Методическое обеспечение для самостоятельной работы

Уфимский филиал Финуниверситета

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

____________/Новикова А.М.

«_____»____________2016г.

Г.М.Зарипова

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы

Для студентов, обучающихся по специальности

Финансы» по программе базовой подготовки

Одобрено учебно-методическим советом

(протокол №_____ от________________201____г.)

Уфа 2016

Р А С С М О Т Р Е Н А На заседании предметной (цикловой)комиссии   «___________________________» (название)   __________________________________ (Председатель П(Ц)К: подпись, Ф. И. О.)   «______» _______________ 201 _ г.
О Д О Б Р Е Н А На заседании учебно-методического совета Протокол № ____ от «_____» _______________ 201 __ г. Начальник методического отдела ______________/Садриева И.Р.  
   
   

Разработал: Зарипова Г.М. преподаватель / __________________

Уфимского филиала Финуниверситета подпись

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студента составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 «Финансы» по программе базовой подготовки.

Самостоятельная работа проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубления и расширения теоретических знаний;

· формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

· формирования общих и профессиональных компетенций;

· развитию исследовательских умений.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Курс, семестр Учебная нагрузка обучающихся (час.)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа обучающегося Обязательная аудиторная нагрузка
Всего часов в т.ч.
теоретические занятия лабораторные работы практические занятия курсовая работа (проект)
2 курс 4 семестр - -
Всего: - -

