Порядок проведения налогового аудита в части единого социального налога

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....4

1 АУДИТ РАССЧЁТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО ЕСН И НДФЛ ………………..…5

1.1 ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ДАННОГО ВИДА УЧЁТА …………………....5

1.2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УКАЗАННЫЙ ОБЪЕКТ УЧЁТА ………………………...19

1.3 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЕСН И НДФЛ ……………………………….....22

1.4.ТЕСТЫ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА …...…………………………..…24

1.5 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УЧЁТОМ ……...…………..…..26

1.6 ПЛАН И ПРОГРАММА АУДИТА ……………………………………..…...29

2 ОПИСАНИЕ ДВУХ АУДИТОРСКИХ СТНДАРТОВ ……..…………..……32

2.1 АУДИТОРСКИЙ СТАНДАРТ №4 …………………………………..……..32

2.2 АУДИТОРСКИЙ СТАНДАРТ №12 ………………………………..……….38

3 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………..…………45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………..…………56

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……..………………………..……………57

ВВЕДЕНИЕ

Целью курсовой работы является моделирование работы аудитора, которая классически представляет собой использование ряда аналитических и расчетных процедур. Выполнение данной курсовой работы позволяет:

- изучить процесс аудита отдельных объектов учета, для чего необходимо будет составить программу аудита, оценить аудиторский риск и уровень существенности.

- приобрести навыки работы с первичной документацией и отчетностью организации;

- научиться ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующей ведение бухгалтерского и налогового учета Российской Федерации;

- выработать навыки по оптимизации построения бухгалтерского учета на предприятии.

Целью аудита расчётов с бюджетом по ЕС и НДФЛ является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах. В работе рассматриваются задачи аудита расчётов с бюджетом по ЕСН и НДФЛ, этапы его проведения и соответствующие нормативные документы.

1 АУДИТ РАССЧЁТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО ЕСН И НДФЛ

1.1 ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ДАННОГО ВИДА УЧЁТА

Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

Согласно ФЗ от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Порядок проведения налогового аудита в части единого социального налога

Цель аудита расчетов по заработной плате и ЕСН – основываясь на действующих нормативно-правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате и ЕСН.

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при аудите расчетов по заработной плате и ЕСН, относятся следующие:
1. соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
2. учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим- сдельщикам;
3. учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
4. расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
5. аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
6. сводные расчеты по заработной плате;
7. расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;
8. расчеты по депонированной заработной плате.

Объектами аудита расчетов по заработной плате и ЕСН являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета и отчетность.

Этапы аудиторской проверки правильности начисления ЕСН:

1) определить расчетную базу, учитываемую при исчислении единого социального налога, путем ознакомления с расчетными ведомостями по начислению оплаты труда и иных доходов работников организации, отраженных по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции с дебетом разных счетов в зависимости от направления произведенных расходов;

2) проверить правильность распределения сумм единого социального налога по направлениям затрат;

3) в случае назначения и выплаты пособий, финансирование которых осуществляется за счет средств государственных внебюджетных социальных фондов, проверить законность назначения и правильность их расчета. Если организацией начислялись пособия по временной нетрудоспособности, то необходимо проверить фактическое наличие в организации листков временной нетрудоспособности, произвести выборочный подсчет суммы пособия и сверку с расчетами, сделанными бухгалтерией организации;

4) провести проверку правильности начисления единого социального налога с выплат, осуществляемых организацией в пользу своих работников. Особого внимания со стороны аудитора требует проверка выплат, связанных с возмещением расходов на служебные командировки, и других выплат, носящих компенсационный характер, которые не подлежат обложению единым социальным налогом в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что расходы подтверждены документально;

5) определить налоговую базу по единому социальному налогу как в целом, так и отдельно по каждому фонду. Необходимо учитывать то обстоятельство, что на суммы, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера, единый социальный налог не начисляется в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации;

6) в случае если организация пользуется правом применения регрессивной шкалы единого социального налога, необходимо удостовериться в его законности путем проведения соответствующего расчета;

7) проверить правильность исчисления сумм налога, подлежащих перечислению. Для этого необходимо провести сопоставление данных, полученных при расчете налоговой базы организации по единому социальному налогу, с учетными данными, отраженными в регистрах бухгалтерского учета по кредиту счета 69;

8) проверить правильность и своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленного единого социального налога.

