Бюджетная система Украины.
Ведущее место в бюджетной системе Украины принадлежит государственному бюджету. Из него финансируются расходы на осуществление государственных мероприятий в области хозяйственного и культурного строительства, на оборону, содержание органов государственной власти и государственного управления.
Через госбюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между Автономной Республикой Крым, областями и городами республиканского подчинения. Республиканский (Республики Крым), областные, районные, городские, сельские бюджеты обеспечивают финансирование хозяйственного и культурного строительства, осуществляемого органами местного самоуправления.
Размежевание доходов и расходов между бюджетами является важным элементом бюджетного устройства. Распределение доходов может осуществляться двумя методами. Первый – закрепление доходов за каждым бюджетом в полной сумме или по твердо фиксированным нормативам в условиях автономности каждого бюджета. Второй метод заключается в установлении системы бюджетного регулирования в условиях единства бюджета, т.е. в осуществлении отчислений в бюджеты низших уровней, исходя из их потребностей. При этом все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Размежевание расходов основывается на назначении того или иного бюджета: из центрального бюджета финансируются расходы общегосударственного характера, из соответствующих местных бюджетов – расходы регионального значения.
При этом может применяться два подхода: распределение по территориальному признаку (по месту нахождения объекта финансирования); распределение исходя из ведомственного подчинения (финансирование осуществляется из бюджета того уровня, к которому относится орган управления, в подчинении которого находится данный объект финансирования).
Организация взаимоотношений между бюджетами предусматривает выделение их направлений, видов и форм.
По направлениям взаимоотношения между бюджетами подразделяются на вертикальные – между бюджетами различных уровней, и горизонтальные – между бюджетами одного уровня (в Украине только вертикальные).
Виды взаимоотношений: регламентированные законодательными и инструктивными документами; договорные – на основании соглашения между соответствующими органами власти или управления.
Формы взаимоотношений: субсидирование, изъятие средств, взаимные расчеты, бюджетные кредиты. Субсидирование – это выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня. Виды субсидирования: субсидии, субвенции, дотации.
Изъятие средств – передача средств из бюджетов низшего уровня в бюджеты высшего уровня.
Взаимные расчеты – передача средств из одного бюджета в другой в связи с перераспределением между ними доходов или расходов после утверждения бюджета.
Бюджетные кредиты – временная передача средств из одного бюджета в другой в связи возникновением временного кассового разрыва – несоответствия во времени финансирования расходов и поступления доходов.
8. Сведённый бюджет
Сведенный бюджет – это совокупность бюджетов, которые обобщают будущие операции всех подразделов предприятия. Он включает две группы бюджетов : операционные и финансовые (рис. 7.1).
Операционные бюджеты – это совокупность бюджетов расходов и доходов, которые обеспечивают составление бюджетного отчета о финансовых результатах деятельности.
Финансовые бюджеты – это совокупность бюджетов, которые отображают запланированное движение денежных средств и ожидаемое финансовое состояние предприятия.
Процесс бюджетирования состоит из таких стадий:
1) доведение основных целей деятельности предприятия и политики руководства к лицам, которые отвечают за разработку бюджетов;
2) определение ограничительных факторов (спрос на продукцию, производственные мощности предприятия, дефицит сырья, оборудование, других ресурсов и т.п.);
3) подготовка бюджета продажа, как основы для разработки других операционных и финансовых бюджетов;
4) предыдущее составление бюджетов подразделов и их обсуждение с высшим руководством предприятия;
5) составление операционных и финансовых бюджетов предприятия в целом, их обсуждение, согласование и анализ;
6) утверждение бюджетов и организация их выполнения.
Существуют два подхода к составлению бюджетов:
1) бюджетирование через приращение;
2) бюджетирование “от нуля”.
Бюджетирование через приращение– это составление бюджетов на основе анализа результатов деятельности в предыдущих периодах, их корректирование с учетом изменений в технологии и организации производства, ценовой политики и др. Преимуществом этого метода есть его простота и привязка к существующей практике деятельности. Но он имеет и существенные недостатки: недостатки отчетного периода могут автоматически переноситься на новый бюджетный период, потери предполагаться в нормах и т.ин.