Методы государственного регулирования экономики

Сущность рынка и его виды

Рынок – не общественная система, а форма связи между хозяйственными субъектами, производителями и потребителями; продавцами и покупателями. Он есть везде, где есть разделение труда. А его виды и формы различаются в зависимости от того, кто его организует – государство, банк, стихия. Он равнодушен к формам собственности на средства производства.

Рынок– это механизм, система отношений, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разнообразные формы: от простых, обычных рынков (мелкое производство) до высокоразвитых (мировые фондовые биржи), где покупатели и продавцы устанавливают контакты друг с другом. Именно такие рынки можно отнести к чисто конкурентным (биржа иностранных валют, фондовая биржа), где равновесная цена устанавливается посредством согласованных решений покупателей и продавцов.

Цены на рынках ресурсов устанавливаются на основе решений, принятых конкурирующими покупателями – предъявителями спроса, и на основе решений, принимаемые конкурирующими продавцами – поставщиками ресурсов.

Существует много типов и видов рынков. Их можно классифицировать по степени монополизированности (форме конкуренции), мере государственного регулирования, масштабности товарообменных процессов, региональной принадлежности, легальности, видам реализуемых товаров. Наиболее часто делят по форме конкуренции ( чистой конкуренции, олигополистический, монополистический) или по видам товаров (потребительских товаров, жилой и производственной площадей, средств производства, инвестиций, труда, инноваций и т.п.)

Методы государственного регулирования экономики.

Государство, осуществляющее регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которая меняется в зависимости от экономического значения, материальных возможностей государства, опыта регулирования.

Методы ГРЭ: правовые, административные, экономические ( прямые и косвенные).

Правовое регулирование – государство устанавливает правила «экономические игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, обязательства в области трудовых отношений между ними.

Административное регулирование – меры принуждения или разрешения. Государство осуществляет контроль над ценами, доходами, учётной ставкой, валютным курсом; охраной окружающей среды; социальной защитой населения.

Экономические методы регулирования - воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национализированного государства через влияние на совокупный спрос и совокупные предложения; степень концентрации капитала, с этой целью используется:

Бюджетно-финансовая политика

Регулирование государственных расходов;

Осуществление государственных закупок;

Выпуск государственных внешних займов;

Поддержка и регламентирование государственного предпринимательства;

Регулирование налогообложения имущества граждан и юридических лиц;

Введение муниципальных налогов.

Денежно-кредитная политика

Нормирование банковских резервов;

Варьирование учётной ставки банковского процента;

Проведение операций на валютном рынке.

Прогнозирование, программирование, планирование социально-экономических процессов.

Прямые методы базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование хозяйственных субъектов. (Инвестиции в развитие негосударственного сектора, субвенции, льготные кредиты).

Наши рекомендации