Содержание самостоятельной работы студентов, форма контроля, количество часов

Курс семестр Вид деятельности, компетенции Раздел/ тема Задачи Задания/вопросы Объем в часах Информационно-методическое обеспечение Форма представления материала по каждому заданию Вид контроля выполнения
2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 1 Тема 1.1   Изучить: 1) Информационная база экономического анализа. 2) Общая характеристика информационного содержания основных форм отчетности: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, приложения к балансу и др. 3) Основные концепции экономического анализа и их назначение. (уровень освоения: 1)   1.Что понимается под экономическим анализом? 2.Какова роль анализа в управлении предприятием и повышении эффективности его деятельности? 3.Каковы задачи анализа хозяйственной деятельности? 4.Что является предметом и объектом анализа хозяйственной деятельности? 5.Назовите основные виды классификации анализа хозяйственной деятельности? 6.В чем проявляется связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками? 7.Назовите основные принципы анализа хозяйственной деятельности и дайте их краткую характеристику. 8.Каковы особенности изучения экономических явлений и процессов? 9.Перечислите пользователей экономической информации и дайте краткую характеристику их основных информационных потребностей. 10.Перечислите основные принципы организации анализа хозяйственной деятельности на предприятии. 11.Каковы основные требования к информации, используемой в финансовом анализе? 12.Перечислите источники экономической информации, применяемые в анализе. 13.Что относится к учетным и внеучетным источникам информации? 14.Какова роль автоматизации аналитических расчетов? 15.Как оформляются результаты анализа? 16.Дайте характеристику информационной базы инвестиционного, маркетингового, инфляционного и анализа денежных потоков. 17.Какие основные обобщающие показатели используются в управленческом учете? 18.В чем отличие организации управленческого и финансового анализа? Какая информационная база служит основой для осуществления указанных видов анализа? 19.Какие признаки положены в основу деления показателей, применяемых в анализе? 20.Перечислите основные показатели деятельности организации, которые можно оценить по основным формам бухгалтерской отчетности. 1) Электронный конспект лекций (стр.4-32). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем./   ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 1 Тема 1.2 Изучить: 1)Понятие приемов и методов экономического анализа. 2)Количественные и качественные приемы и методы анализа. 3)Методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ. 4)Методы факторного анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности применения различных методов, сравнительная характеристика. 5)Экономико-математические и статистические методы экономического анализа. 6)Особенности методики управленческого анализа: прогнозный анализ бизнес-планов, анализ отклонений, методы оценки эффективности управления. (уровень освоения: 1,2) 1.Каковы характерные черты метода экономического анализа? 2.Что относится к традиционным приемам и способам экономического анализа? 3.С чем связано использование в экономическом анализе математических приемов и методов? 4.Перечислите методы финансового анализа? 5.Что представляют собой факторный и результативный показатели? 6.Что понимается под факторным анализом? Каковы его задачи? 7.Дайте общую характеристику экономико-математических и статистических методов экономического анализа, в каких областях они применяются? 8.В чем отличие качественных методов анализа от количественных? 1) Электронный конспект лекций (стр.32-40). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 1 Тема 1.3 Изучить: 1)Влияние факторов на изменение выпуска продукции, связанных с использованием основных средств; связанных с использованием материальных ресурсов; связанных с использованием трудовых ресурсов и выявление резервов увеличения выпуска продукции. (уровень освоения: 1,2) 1.Что представляет собой системный подход в экономическом анализе? 2.Какие этапы выделяют при проведении комплексного системного анализа? 3.Что является базой для комплексного экономического анализа? 4.По каким признакам классифицируются резервы предприятия? 5.Каковы основные источники повышения эффективности работы предприятия? 6.Какова методика определения и обоснования величины резервов? 7.Какие виды экономических показателей используются в комплексном анализе предприятия? 8.Какие факторы влияют на проведение комплексного экономического анализа? 1) Электронный конспект лекций (стр. 40-46). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем./   ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 2 Тема 2.1 Изучить: 1)Анализ качества произведенной продукции. 2)Анализ производства и продажи продукции в целом и в разрезе ассортимента. 3)Анализ ритмичности работы предприятия. (уровень освоения: 1,2) 1.Каковы значение и задачи анализа производства и реализации продукции? 2.Охарактеризуйте в целом методику анализа производства и реализации продукции. 3.Как анализируется динамика и выполнение плана производства и реализации продукции? 4.Что представляет собой риск невостребованной продукции? Назовите внутренние и внешние причины его возникновения и управленческие решения по его нейтрализации. 5.Назовите обобщающие, частные и косвенные показатели качества продукции. 6.Что такое структура продукции и как она влияет на экономические показатели деятельности предприятия? 7.Изложите методику анализа ритмичности работы предприятия. 8.Назовите факторы изменения объема реализации и производства продукции? 9.Перечислите основные резервы увеличения объема производства и реализации продукции. 10.Что является оценочным показателем в анализе ассортимента продукции? 11.Каково назначение сертификации продукции? 1) Электронный конспект лекций (стр. 46-57). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
