидимых команд из лю­дей, которые даже не могут уверенно общаться друг с другом.

«Итак, каков же ответ? Одно из решений - полная открытость. К сожалению, - продолжала Меган, - это решение не работает. Мы все­гда прячем мысли от других людей (скрытая арена), они всегда отказы­ваются просвещать нас относительно самих себя, и всегда будут такие вещи о нас, которые и мы, и они не будут осознавать (закрытая арена). Почему это так? Видимо, потому, что мы находим некоторые элементы жизни в высшей степени неприятными и несущими опасность, чтобы над ними размышлять».

1Q-339 "*

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru «Тотальной открытости не может быть, и поэтому такая идея не работает. Лучшим подходом можно считать то, что я называю "такти­ческой открытостью", когда мы принимаем мнение, что при многих обстоятельствах некоммуникабельность не входит ни в чьи интересы. В этом случае наилучший выход для людей - быть настолько открыты­ми, насколько они это считают необходимым в конкретной ситуации. На этом пути открытость развивается от одной темы к другой. Это не глобальная открытость, это открытость специфическая. Хотя интрига в том, что специфическая открытость, развиваясь от темы к теме, часто является лучшим способом достигнуть общей открытости».

«Достаточно теории, — сказала Меган. — Давайте выполним не­сколько упражнений». Она начала эти упражнения, используя себя и Люси в качестве учебных объектов (с Люси это было согласовано за­ранее), а остальные должны были наблюдать не прерывая. Меган и Люси начали взаимное раскрытие себя со скрытых арен, а затем пе­решли к слепым аренам. Начали они с относительно мягких наблю­дений и затем постепенно увеличивали риск в тех границах, которые сами считали допустимыми. Однако вскоре они раскрыли о себе и каждая о другой такие вещи, о которых даже близкие друзья обычно не разговаривают. Большинство членов команды было в изумлении. «Метод Джохари эмоционально имеет очень и очень большой потенциал, - подчеркнула Меган. - Его следует применять только между взрослыми по их обоюдному согласию и в соответствующее время. Истинное знание о себе и понимание того, что другие люди тоже знают это, очень болезненны». Она глубоко вздохнула. «Но нам необходимо знать друг о друге истинное положение вещей, если мы действительно действуем как одна команда. Если вы используете ме­тод Джохари даже только для тактической открытости, вы будете удив­лены изменениями в ваших рабочих взаимоотношениях с другими людьми». Она улыбнулась... «Пробуйте и увидите сами».

Luft, J. (1984), Group processes. An introduction to group dynamics, Palo Alto, California: Mayfield Publishing Company.

Как развивать атмосферу сотрудничества с использованием взаимодействия ролей - student2.ru УПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЕМ

Спайдер-диаграммы

Наши рекомендации