Существует и альтернативная классификация этапов аудита правильности начисления ЕСН:
* 1-й этап - предварительная оценка влияния организации бухгалтерского учета и учетной политики на методику исчисления ЕСН в организации;
* 2-й этап - проведение аудита расчетов по ЕСН;
* 3-й этап - оформление и представление результатов налогового аудита, включая предложения по оптимизации налогообложения, заказчику проверки.
На каждом этапе аудита аудиторы выполняют определенные процедуры. На 1-м этапе необходимо:
- оценить общую организацию бухгалтерского и налогового учета в организации;
- провести общий анализ элементов налогообложения по ЕСН;
- выявить факторы, влияющие на порядок формирования налогооблагаемой базы по ЕСН;
- проверить правильность методики расчета ЕСН;
- проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за расчет и перечисление ЕСН. Выполнение процедур на 1-м этапе позволяет изучить специфику основных хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по ЕСН, оценить соответствие применяемого организацией порядка исчисления налоговых платежей нормам действующего законодательства. В результате предварительно определяется уровень потенциальных налоговых нарушений и формируется стратегия налогового аудита, которая оформляется рабочим документом в виде программы аудита расчетов по ЕСН.
2-й этап проверки является основным и предполагает проведение аудита расчетных операций по ЕСН сплошным методом за период, определенный договором между сторонами.
Целью налогового аудита расчетных операций по ЕСН является формирование мнения о достоверности налоговой отчетности в части показателей, отражающих состояние расчетов по
ЕСН, и соответствии применяемой методики их учета действующим нормативным актам, а также подтверждение правильности расчета налога, полноты и своевременности перечисления сумм налога в бюджет и внебюджетные фонды.
На 3-м этапе, который является заключительным, подводятся результаты аудита и формируется мнение аудитора о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления организацией платежей в бюджет, а также формируются предложения по оптимизации налогообложения.
Мнение аудитора по результатам инициативного аудита оформляется в соответствии с условиями заключенного договора аудиторским заключением или письменной информацией в виде аудиторского отчета. Наиболее полно все обстоятельства проверки раскрывает письменная информация клиенту по результатам аудита, поэтому она является предпочтительной формой итогового документа на заключительном этапе проверки расчетов по ЕСН.
Рассмотрим основной этап аудиторской проверки. Приступая к проверке данного раздела бухгалтерского и налогового учета, аудитор должен собрать необходимые и достаточные аудиторские доказательства, на базе которых он может оценить достоверность отражения в учете и отчетности сальдо и оборотов по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" за период проверки по следующим утверждениям:
* полноты - все ли операции по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами отражены в бухгалтерской отчетности, не существует ли неучтенных расчетов;
* существования - имеет ли место (существует ли) задолженность по ранее указанным расчетам на дату составления баланса и существенна ли сумма задолженности;
* прав и обязанностей - правомерны ли и верны суммы задолженностей бюджету и внебюджетным фондам исходя из трех критериев (формальности, законности и действительности);
* оценки - оценены ли расчеты в соответствии с требованиями нормативных актов;
* точности - правильно ли начислены и перечислены налоги и платежи, соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета этих операций;
* ограничения учетного периода - все ли расчеты по ЕСН отражены в тех учетных периодах, когда они имели место;
* представления и раскрытия - все ли расчеты по ЕСН раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности. При проверке правильности формирования налогооблагаемой базы по ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (п. 1 программы) следует учитывать требования ст. 237 гл. 24 НК РФ. При этом аудитору необходимо учесть, что в налогооблагаемую базу по ЕСН не включаются суммы, указанные в ст. 238 и 239 НК РФ.
В соответствии со ст. 236 гл. 24 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, - признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также авторским договорам.
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" имеют с ЕСН одинаковые объект обложения и облагаемую базу.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, предназначенные для работника или членов его семьи, за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ.
Для проверки правильности формирования облагаемой базы по ЕСН и страховым взносам в Пенсионный фонд РФ необходимо:
* определить виды оплаты труда и других выплат работникам, которые производились в отчетном году;
* сравнить виды выплат, на которые фактически были начислены страховые взносы с видами выплат, на которые они должны начисляться или не начисляться в соответствии со ст. 238 гл. 24 НК РФ;
* определить в случае выявления несоответствий размер отклонений по налогооблагаемой базе ЕСН и страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.

Наши рекомендации