  2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 2 Тема 2.2 Изучить: 1) Анализ использования основных средств по данным отчетности организации. 2)Анализ обеспеченности производственным оборудованием. 3)Анализ использования производственной мощности. (уровень освоения: 1,2) 1.Каковы задачи и источники информации анализа использования основных средств? 2.Какие показатели характеризуют движение и техническое состояние основных средств? 3.Как определяется уровень обеспеченности предприятия основными средствами производства? Для чего и как рассчитываются показатели фондовооруженности и технической вооруженности труда? 4.Какие показатели характеризуют эффективность и интенсивность использования основных средств и как они рассчитываются? 5.В чем специфика анализа фондоотдачи? 6.Перечислите резервы увеличения выпуска продукции и фондоотдачи. 7.Какова методика анализа качественного состояния основных средств? 8.Что понимают под производственной мощностью предприятия и за счет чего может измениться его величина? Какие показатели характеризуют полноту ее использования? 9.Охарактеризуйте методику анализа использования оборудования. 1) Электронный конспект лекций (стр. 57-70). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 2 Тема 2.3 Изучить: 1)Задачи и источники анализа материальных ресурсов. 2)Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами. 3)Анализ использования материальных ресурсов в производстве, соблюдение норм расхода материалов. 4)Анализ эффективности использования материальных ресурсов. (уровень освоения: 2,3) 1.Назовите задачи и источники анализа материальных ресурсов. 2.Какова методика анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами? 3.Какие факторы использования материальных ресурсов влияют на изменение объема выпуска продукции? 4.Что собой представляют АВС-анализ и XYZ-анализ в управлении запасами? 5.Как определяется оптимальная партия заказа и запаса? 6.Назовите основные резервы увеличения объема выпуска продукции за счет использования материальных ресурсов? 7.Какие показатели характеризуют эффективность использования материальных ресурсов в производственном процессе? 1) Электронный конспект лекций (стр. 70-76). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 2 Тема 2.4 Изучить: 1)Анализ использования трудовых ресурсов по данным отчетности организации. 2) Анализ влияния трудовых факторов на прирост объема выпуска продукции. 3)Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами. (уровень освоения: 1,2) 1.Каковы задачи и источники экономической информации анализа трудовых ресурсов? 2.Перечислите и охарактеризуйте показатели движения рабочей силы, используемые в анализе? 3.Перечислите факторы, влияющие на фонд рабочего времени. 4.В чем особенности анализа трудоемкости продукции? 5.Что является объектом анализ численности, состава и движения рабочей сил? 6.Существует ли возможность сравнения удельной трудоемкости продукции на разных предприятиях? 7.От каких факторов зависит структура персонала на предприятии? 8.Анализ производительности труда осуществляется в абсолютных или относительных величинах? С чем это связано? 1) Электронный конспект лекций (стр. 76-83). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 2 Тема 2.5 Изучить: 1)Задачи и источники анализа затрат. 2) Анализ уровня, динамики и выполнения плана по снижению себестоимости. 3) Анализ косвенных расходов 4)Анализ поведения затрат в условиях рыночной экономики (уровень освоения: 2,3) 1. Изложите методику анализа общей суммы затрат на производство продукции. 2. Перечислите факторы, которые влияют на эффективность управления затратами? 3. В чем экономический смысл показателя затрат на 1 рубль товарной продукции? 4. В каком случае увеличение доли удельной заработной платы в себестоимости продукции считается оправданным? 5. Перечислите резервы снижения себестоимости продукции. 6. Как поменялось отношение к «затратам» с переходом на рыночную экономику? 7. Косвенные расходы: сущность, классификация, методика анализа. 1) Электронный конспект лекций (стр. 83-92). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 2 Тема 2.6 Изучить: 1)Задачи и источники информации анализа финансовых результатов. 2)Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения. 3)Факторный анализ прибыли от продажи продукции. 4)Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности организации, анализ показателей рентабельности. (уровень освоения: 2,3) 1. Перечислите задачи и источники информации анализа финансовых результатов. 2. Перечислите факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (работ, услуг). 3. Охарактеризуйте основные показатели прибыли и порядок их расчета. 4. Как проводится анализ операционных и внереализационных результатов? 5. Какие факторы определяют уровень прибыли от реализации продукции и как рассчитывают их влияние? 6. Охарактеризуйте основные показатели рентабельности и методику их расчета. 7. Перечислите направления использования чистой прибыли предприятием. 8. От каких факторов зависит величина текущих активов предприятия? 1) Электронный конспект лекций (стр. 92-101). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
2 курс 4 сем. ОК 2,3,4,5,9 ПК 2.1   Раздел 2 Тема 2.7 Изучить: 1)Анализ финансового состояния: роль и значение анализа. 2)Задачи анализа финансового состояния. 3)Система показателей ликвидности, анализ ликвидности бухгалтерского баланса. 4)Оценка и анализ показателей финансовой устойчивости. 5)Классификация типов финансовой устойчивости. 6)Анализ деловой активности. (уровень освоения: 2,3) 1.Что понимается под финансовым состоянием предприятия и в связи с чем повышается значимость его анализа на современном этапе? 2.Назовите основные задачи анализа финансового состояния предприятия и основные источники его информационного обеспечения. 3.Каковы основные источники формирования капитала предприятия? Охарактеризуйте методику их анализа. 4.Изложите значение, объекты и методику анализа имущественного положения предприятия. 5.Назовите основные показатели эффективности использования капитала предприятия. Какова методика их расчета и анализа? 6.Какие показатели используются для оценки интенсивности использования капитала? Какова методика их расчета и анализа? 7.Что понимается под финансовой устойчивостью предприятия и с помощью каких показателей она оценивается? 8.Что понимают под платежеспособностью предприятия и как она оценивается? 9.Что включает в себя система показателей ликвидности? 10.Назовите критерии деловой активности. 11.Назовите два способа измерения степени деловой активности. 12.Что характеризует коэффициент устойчивости экономического роста? Перечислите факторы, влияющие на этот коэффициент. 1) Электронный конспект лекций (стр. 101-120). 2) Зарипова И.Р., Зарипова Г.М. Учебное пособие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности по специальности 080110 Банковское дело, Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ. – Уфа: 2013. – 124 с. 3) Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2014. – 378 с. – (среднее профессиональное образование). 4) Интернет-ресурсы (www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант+») Подготовка конспектов 1)Текущий контроль посредством обсуждений, дискуссий. 2)Контрольные вопросы. 3)Контрольная работа. 4)Экзамен.  
  Итого часов:                

