Этап 3. Выбор организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и системы налогообложения

На этом этапе осуществляется выбор наиболее приемлемого, по мнению участников проекта, варианта организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, организационной структуры и месторасположения головной организации, региона осуществления предпринимательской деятельности, системы налогообложения и т.п. Налоговое поле и налоговый календарь организации формируются именно на этом этапе.

Желательно, чтобы этому этапу каждая группа уделила самое серьезное внимание, так как последующие этапы деловой игры фактически будут направлены на техническое подтверждение правильности осуществленного выбора.

Этап 4. Разработка бизнес-плана

На этом этапе необходимо выделить центры финансовой ответственности, разработать бюджетный регламент, провести маркетинговые исследования рынка, построить и рассчитать систему бюджетов на текущий период и перспективу.

Бизнес-план – это, прежде всего, документ, систематизирующий результаты всех проведенных исследований и расчетов. Бизнес-план должен дать всю необходимую информацию о целесообразности осуществления проекта и принятия решения об инвестировании. Поэтому он должен быть оформлен соответствующим образом. Структура бизнес-плана определяется, как правило, исходя из характеристики и типа проекта, т.е. нужен индивидуальный подход к каждому проекту. Тем не менее, можно говорить о некой типовой структуре, которой можно придерживаться, проводя работы по разработке бизнес-плана.

Первым разделом бизнес-плана является резюме или краткое изложение сути проекта. Составляется, однако, этот раздел последним, после завершения разработки бизнес-плана проекта полностью. В нем в краткой форме (не более 3 страниц) излагаются самые основные положения и решения проекта, экономические и финансовые результаты.

Необходимость такого раздела в том, что это дает возможность ознакомиться с общими результатами и идеей проекта, при возникновении интереса – читать весь бизнес-план, при отсутствии интереса – прекратить чтение.

Обычно структура резюме с большими сокращениями повторяет структуру самого бизнес-плана. Здесь отсутствуют подробности и какие-либо расчеты, дается только результат. Иногда последовательность изложения может отклоняться от глав разделов основной части бизнес-плана.

В инвестиционных проектах в первых строках резюме указывается цель разработки бизнес плана: привлечение такого-то количества инвестиций для выпуска такого-то объема такой-то продукции. Здесь же указываются хозяйствующий субъект – инициатор проекта (так называемый проектоустроитель); основные предпосылки создания проекта, общие черты его стратегии, рыночная ситуация, размещение с ориентацией на сырье или рынок; обстоятельства, содействующие проекту. В заключении дается четко финансовый анализ (результаты) и выводы. Резюме объемом более 3 страниц неприемлемо, т.к. потенциальный инвестор может не захотеть читать более длинный текст и проект не получит инвестиций только по этой причине. Иногда в резюме показываются ключевые точки (даты), динамика выпуска продукции (оказание услуг), кадры, задействуемые в проекте, владельцы предприятия.

К написанию резюме (обзора) следует отнестись с особым вниманием, ведь его прочтет большее число людей, чем весь проект. Это, по сути, визитная карточка проекта.

Структура основной части бизнес-плана в разных источниках подается по-разному. Нередко она зависит от целей и назначения проекта и бизнес-плана. К разработке конкретного проекта следует подходить творчески и рекомендуемые структуры использовать, ориентируясь на особенности проекта.

В разделе «характеристика организации и стратегии ее развития» даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.

При описании организации раскрывается следующие вопросы:

- история создания;

- основные достижения и неудачи в деятельности организации;

- слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства и др.);

- характеристика имеющихся технологий, основных производственных фондов с выделением их активной части;

- объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств;

- сведения о правах на имеющиеся основные фонды (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;

- информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями;

- располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка;

- характеристика выпускаемой продукции;

- реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период;

- факторы, негативно влияющие на результаты финансово-хозяйствен­ной деятельности организации.

