Или ресурсного потенциала предприятия
Планирование материально-технического обеспечения – это ответственная и самостоятельная часть плановой работы. Исходные данные составления плана:
планируемые объёмы производства продукции, планируемые объёмы по техническому и организационному развитию, капитальному строительству;
спецификация норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
нормы расхода материалов, топлива, энергии, нормы отходов с учётом их повторного использования;
заявки служб на вспомогательные материалы, топливо, энергию;
нормативы переходящих запасов на начало и конец планируемого года;
данные об остатках на складах материалов на начало планируемого периода;
действующие цены на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергию.
При разработке материально-технического обеспечения необходимо учитывать максимально возможную экономию материальных ресурсов. При этом необходимо:
снижать вес выпускаемых изделий, не ухудшая их качественных характеристик;
за счёт внедрений новых прогрессивных технологий уменьшать отходы и потери;
дорогостоящие и дефицитные материалы заменить на более дешёвые, многократно использовать тары, стёкла и т.д.
План материально-технического обеспечения составляется в натуральном и стоимостном выражении сроком на 1 год. Состоит он из расчётов потребности в материально-технических ресурсах и балансов материально-технического обеспечения.
В общую потребность входит – ресурсы, необходимые для выполнения производственной программы и производственных и хозяйственных потребностей, а также разница переходящих запасов ресурсов на начало и конец планового года.
Важнейшим этапом планирования материально-технического обеспечения ГП «ВСКГО» является исследование рынка материально-технических ресурсов.
Цель изучения – выявление конъектуры, складывающейся в планируемом периоде на рынке.
Метод изучения рынка сырья и материалов прямой и косвенный.
Прямой метод – получение информации о конъектуре рынка непосредственно от резидентов:
контакты с поставщиками и посредниками;
посещение ярмарок и выставок;
поездки на предприятия-поставщики и их осмотр.
Косвенное изучение рынка сырья и материалов – предполагает использование уже имеющихся документов. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:
обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащих сведения об изменении цен;
журналы, газеты, радио, телевидение;
отраслевые адресные книги, технические справочники.
При изучении рынка сырья и материалов на предприятиях обязательно наличие архива, структурно ориентированного по видам материалов или поставщикам.
Материально-техническое обеспечение ГП «ВСКГО».
Для производства выпускаемой продукции используются сырьевые ресурсы, имеющиеся в основном в Республике Беларусь.
ПРУП «Белорусский цементный завод» г.Костюковичи и ПРУП «Кричевцементношифер» г.Кричев являются поставщиками цемента. Периодичность приобретения цемента – ежемесячно. Требование поставщиков – предоплата. Срок поставки в течение 10 дней после предоплаты. В период, начиная с апреля до октября – ноября, возникает необходимость создания двухнедельного запаса и предоплаты за 10 вагонов.
РУПП «Доломит» г.Витебск является поставщиком щебня. Периодичность приобретения щебня ежемесячно. Требование поставщиков – предоплата. Срок поставки в течение 10 дней после предоплаты. В период март – апрель возникает необходимость создания двухнедельного запаса и предоплаты за 10 вагонов.
ОАО «Трест 9 г.Витебск» и ДРСУ-45 г.Витебск являются поставщиками песка, ООО « Витебсклес» – пиломатериалов.
РУП «Белорусский металлургическим завод г.Жлобин» является основным поставщиком металла. Требование поставщика – 100% предоплата и ежемесячно предоставлять в срок до 10-го числа текущего месяца заявку на изготовление металлопродукции в последующем месяце. Периодичность приобретения металла ежемесячно. Некоторые профили металла такие, как круг 10, 12 поставляются ежеквартально. В связи с тем, что на РУП «Белорусский металлургическим завод г.Жлобин» цены ниже в 1,3 – 1,5 раза, чем у других поставщиков, необходимо создавать запас металла. Также берется во внимание то, что при загрузке вагонными нормами действует скидка 6 % на металл и с учетом доставки (вагоном экономичнее) экономия на одном вагоне получается в размере 4,5 – 5 млн.рублей.