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Методическое обеспечение для самостоятельной работы

1.2.1 Перечень тестов для самостоятельной работы:

1. Объектом анализа выступает:

А) Способы экономического анализа,

Б) Хозяйственная деятельность организации,

В) Различные правила и приемы экономического анализа.

2. Принцип анализа, который предполагает проведение анализа по плану, систематически.

А) Оперативность,

Б) Системность,

В) Регулярность,

Г) Научность.

3. Умение быстро и четко проводить анализ характеризуется принципом:

А) Оперативности

Б) Системности

В) Научности

Г) Эффективности

4. Ретроспективный анализ проводится …

А) после совершения хозяйственной операции за короткий промежуток времен, за отчетный период времени,

Б) до осуществления хозяйственной операции;

5.Назовите анализ, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне.

А) Комплексный,

Б) Тематический.

6.Экономический анализ использует информационных фонд многих наук. Выберите правильный ответ из предложенных наук

А) Статистика,

Б) Экономико-математическое моделирование,

В) Аудит.

7. Какой методики не бывает:

А) Общей,

Б) Конкретной,

В) Частной.

8. Методику исследования влияния факторов, связь которых с

результативным показателем носит функциональный характер называют

А) Детерминированной,

Б) Стохастической.

9. Что относиться к детерминированному факторному анализу:

А) относительные и средние величины,

Б) группировки,

В) корреляция

Г) цепные подстановки.

10. Показатели определяющие поведение результативного признака называются:

А) факторными,

Б) результативными.

11. Для каких моделей детерминированного факторного анализа используется метод цепных подстановок?

А) только для мультипликативных,

Б) для мультипликативных и смешанных моделей

В) для всех моделей.

12. Какие показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям:

А) Качественные,

Б) количественные,

В) Стоимостные,

Г) Натуральные.

13. К каким показателям относятся показатель реализованной продукции и показатель товарной продукции.

А) Качественные,

Б) количественные,

В) Стоимостные,

Г) Натуральные.

14. Валовая продукция – это

А) продукция, на которую перешло право собственности к покупателю;

Б)) произведенная продукция (выполненные работы, услуги), включая незавершенное производство;

В) вся произведенная продукция (выполненные работы, услуги) без учета незавершенного производства.

