Вам слово, господин Снабженец
Консультант по управлению из Сиэтла Тед Леонард имеет большой опыт помощи творческим фирмам, он показывает, как можно сделать бизнес более эффективным. Тед рассказал мне об одном дизайнере, которого он научил уверенности, продемонстрированной в нижеследующей истории (назовем дизайнера Йен). Йен руководил командой, которая разрабатывала упаковку для пущей успешности бренда их заказчика (допустим, это был бренд «Z»). Результатом был взлет продаж, которые достигли миллиарда долларов в год. Но вот спустя три года Йен получил запрос на цену от той же компании, от той же команды, более того, от тех же самых людей.
«Да что это с ними? – вопрошал Йен. – Они что, не помнят, какой успех был у бренда „Z“? Мы ведь сумели прыгнуть выше головы, а теперь они помещают нас в конкурентную ситуацию и присылают нам запрос на цену».
Тед объяснил, что большинство закупочных процессов в компаниях непрерывно сфокусированы на ведении переговоров по любой поставке. Творческие услуги – не исключение. Так вот, когда речь идет о сумме свыше $100 тысяч, клиенту Йена нужна цена от троих поставщиков. Йену еще повезло, что его избавили от запроса на квалификацию, прежде чем выслать запрос на цену.
«Кто-то называет это эффектом Wallmart, – продолжает Тед, – из-за беспрестанного стремления к более низким ценам, но в 2008 году лопнувший пузырь на рынке недвижимости еще ускорил этот процесс. Потребитель перестал потреблять, и корпорации затянули пояса. Сегодня закупщики и закупочные отделы имеют больше влияния, чем когда-либо раньше. И это работает! Количество рабочих мест по-прежнему уменьшается, но корпоративные доходы остаются на уровне, в основном благодаря контролю издержек».
По словам Теда, господин Снабженец существует для одной-единственной цели: получить больше, заплатив как можно меньше.
Йен вспоминает, как развивалась переписка: «Я отреагировал на запрос развернутой сметой, сердце колотилось, и на хвосте у меня висели два соперника. Я напомнил господину Снабженцу об успехе запуска Z, на что он ответил: „При всем моем уважении должен напомнить, что в этом успехе присутствовали и другие факторы“». Тед знал, это классическая техника запугивания, нацеленная на то, чтобы снизить уверенность Йена, – господин Снабженец был опытным переговорщиком, и подобными техниками он владел в совершенстве.
Но Йен не испугался. «Конечно, другие факторы были, – отвечал он, – но, пожалуйста, ответьте мне, почему вы решили выбрать кого-то другого для самого важного фактора из всех, для создания образа в глазах потребителя? И почему вы хотите урезать бюджет? Известно ли вам, что сокращение расходов снижает потенциал проекта? Нам ограничить количество находок? Предоставить менее эффективную стратегию? Или сузить поиск? А может, ограничить творческое время? Или все-таки отказаться от оперативного прототипирования? На полке, на сайте и в рекламе ваш потребитель увидит лишь одну вещь – упаковку. Вы готовы рискнуть всем этим и передать заказ кому-то, а не команде, которая уже зарекомендовала себя? Вы представляете много-тысячедолларовую корпорацию. Этот новый запуск обладает потенциалом принести компании в итоге сотни миллионов. Вы готовы рискнуть такой суммой, лишь бы сэкономить несколько сотен тысяч?»
Последовала долгая пауза.
Команда клиента попросила 15 минут на размышление. Когда они собрались снова, господин Снабженец пошел на компромисс, Йен тоже пошел на компромисс. Отчасти.
Позже клиент сказал Йену, что он произвел огромное впечатление на господина Снабженца и что его высказывания образумили его – нельзя было рисковать таким проектом. Йен потребовал – и добился – уважения, которого заслуживал. Это удалось ему, поскольку он задавал вопросы, упрочившие его экспертную оценку, и разъяснил последствия экономии средств.
Как вести переговоры
Когда вы задумываетесь об изменении расценки в ходе ведения переговоров с клиентом, скорее всего, вы задумываетесь о снижении. Но это не всегда правильно.
Одна крупная дизайнерская фирма предложила дизайнеру Андреа Аустони, проживающему в Кракове, постоянное сотрудничество. После того как компания согласилась с его почасовой ставкой, он получил договор. Но тут имелась одна загвоздка: Андреа был не в праве упоминать об их выдающемся сотрудничестве в своем резюме и не мог включать никакое из своих произведений, созданных в рамках этого сотрудничества, в свое портфолио. Ввиду этого факта предложение стало менее ценным для дизайнера, так что он запросил более высокую оплату, чем оговаривалось ранее, и через некоторое время компания согласилась.
Андреа извлек несколько уроков из этой истории: «Знай себе цену и согласовывай свои расценки с тем, какую выгоду ты можешь извлечь из работы, будь то рекламный контакт, наполнение портфолио и самомаркетинг. Стой на своем».