Проблемы правосубъектности физического лица – субъекта предпринимательской деятельности
Особые претензии к обоснованности закрепленного в ГК Украины, ХК Украины возраста для получения статуса предпринимателя и допуске на рынок в качестве профессионального участника. Как известно, предпринимательской деятельности присущи такие черты как риск, систематичность, а не разовость. В то же время приобретение статуса предпринимателя связывается не с достижением конкретного возраста (например, 21 года), а с обладанием полной дееспособностью. Это прямо предусмотрено в ч.1 ст.50 ГК Украины. Однако полная гражданская дееспособность может наступать не только с 18 лет, это всего лишь признано общим правилом (ч.1 ст.34 ГК). Как исключение она может приобретаться в случае регистрации брака. Причем право на брак может быть предоставлялось и до наступления брачного возраста. И если сейчас – с 16лет, то до недавнего времени – с 14 лет (ч.2 ст.23 СК). Кроме того, в ГК Украины имеются и другие основания предоставления полной дееспособности до наступления 18 лет. Это допустимо, если, во-первых, лицо достигло 16 лет и желает заниматься предпринимательской деятельностью (ч.3 ст.35 ГК), во-вторых, лицо достигло 16 лет и работает по трудовому договору (ч.1 ст.35 ГК), в-третьих, несовершеннолетнее лицо записано матерью или отцом ребенка (ч.3 ст.35 ГК). Следовательно, можно констатировать, что лицо может начать заниматься профессионально предпринимательской деятельностью не только с 16 лет. Причем нельзя не отметить тот факт, что признание дееспособным лица, желающего с 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью связывает с письменным согласием родителей (ч.3 ст.35 ГКУ). В то же время за причиненный таким несовершеннолетним предпринимателем вред субсидиарная ответственность родителей ГК Украины не устанавливает.
Говоря о предоставлении полной гражданской дееспособности, З.В.Ромовская справедливо замечает, что к нему следует подходить взвешенно, осторожно[294]. И это замечание верно в отношении суда, но еще в большей степени оно представляется уместным в отношении законодателя. При заложенном в ГК Украины порядке приобретения несовершеннолетним статуса предпринимателя, возникает резонный вопрос: чьи интересы при этом учитываются? Интересы самого несовершеннолетнего, как и его родителей, которые не несут даже риска наступления субсидиардной ответственности за его противоправные действия, законодатель учитывает. В то же время никак не учитываются интересы других, как профессиональных, так и непрофессиональных участников рынка. И такой законом установленный порядок приобретения статуса предпринимателя еще раз является наглядным доказательством того, что не все применяемые гражданско-правовые средства оправданы при регулировании предпринимательских отношений.
Объясняется это, прежде всего, характером самой предпринимательской деятельности, т.к. это не просто выполнение определенных действий, работы под чьим-то контролем, но и предпринимательский риск, когда заключение сделок становится не разовой, а систематической деятельностью для несовершеннолетнего предпринимателя. Это ведет к тому, что существенно возрастает риск других участников рынка и потому такое положение требует, на наш взгляд, законодательного решения.
В юридической литературе предложено и поддержано расширение перечня оснований для ограничения дееспособности расточительностью. Обосновывается это реалиями повседневной жизни, которая свидетельствует о необходимости вмешательства государства и в иных случаях проявления расточительности – поставить в тяжелое материальное положение свою семью можно также азартными играми, рискованным занятием предпринимательской деятельностью, неразумным коллекционированием. Как известно, основаниями ограничения дееспособности как в римском праве, так и в дореволюционном праве признавались безмерная и разорительная роскошь, излишества, беспутство и мотовство.