15. Объем продаж за период определяется как:

А) запасы готовой продукции на начало периода + объем выпуска продукции за период– запасы готовой продукции на конец периода;

Б) запасы готовой продукции на начало периода – объем выпуска продукции за период+ запасы готовой продукции на конец периода;

В) запасы готовой продукции на начало периода + объем выпуска продукции за период+запасы готовой продукции на конец периода.

16. Увеличение удельного веса дорогостоящей продукции в общем объеме продаж приводит:

А) к увеличению объема продаж в натуральном выражении;

Б) к уменьшению выручки от реализации;

В) к увеличению выручки от реализации.

17. Уменьшение доли продукции высшего сорта в общем объеме производства приводит к:

А) к увеличению объема готовой продукции в денежном выражении;

Б) к снижению объема готовой продукции в денежном выражении;

В) к снижению выручки от продаж.

18. В целях применения АВС–анализа ассортиментного портфеля компании все произведенные товары разбивают на:

А) пять групп;

Б) четыре группы;

С) три группы.

19. Коэффициент обновления ассортимента определяют как:

А) отношение общего объема производства к объему производства новой продукции;

Б) произведение объема производства новой продукции и объема

производства старой продукции;

В) отношение объема производства новой продукции к общему объему производства.

20. Изменения в сортовом составе произведенной продукции влияют на:

А) величину объема продаж в денежном выражении;

Б) величину объема продаж в натуральном выражении;

С) величину готовой продукции в денежном и натуральном выражении;

21. Улучшение качества произведенной продукции приводит к:

А) повышению конкурентоспособности продукции на рынке;

Б) повышению объема производства продукции;

С) снижению продажной цены продукции.

22. Основные средства – это:

А) средства труда, которые единожды участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натуральную форму;

Б) средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натуральную форму;

С) средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, но не сохраняют свою натуральную форму.

23. Обеспеченность предприятия основными средствами характеризует:

А) капиталоотдача (фондоотдача);

Б) коэффициент годности основных средств;

В) коэффициент поступления основных средств.

24. Коэффициент износа основных средств определяется как:

А) отношение первоначальной стоимости основных средств к накопленной амортизации;

Б) отношение накопленной амортизации к остаточной стоимости основных средств;

В) отношение накопленной амортизации к первоначальной стоимости основных средств.

25. Фондовооруженность (капиталовооруженность) труда определяется как:

А) отношение среднегодовой стоимости основных средств к среднегодовой численности рабочих;

Б) отношение остаточной стоимости основных средств к среднегодовой численности рабочих;

В) отношение среднегодовой численности рабочих к среднегодовой стоимости основных средств.

26. Производственная мощность – это:

А) это минимально возможный выпуск продукции в соответствующий период времени при определенных условиях использования оборудования и производственных ресурсов;

Б) это максимально возможный выпуск продукции за все время работы предприятия при определенных условиях использования оборудования и производственных ресурсов;

В) это максимально возможный выпуск продукции в соответствующий период времени при определенных условиях использования оборудования и производственных ресурсов.

27. Коэффициент фондовооруженности труда определяется как отношение:

А. стоимости основных средств на среднесписочную численность работников;

Б. остаточной стоимости основных средств на явочное число работников в смену;

В. выручки от продаж на число специалистов в организации.

28. Одной из характеристик трудового потенциала является:

А. доля переменной части фонда заработной платы;

Б. удельный вес рабочих в общей численности персонала;

В. финансовый рычаг.

29. Одним из факторов производительности труда является:

А. зарплатоемкость производства и реализации продукции;

Б. трудоемкость производства и реализации продукции;

В. фондоотдача.

Г. материалоемкость.

30. К интенсивным факторам расширения производства относят:

А. увеличение количества используемых трудовых ресурсов;

Б. повышение времени использования рабочей силы;

В. повышение эффективности использования труда;

Г. увеличение количества используемых материальных ресурсов.

31. Интенсификация использования средств труда достигается за счет:

А. роста производительности труда

Б. ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;

В. снижения производительности труда;

Г. повышения рентабельности продажи продукции.

