Цикл управления эффективностью
Управление эффективностью деятельности (английские термины CPM, BPM, EPM)- это набор управленческих процессов (планирования, организации выполнения, контроля и анализа), которые позволяют бизнесу определить стратегические цели и затем оценивать и управлять деятельностью по достижению поставленных целей при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Это система управления, построенная на принципах управления стоимостью бизнеса.
§ CPM (Corporate Performance Management)
§ BPM (Business Performance Management)
§ EPM (Enterprise Performance Management)
CPM – это цикл управления с обратной связью, подразумевающий «движение» информации «сверху-вниз» и «снизу-вверх»
СВЕРХУ-ВНИЗ: руководство начинает с определения стратегии, которую необходимо транслировать в некие исполняемые понятия (фаза планирования), которые в свою очередь, необходимо снова перевести в понятия операционной среды: какие действия необходимо предпринимать, как часто, и т.д. Это делается через процесс бюджетирования. Таким образом, бюджет является «операционализацией» стратегии.
СНИЗУ-ВВЕРХ: После исполнения руководству необходимо видеть результаты. Результаты необходимо преобразовать, чтобы оценить реальные затраты и прибыльность, и, в завершении, поместить в эти результаты в контекст стратегии с тем, чтобы их можно было интерпретировать в терминах достижения поставленных целей.
Три уровня CPM Таким образом, выделяют три функционально различных уровня управления эффективностью
Уровни управления эффективностью
Уровни по нисходящей ветви цикла:
§ Моделирование стратегии и коммуникация
§ Определение целей деятельности (карта стратегии) и ключевых показателей эффективности функционирования организации (финансовых и нефинансовых показателей)
§ Моделирование бизнеса (карта процессов), выявление факторов прибыльности, имеющихся ресурсов и ограничений
§ Декомпозиция задач верхнего уровня в целевые уровни нижестоящих звеньев
§ Целевые установки: стратегические цели, выраженные в конкретных числах
§ Процессно-ориентированное планирование
§ Определение способов достижения целей: формирование сценариев деятельности, расчёт объёмов необходимых ресурсов (материальных, кадровых, финансовых), расчёт плановой себестоимости и накладных издержек
§ Выравнивание операционного и финансового баланса ресурсов
§ Учёт использования ресурсов (нехватка / избыток), выявление ‘узких мест’, не позволяющих наращивать обороты
§ Подключение аналитических модулей для решения задач формирования прогнозов, оптимизационных задач
§ Бюджетирование
§ Планирование конкретных шагов по их достижению: документооборот бюджетных форм, ведение классификаторов аналитики, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, исторические тренды, анализ отклонений
§ Организационные функции (процесс согласования бюджетов) и функции формирования свода бюджетов по отдельным подразделениям, бизнес-единицам, сегментам
§ Версионность бюджетов, сценарный анализ
Уровни по восходящей ветви цикла:
§ Консолидация, отчётность и анализ
§ Сбор фактических данных, формирование регулярной отчётности для внешних и внутренних пользователей, трансформация отчётности в различные стандарты
§ Мониторинг: отслеживание исполнения бюджета, фиксирование отклонений и выяснение их причин
§ Детальный анализ финансовых результатов и состояния баланса, сегментная отчётность, отчётность по центрам ответственности
§ Функционально-стоимостной анализ
§ Разнесение затрат с помощью функционально-стоимостного анализа по центрам ответственности, перенос затрат на основные и обеспечивающие процессы, формирование затрат по продуктам, по категориям клиентов, каналам продаж
§ Анализ прибыльности в разрезе продуктов и услуг, филиалов, центров ответственности
§ Анализ трансфертных операций, обслуживающих затрат и взаиморасчётов
§ Выявление неэффективных процессов, сравнение затратных показателей с историческими и эталонными
§ Карты балльных оценок и обратная связь
§ Представление фактических результатов деятельности в сжатом, агрегированном виде, необходимом для сравнения запланированных целевых значений ключевых показателей эффективности с реально достигнутыми
§ Расчёт ключевых показателей эффективности, нормализация значений, расчёт сводных