Стратегия развития организации описывается по следующим пунктам:

- главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и др.);

- актуальность и новизна предлагаемого проекта;

- соответствие имеющихся производственных мощностей прогнозируе­мым объемам производственной программы;

- обоснование потребности в дополнительных, необходимых для выполнения производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);

- необходимость остановки действующего производства (отдельных участков) на период реконструкции;

- перечень и обоснование требуемого оборудования и технологий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции и ее потребительских характеристик;

- обоснование объема инвестиционных затрат;

- обоснование объемов затрат на аренду или строительство и содержание необходимых производственных площадей с инженерными коммуникациями;

- обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условия послепродажного обслуживания, гарантий и цены;

- информация о наличии контрактных и предконтрактных договоров на поставку оборудования и проведении (намерении проведения) тендера, об условиях и сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;

- экологическая оценка проекта – анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их утилизации, переработки;

- стадии проработки основных этапов проекта (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, аттестация производств в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции);

- конкретные мероприятия по достижению заданных целей;

- обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов, акций, прочие источники), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации;

- потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлекаемых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту.

В случае нового строительства приводится описание конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей и др.). Для целей подтверждения обоснованности принятых решений на предынвестиционной стадии разрабатывается обоснование инвестиции в строительство соответствующего объекта.

Описание продукции должно отражать следующую информацию:

- область применения;

- основные характеристики (потребительские, функциональные, прочие);

- контроль качества;

- соответствие международным и национальным стандартам качества;

- обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания;

- наличие патентов, лицензий, сертификатов;

- новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.

В случае проведения плана мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности, в бизнес-плане необходимо отразить следующие вопросы:

- крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции и подходы к их решению;

- обоснование предложений по разработке новых видов (модификаций) продукции, совершенствованию упаковки;

- обоснование предложений по разработке (приобретению) прогрессивных технологических процессов, оборудования;

- намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации.

В разделе «анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга» излагаются, как правило, ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.

Анализ рынков должен включать:

- общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции организации, оценку их емкости, в том числе свободной;

- долю организации на разных рынках;

- динамику развития рынков за последние 3-5 лет и прогноз тенденций их изменения;

- основные факторы, влияющие на изменение рынков;

- основные требования потребителей к продукции;

- оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции – технический уровень, цена, качество;

- технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок данной продукции;

- преимущества организации перед конкурентами.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются:

- стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего рынка, продвижение на новые рынки и др.);

- расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства, в том числе предоставляемых налоговых льгот, дотаций и иных преференций, политики регулирования цен на государственном уровне и сегменте рынка;

- доля продукции, которую планируется реализовать на внешних рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, устанавливаемые страной-импортером;

- обоснование стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойства продукции – новизны, качества и др.)

- тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы, иные способы реализации продукции);

- политика по сервисному обслуживанию (проводится организацией на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и т.д.) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;

- оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;

- затраты на маркетинг и рекламу;

- план мероприятий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы его реализации.

По результатам этого раздела должен быть составлен бюджет продаж, т.е. определена ожидаемая доходная часть на бюджетный период.

Раздел «Производственный план»разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета) и состоит из следующих подразделов: программа производства и реализации продукции; материально-техническое обеспечение; затраты на производство и реализацию продукции.

Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей.

В подразделе «Материально-техническое обеспечение производства» излагаются перспективы обеспечения проекта требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, теплоэнергетическими и другими ресурсами. В этом подразделе приводятся:

- перечень наиболее значимых для организации видов сырьевых ресурсов, а также их поставщиков;

- периодичность приобретения основных видов сырья и материалов (ежемесячно, сезонно, хаотично либо с иной периодичностью, соответствие качественным характеристикам);

- требования поставщиков по форме оплаты;

- обоснование и расчет потребности в сырьевых ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

- обоснование схемы материально-технического обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов);

- обоснование и расчет потребности в топливно-энергетических ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

- риски ресурсного обеспечения.

В подразделе «Оценка затрат на производство и реализацию продукции» даются обоснования по каждому элементу затрат на производство и реализацию продукции, прогнозируется их изменения в перспективе. Расчет затрат на производство и реализацию продукции может также осуществляться по статьям затрат с учетом отраслевых особенностей.

