Глава 9. Сегментирование рынка и позиционирование товара на рынке
9.1. Сегментирование рынка: определение, принципы и критерии
Сегментирование рынка– это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинговых мероприятий.
Сегментирование является первым этапом формирования маркетинговой стратегии фирмы.
Как правило, выделяют три основных этапа развития маркетинга:
· массовый (недифференцированный) маркетинг предполагает, что продавец занимается массовым производством, массовым распределением и стимулированием одного и того же товара для всех покупателей сразу. При этом максимально снижаются издержки, цены и формируется большой потенциальный рынок;
· товарно-дифференцированныймаркетинг предусматривает, что продавец производит несколько товаров с разными свойствами,разным качеством с целью покупательского разнообразия;
· целевоймаркетинг предполагает сегментацию рынка, выбор одного или нескольких сегментов, разработку товаров для каждого из отобранных сегментов. При этом варьируются цены, каналы распределения и рекламные усилия.
Таким образом, целевой маркетинг требует сегментирования рынка.
Определим принципы сегментирования:
- демографический, т.е. по полу, возрасту, образованию, уровню
доходов, роду занятий, национальности;
- поведенческийпредполагает знание товара, отношение к новому
товару;
- географический, т.е. по территориальной принадлежности сегмента
рынка;
- психографический учитывает принадлежность к общественному
классу, образ жизни, тип личности.
Основные правила сегментирования: между потребителями должны быть различия; потребители каждого сегмента должны объединяться по определенным признакам; выбранные сегменты должны быть достаточно большими; сегмент должен быть доступен для эффективных методов сбыта. В свое время маркетолог П. Дойл постулировал: «Если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, то рынок разобьет на сегменты фирму».
В соответствии с законом Парето 20% потребителей покупают 80% товаров определенной марки, являясь группой целевых потребителей, а 80% потребителей приобретают 20% товара данной марки, не имея четкого выбора. Если фирма ориентируется на 20% потребителей, то она реализует стратегию «стрельбы по целям», в противном случае – стратегию «стрельбы по площадям».
С помощью сегментации достигаются следующие цели:
· наилучшее удовлетворение потребностей;
· повышение конкурентоспособности товара и производителя;
· уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в свободный сегмент рынка (маркетинговую нишу);
· увязка научно-технической политики фирмы с запросами потребителей.
В зависимости от характера проведения сегментации и типа потребителей выделяют несколько ее видов: макросегментация (по странам); микросегментация (по группам потребителей одной страны); сегментация вглубь; сегментация вширь; предварительная сегментация и окончательная сегментация.
Определим основные характеристики сегментов:
- количественные параметры, например, емкость сегмента;
- доступность, определяемая наличием каналов распределения товара,
условий хранения и транспортировки;
- существенностьсегмента, то есть насколько он устойчив
(стабильный, растущий, сокращающийся);
- прибыльность;
- эффективность работы на выбранном сегменте;
- защищенностьвыбранного сегмента от конкуренции предполагает
анализ слабых и сильных сторон потенциальных конкурентов
(SWOT-анализ), выявление и концентрацию собственных
преимуществ.
Критерии сегментации определяются ее принципами:
· социально-экономические критерии;
· по признаку особенностей национальной культуры;
· географические критерии;
· критерии адаптивности к новому товару (новаторы, ретрограды, быстро и медленно привыкающие к новому товару);
· по критерию приверженности к различным типам торговых посредников.
Чтобы сегментирование рынка приносило пользу, сегменты должны обладать следующими характеристиками: измеримостью емкости; доступностью; значимостью и пригодностью, то есть степенью, в которой для данного сегмента могут быть разработаны эффективные маркетинговые программы, направленные на привлечение и обслуживание потребителей.