32. К абсолютным показателям, характеризующим движение трудовых ресурсов относят:

А. число квалифицированных рабочих в составе персонала;

Б. коэффициент текучести персонала в отчетном периоде;

В. число принятого на работу персонала в анализируемом периоде.

33. Трудоемкость рассчитывается как отношение:

А. прибыли на среднесписочную численность работников;

Б. фонда рабочего времени к выручке от реализации

В. числа рабочих к среднесписочной численности работников;

34. Полная себестоимость…

А. характеризует затраты предприятия не только на производство продукции;

Б. характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции;

В. характеризует расходы на реализацию продукции.

Г. характеризует величину управленческих расходов

35. Издержкоемкость (расходоемкость) продукции рассчитывают как:

а) отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к сумме затрат на производство;

в) отношение затрат на производство к выручке от реализации продукции (работ, услуг);

с) отношение затрат на производство к прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

36. Себестоимость отдельного вида продукции (работ, услуг)…

а) находится в обратной зависимости от цен на использованные сырье и материалы;

в) находится в прямой зависимости от цен на использованные сырье и материалы;

с) не зависит от цен на использованные сырье и материалы.

37. При увеличении доли продукции, произведенной с большими удельными издержками общая себестоимость…

а) снижается;

в) не изменяется;

с) увеличивается.

38. В состав расходов по обычным видам деятельности включают:

А. амортизация;

Б. расходы по оплате банковских услуг;

В. проценты, уплаченные по кредитам и займам.

Г. отрицательные курсовые разницы.

39. К относительным показателям, характеризующим финансовым результаты деятельности, относятся:

A. Показатели рентабельности;

Б. Показатели прочих доходов и расходов

В. проценты, уплаченные по кредитам и займам.

Г. Показатели прибыли.

40. В знаменатели рентабельности продаж стоит:

А. маржинальная прибыль

Б. выручка от продаж

В. себестоимость проданной продукции.

41. Валовая прибыль рассчитывается как:

А. сумма себестоимости продаж и коммерческих расходов;

Б. разность между себестоимостью продаж и управленческими расходами;

В. разность между выручкой от продаж и себестоимостью продаж.

Г. разность между валовой выручкой и себестоимостью продаж.

42. Прибыль от продаж рассчитывается в виде разности между:

А. выручкой от продаж и себестоимостью продукции;

Б. валовой прибылью и управленческими расходами;

В. выручкой от продаж и расходами по обычным видам деятельности;

Г. выручкой от продаж и совокупными расходами.

43. Какой из показателей участвует в формировании прибыли от продаж:

А. выручка от продаж;

Б. проценты к получению;

В. доходы от участия в других организациях.

Г. проценты к уплате.

44. Прибыль организации является характеристикой:

А. финансового результата;

Б. оборачиваемости совокупных активов;

В. рентабельности капитала;

Г. эффективности работы предприятия.

1.2.2 Задачи на самостоятельное выполнение:

Самостоятельное решение задач имеет целью закрепить теоретические знания по каждой теме и получить практические навыки, овладеть методикой экономического анализа, умело применять специальные приемы анализа, а также делать выводы по проведенному анализу по оценке тех или иных показателей или по улучшению деятельности организации.

Решение задач позволит студентам уяснить, насколько хорошо они разобрались в важнейших вопросах дисциплины. Основное внимание в задачах уделяется методике расчета технико-экономических показателей, их взаимосвязи и экономической оценки.

Примеры и задачи взяты из практики конкретных предприятий, однако цифры даются условные.