Результаты работ по этому разделу должны быть представлены в виде производственной программы и комплекса операционных бюджетов, определяющих планируемые затраты на бюджетный период.

Организационный план дает комплексное обоснование организационных мероприятий.

Отдельно проводится обоснование штатной численности организации, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяются необходимая квалификация и численность специалистов, при необходимости обосновывается введение многосменности в работе.

В Правовом разделе плана описывается организационно-правовая форма будущей организации, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности организации, особенности внешнеэкономической деятельности.

Здесь же целесообразно дать обоснования месторасположения головной организации, региона осуществления предпринимательской деятельности, выбора системы налогообложения и т.п. Налоговое поле и налоговый календарь организации также должны быть отражены в этом разделе.

В рамках над правовыми аспектами бизнес-плана целесообразно осуществить разработку не только уставных документов организации, но и шаблонов основных составляющих документооборота: штатное расписание, формы коллективного и трудовых договоров, должностные инструкции, хозяйственные договора, формы приказов, регистры налогового учета и т.д. Все эти документы и шаблоны должны быть оформлены в качестве Приложения к разрабатываемому Вами бизнес-плану.

В случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями отдельно указываются форма участия иностранного инвестора, доля иностранного инвестора в уставном фонде организации, порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, иные условия привлечения инвестиций.

Инвестиционный план определяет потребность в инвестициях для реализации проекта. Раздел в обязательном порядке должен содержать расчет инвестиционных издержек и согласованной по срокам программы капитальных вложений.

Цель этого раздела определяется, как правило, общей инвестиционной стратегией организации и в общем виде состоит в следующем:

- определение общих инвестиционных и производственных издержек;

- оценка привлекательности проекта с точки зрения потенциальных инвесторов;

- оценка риска инвестиций;

- обоснование целесообразности привлечения к участию в проекте инвесторов и партнеров.

Расчет потребности в инвестициях приводится по каждому виду затрат, при этом первый год реализации проекта необходимо отражать поквартально или помесячно.

Сводные данные по инвестиционным затратам и источникам их финансирования по проекту (собственные, заемные и привлеченные средства, включая государственное участие) представляются в виде таблицы. По источникам собственных средств даются обоснования, подкрепленные расчетами. Представляется подтверждение о намерениях (решениях) коммерческих банков, потенциальных инвесторов и иных лиц, заинтересованных во вложениях средств в реализацию проекта при наличии таких решений или намерений.

При отсутствии решения банка о предоставлении кредита в бизнес-плане указываются планируемые условия пользования долгосрочными кредитами, определенные исходя из общих условий кредитования, сложившихся на момент разработки бизнес-плана.

По видам государственного участия в проекте указывается основание предоставления мер государственной поддержки (нормативный правовой акт, решение, распоряжение и иной распорядительный документ).

Отдельно приводятся финансовые издержки по проекту (плата за кредиты и займы, связанные с осуществлением капитальных затрат, - проценты по кредитам и займам, плата за гарантию правительства, комиссии банков и другие платежи) и источники их финансирования.

Таким образом, результатом работ по этому разделу должны стать инвестиционный бюджет и кредитный план.

В разделе «Оценка рисков и страхование» рассматриваются внешние и внутренние факторы, возникновение которых в процессе реализации бизнес-плана увеличивает или уменьшает конкретный вид риска (угрозы) финансовых потерь организации или инвестора. В содержании раздела могут быть отражены следующие аспекты:

- перечень возможных рисков с указанием причин и степени вероятности их возникновения, а также размера ожидаемого ущерба;

- меры по предотвращению и нейтрализации рисков;

- программа страхования от рисков.

Виды и причины возникновения предпринимательского риска могут быть следующие:

- производственный риск связан с осуществлением различных аспектов предпринимательской деятельности. В качестве причин производственного риска можно назвать: снижение объемов производства, рост производственных издержек и т.д.;

- коммерческий риск возникает в процессе реализации произведенной продукции или оказания услуг. Причинами этого риска могут быть: снижение объемов реализации за счет ухудшения конъюнктуры рынка или управленческих ошибок, рост издержек обращения и т.д.;

- финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.д.;

- налоговые риски;

- риски, связанные с форсмажорными обстоятельствами.

