Предложение потребительской ценности
Предложение потребительской ценности (или ценности для покупателя) — это воспринимаемая функциональная, эмоциональная и соци-
24 Часть I. Введение и обзор
альная выгода, которую предлагает продукт компании. Одно или несколько предложений ценности должны быть релевантными и значимыми для покупателя и отражаться в позиционировании товара или услуги. Для успешной реализации стратегии предложения должны носить устойчивый во времени характер и дифференцироваться от того, что предлагают конкуренты. Предложение потребительской ценности может включать следующие элементы:
• хорошая цена (Wal-Mart);
• превосходство по какому-либо важному атрибуту товара или услуги (для «Tide» это чистота белья после стирки);
• лучшее качество продукта в целом («Lexus»);
• широта товарного ассортимента (Amazon);
• инновационные предложения (ЗМ);
• общая страсть в отношении вида деятельности или товара (Harley-Davidson);
• глобальные связи и престиж (Citigroup).
В 2003 г. у IBM появился новый генеральный директор Сэм Палми-зано, который должен был продолжить весьма успешную деятельность своего предшественника, Л у Герстнера, сумевшего в 1990-х гг. добиться значительного сдвига в работе компании, заставив синергизм и технологии IBM работать для покупателя.2
Стратегия, разработанная Палмизано для IBM, основывалась на новом предложении ценности, получившем название «on-demand» («по первому требованию»). Основная идея состояла в том, чтобы сделать ресурсы компьютера (в частности, его неиспользуемую мощность) и управляемые компьютером источники информации доступными для тех, кому они нужны, в тот момент, когда возникает соответствующая необходимость. Компьютерные системы и сети предполагалось упростить, напрямую соединяя программное обеспечение и «железо» с помощью сетевой системы, управляемой программным обеспечением.
Активы и компетенции
Стратегические активы и компетенции, на которых базируется бизнес-стратегия, обеспечивают устойчивое конкурентное преимущество (УКП). Стратегические компетенции — это стратегически значимые для бизнес-единицы определенные направления деятельности, в которых она наиболее сильна (например, производство или продвижение товара). Как правило, в основе компетенций лежат знания или процесс. Под стратегическими активами понимаются некие ресурсы (напри-
Глава 1. Стратегия бизнеса-, концепция и тенденции 25
мер, торговая марка или актуальные на данный момент покупатели), превосходящие по своим параметрам аналогичные ресурсы конкурентов. В процессе формулирования стратегии необходимо учесть издержки и технические возможности для создания или поддержания являющихся основой УКП активов или компетенций.
В число активов и компетенций может быть включено очень многое — от зданий и местоположения компании до компетентности в ИИР или даже метафорический символ, такой как человечек из автопокрышек — символ компании Michelin. Создание сильного актива или компетенции часто связано с определенными трудностями, однако в результате это может привести к появлению значимого и длительного преимущества.
Важным активом и источником УКП может быть синергизм, который достигается при управлении бизнесом, объединяющим товарные рынки. Примером синергизма могут служить две бизнес-единицы, имеющие общий торговый персонал, офис или склад, что позволяет им добиться уменьшения издержек или инвестиций. Компания Gillette создала синергизм после покупки Duracell, воспользовавшись тем, что товары обеих фирм продавались через одну и ту же торговую сеть. Компании также могут предложить розничным торговцам и/или покупателям комбинации из согласованных товаров (например, спортивная обувь и одежда), тем самым создавая ценность, существование которой было бы невозможно без совместной работы этих компаний. УКП организации, основанные на синергизме, отличаются устойчивостью, потому что они определяются уважением по отношению к организации, сферой ее товарно-рыночной деятельности и ее бизнес-стратегией, которую сложно скопировать. Более подробно о синергизме и УКП будет рассказано в главе 8.
Способность активов и компетенций компании стать поддержкой для ее бизнес-стратегии зависит от того, какой силой они обладают относительно активов и компетенций конкурентов. Насколько сильны и уместны имеющиеся активы и компетенции? До какой степени они могут являться собственностью компании благодаря знаку торговой марки или многолетним инвестициям? В какой мере они определяются неповторимым синергизмом внутри уникальной организации?