Анализ положения дел в отрасли:

Анализ положения дел в отрасли: - student2.ru

Матрица «Мак-Кинзи» (это более подробный анализ) или еще может использоваться SWOT-анализ


Необходимо показать абсолютные размеры рынка, склонен ли рынок к росту или застою. Основные сегменты и в каком действовать. Чувствительность рынка к внутренним и внешним факторам. Его подверженность к циклическим или сезонным колебаниям.
Необходимо описать основных конкурентов, их долю рынка и сегменты.
Дать прогноз продаж продукции.

6. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии:
Конкурентные силы:
1) Компании-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке
2) Проникающие в отрасль новые конкуренты, выпускающие подобные товары
3) Угроза со стороны товаров-заменителей
4) Воздействие продавцов (поставщиков)
5) Воздействие покупателей (клиентов)
Конкурентные стратегии, которые позволяют бороться со всеми конкурентными силами:
1) Преимущество в издержках
2) Дифференциация (созданием компанией продукта или услуги с уникальными характеристиками, закрепленными торговой маркой ™)
3) Фокусирование (сосредоточение внимания на одном сегменте рынка, на определенной группе товаров и т.п.).
В БП должны быть описаны конкурентные стратегии и их конкретное применение.

7. План производства:
Включает техническое описание производства и экономические расчеты его издержек. Краткий, ясный, не рекомендуется использовать технический «жаргон».
План производства должен включать экономические расчеты издержек производства. Кроме того должны быть даны ответы на следующие вопросы:
1) Каковы основные методы производства и технологии?
2) Какова общая структура производственного процесса, операций по выпуску продукции?
3) Возможно ли достижение преимущества в операциях?
Структуру производственного процесса лучше показать при помощи схемы производственных потоков.
4) Какое сырье и материалы необходимы?
5) Кто основные поставщики фирмы (имена адреса)?
6) Выявлены ли критические факторы («Узкие места»)?
7) Какие мощности необходимы для реализации производства? Существуют ли на предприятии уже задействованные мощности? Каковы планы их расширения, затраты, время?
8) Может ли предприятие рассчитывать на эффект масштаба производства?
9) Какова предполагаемая структура издержек?
10) Насколько часты непредвиденные ситуации при выполнении производственных операций?
11) Как осуществляется контроль качества?
12) Описание оборудования как существующего, так и необходимого и его поставщики.
13) Где будет расположено производство (требования к производству со стороны месторасположения и географических условий)?
14) Какова рабочая сила необходима для ведения производственного процесса сегодня и в будущем?
15) Соответствует ли квалификация работников необходимым требованиям? и др.

8. Организационный план:
Необходим для описания формы собственности предприятия и указания партнеров для организации дела.
Здесь указываются:
1) Форма собственности;
2) Величина уставного капитала;
3) Основные собственники по долям вклада;
4) Организационная структура управления фирмой;
5) Краткая характеристика кадров, партнеров по бизнесу;
6) Графики реализации инвестиций по времени освоения бизнеса, распределение инвестиций между субподрядчиками, графики, отражающие по времени получение промежуточных и конечных результатов реализации проекта, графики финансирования проекта и возврата кредитных ресурсов.

9. Маркетинговый раздел:
Данный раздел описывает основные шаги фирмы по созданию эффективного рынка для своего товара.
На следующие вопросы необходимо ответить в данном разделе:
1) Каковы основные сегменты данного отраслевого рынка?
2) Какие группы покупателей по уровню доходов, демографическому признаку и т.д. можно выделить?
3) На какой из сегментов рынка ориентируется предприятие?
4) Какую долю рынка намерена захватить фирма?
5) Рассчитывает ли она потеснить конкурента или попытается найти свою нишу?
6) Какова основная методика расчета цены на товар?
7) Какой чистый доход обеспечит фирму выбранный уровень цены?
8) Предусмотрены ли системы скидок/льгот?
9) Какие каналы сбыта своей продукции будет использовать фирма? Будут ли привлекаться посредники или фирма рассчитывает реализовывать продукцию напрямую (через собственную сеть)?
10) Какие методы стимулирования сбыта намерена применить фирма?
11) Как будет определяться бюджет для финансирования продвижения товаров?
12) Намерена ли фирма организовать послепродажное обслуживание?