Оценка риска может быть качественной и количественной. Качественная оценка подразумевает определение факторов риска, форм проявления, отнесение риска к одной из групп по степени опасности. Количественная оценка осуществляется с помощью статистических методов или методов динамического моделирования и предусматривает численное определение отдельных рисков, групповую оценку рисков и вычисление совокупного риска.

Вероятность каждого типа рисков и убытки, вызываемые ими, различны, поэтому необходимо их прогнозировать и, по возможности, рассчитать. Для снижения общего влияния рисков на эффективность деятельности предприятия необходимо предусмотреть применение профилактических и страховых программ и методов, например:

- метод распределения рисков между участниками проекта;

- метод диверсификации;

- метод страхования и хеджирования;

- метод организации защиты коммерческой тайны.

В разделе «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности» приводятся планово-экономические расчеты прибыли от реализации продукции, потока денежных средств, прогнозный баланс и данные оценки эффективности разрабатываемого проекта.

В подразделе «Расчет прибыли от реализации продукции» отражаются ежегодно образующиеся прибыль или убытки, оставшиеся после осуществления всех необходимых расходов.

Отчетный документ – Отчет о прибылях и убытках – является прогнозом финансовых результатов компании в прогнозируемом периоде и показывает, каким образом будет формироваться и изменяться прибыль.

Документом, фиксирующим состояние средств, их источники и результаты деятельности компании, является прогнозный баланс. Планирование деятельности компании осуществляется, как правило, на основе анализа и прогноза баланса.

Прогнозирование потока денежных средств производится путем расчета притоков и оттоков денежных средств от текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации по годам реализации проекта. Распределение во времени притока средств должно быть синхронизировано с его оттоком. При этом не допускается дефицит денежных средств.

По мере реализации проекта финансово-экономическая часть бизнес-плана должна пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового окружения и иных факторов с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта.

Показатели эффективности проекта. Оценка эффективности осуществленных в проект инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации с инвестированным в проект капиталом и характеризуется следующей системой показателей: чистый доход (NV), чистый дисконтированный доход (NPV), индекс доходности (PI), внутренняя норма доходности (IRR) и период окупаемости (PP).

С целью выявления и снижения риска вложений проводится анализ устойчивости (чувствительности) проекта в отношении его параметров и внешних факторов. В обязательном порядке проводится многофакторный анализ чувствительности проекта к изменениям входных показателей (цены, объема производства, элементов затрат, условий финансирования, инфляционных процессов и др.). Исходя из специфики проекта, выбираются наиболее подверженные изменениям параметры. Анализ чувствительности проводится и в процессе реализации проекта с целью его переоценки и внесения необходимых корректировок. Результаты расчетов приводится также в графическом виде для широкого диапазона исходных данных.

Завершается бизнес-план заключением, где делаются выводы и даются рекомендации, подводящие итог всей работе над бизнес-планом. Приводятся окончательные решения о целесообразности или нецелесообразности дальнейшей работы над проектом, возможности вернуть кредит, окупаемости инвестиций.

Этап 5. Оценка эффективности выбранной модели налогового планирования

На этом этап группа осуществляет проверку выбранного варианта построения модели налогового планирования в организации, используя существующие методики расчета налоговых обязательств, налоговой нагрузки, эффекта и эффективности предлагаемых способов налогового планирования.

Учитывая возможность разработки нескольких вариантов оптимизации налоговых платежей, целесообразно оценить их эффективность, представив результаты в виде налогового плана организации и налогового бюджета.

В проекте необходимо представить расчет налоговой нагрузки по различным вариантам в виде специальной таблицы до и после применения методов оптимизации (табл.). Указанные расчеты по своему экономическому содержанию позволят в дальнейшем оценить не только целесообразность предлагаемых участниками проекта способов налогового планирования, но и проиллюстрировать умение применять разные методики расчета налоговой нагрузки.

Наши рекомендации