Задачи к разделу 1 «Теория экономического анализа»

Задание 1.Используя данные финансовой отчетности организации за два периода, проанализировать динамику изменения дохода и прибыли от основной деятельности и динамику изменения долей материальных затрат и затрат по управлению производством в общих затратах предприятия если даны следующие данные из финансовой отчетности:

Показатели Х год Y год
Выручка, тыс. руб. 6 700 8 300
Материальные расходы, тыс. руб. 1 700 2 500
Фонд оплаты труда с отчислениями, тыс. руб. 1 060
Прочие расходы, тыс. руб. 1 330

Задание 2.Используя данные таблицы, рассчитайте объем производства отчетного периода в ценах базисного года.

Методическое обеспечение для самостоятельной работы - student2.ru

Задание 3.Рассчитайте влияние трудовых факторов на изменение выручки от продаж, применив способ абсолютных разниц и метод цепных подстановок факторного анализа. Сопоставьте результаты расчетов, напишите выводы. Укажите тип полученной модели.

Методическое обеспечение для самостоятельной работы - student2.ru

Задачи к разделу 2 «Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности»

Задание 4.Определить выполнение плана по номенклатуре. Сделать аналитические выводы.

(в тыс. руб.)

Вид продукции План Факт
1 200 2 050
1 800 1 000
2 000 3 000

Задание 5.Определить выполнение плана по структуре продукции на основе следующих данных

(тыс. руб.)

Изделия План Факт
Изделие А 1 000 1 050
Изделие Б
Прочая продукция
Итого 1 600 1 664

Задание 6.Массовое производство в течение 5 дней должно выпустить продукции на 800 тыс. руб. По отчету динамика выпуска выглядела следующим образом:

День Итого
Объем, тыс. руб.

Оценить выполнение планового задания по ритмичности производства.

Задание 7.Определить относительную экономию (перерасход) основных производственных фондов в результате изменения фондоотдачи по следующим данным.

Показатели План Факт
1. Объем продаж, тыс. ед. 7 200 12 300
2. Средняя стоимость основных производственных фондов, руб. 5 000 8 100

Задание 8.Определить резервы повышения производительности труда на основе следующих данных:

Показатели План Факт
1. Средняя выработка производственного рабочего, тыс. руб.
2. Фонд времени работы рабочего, час.
3. Удельный вес производственных рабочих в общей численности работающих, %

Задание 9. На основании данных о работе предприятия (табл.) определить степень выполнения плана по темпам роста производительности труда за три квартала и рассчитать необходимое повышение производительности труда в IV квартале, чтобы выполнить годовое плановое задание.

Методическое обеспечение для самостоятельной работы - student2.ru

Задание 10.Объем реализованной продукции в отчетном году составил 470 тыс. руб. Период оборота по сравнению с предыдущим годом сократился на 6 дней. Определить экономию оборотных средств.

Задание 11.Оцените изменение рентабельности оборотных активов при увеличении их оборачиваемости с 3 до 3,5. Рентабельность продукции 10%.

Задание 12.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снизился с 7 до 6. Рентабельность продукции увеличилась с 6 до 7%. Что произошло с рентабельностью текущих активов.

Задание 13.Имеется следующая информация о деятельности организации: объем производства 600 ед., цена единицы продукции составляет 14 ден. ед., переменные расходы на единицу – 9 ден. ед., постоянные расходы на весь выпуск 870 ден. ед. Определить размер прибыли организации при данных условиях. Что является наиболее нежелательным в сложившейся ситуации: сокращение на 15% объема выпуска либо снижение на 15% цены продукции.

Задание 14.Организация реализует в исследуемом году 1000 ед. продукции. Себестоимость единицы составляет 130 ден. ед., цена единицы – 165 ден. ед., постоянные расходы при данных условиях составляют 70 000 ден. ед. Однако в течение года объем реализации снизился на 38%. Также поступил заказ на покупку 280 изделий по цене 120 ден. ед. При этом организация должна дополнительно израсходовать в составе постоянных издержек 3 500 ден.ед.

Проведите оценку прибыли организации в начальной ситуации, а также после падения объемов реализации и сделайте вывод о целесообразности принятия руководством поступившего предложения.

Наши рекомендации