10. Финансовый раздел:
Обобщает материалы предыдущих разделов и представляет их в стоимостном выражении.
Первый подраздел финансового плана включает:
1) Прогноз объемов реализации - составляется на 3 года вперед. Для первого года данные приводятся помесячно, второго - поквартально, для третьего - общая сумма продаж за год. Объем продукции определяется в стоимостном и в натуральном выражении. Здесь целесообразно рассчитать точку безубыточности.
2) Сводный прогноз доходов и расходов (на первых 3 года с помесячной разбивкой за 1-ый год).
Задача: показать, как будет формироваться и меняться прибыль предприятия.
Прогноз включает следующие показатели:
― объем продаж,
― себестоимость реализуемой продукции,
― суммарная прибыль от реализации,
― общепроизводственные издержки по видам,
― прибыль до уплаты налогов,
― налог на прибыль,
― чистая прибыль.
3) Прогноз денежной наличности - строится на основании плана денежных поступлений и выплат и позволяет определить необходимую сумму денежных средств для реализации проекта с разбивкой во времени.
Задача: проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. Если что-то не сходится, берут обычно краткосрочные кредиты.
Приток денежных средств формируется за счет реализации продукции, имущества, вкладов в уставный капитал, кредитов.
4) Сводный баланс активов и пассивов предприятия (составляется на начало и конец первого года реализации проекта)
Второй подраздел финансового плана представляет собой стратегию финансирования. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Сколько нужно средств для реализации проекта?
2) Каковы источники этих инвестиций?
3) Какова структура этих инвестиций?
4) На какие цели будут израсходованы инвестиции?
5) Каким образом использование инвестиций повысит прибыльность предприятия?
6) Когда будет получена первая прибыль?
7) Какова прибыльность инвестиций?
В этом же подразделе рассчитываются показатели финансового анализа деятельности предприятия. Для финансового анализа предприятия используются следующие группы показателей:
• ликвидности,
• рентабельности,
• деловой активности,
• финансовой устойчивости,
• рыночной активности.

Возможные риски.

Безрисковых операций/предприятий попросту не бывает, и к чему нужно стремится – так это их минимизации. В последней главе обычно делается SWOT-анализ компании, можно еще PEST, а можно и без названия, просто описать, что может случится и как с этим боротся. От некоторых рисков можно застраховаться, других избежать, от третьих – максимально снизить возможный негативный эффект. Но для этого, разумеется, эти риски следует изучить и классифицировать. Вообще, многие считают, что это чисто символический пункт, однако это не так. Какая-то мелочь может подорвать весь ваш бизнес (например, изменение налогового законодательства, выход нового конкурента, запрет вашей продукции, изменение ценовой политики поставщика и много чего еще). Вы должны быть готовы к подобным изменениям и иметь «запасные ходы».

Приложения.

В приложениях даются таблицы, графики, технические характеристики – все то, что не вошло в основной бизнес-план, но необходимо для детального изучения (например в разделе финансы могут быть только итоговые цифры, а полные таблицы на 2-3 разворота вынесены в приложение).

Вот, примерно такая структура любого нормального бизнес-плана. Некоторых разделах при определенных условиях может не быть, или наоборот, кое-какие добавятся. Суть самого плана в том, что по нему действительно нужно работать, а незнакомый с вашей отраслью человек, например потенциальный инвестор, ознакомившись с этим документом имело более-менее полное представление о вашей бизнес-модели.

Бизнес-план содержит массу коммерческой информации, поэтому является секретным документам, доступ к которому имеют очень немногие. Обычно печатается в двух-трех экземплярах, каждый из которых подписывается. Один хранится у генерального директора, другие – рабочие. Иногда, отдельный делается для учредителя.

Наши рекомендации