Оценка эффективности использования оборотных активов
Для повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности корпорации и укрепление ее финансового состояния важное значение имеют вопросы рационального использования оборотных активов.
Эффективность использования оборотных активов характеризуется системой экономических показателей и, прежде всего. их оборачиваемостью. Среди других показателей следует отметить доходность и ликвидность.
Оборачиваемость оборотных активов характеризуется рядом взаимосвязанных показателей:
1) количеством оборотов за определенный период - квартал, год;
2) продолжительностью одного оборота в днях;
3) суммой занятых на предприятии оборотных средств на единицу продукции (коэффициентом загрузки).
Указанные показатели рассчитывают по формулам:
где Ко - коэффициент оборачиваемости оборотных средств, число оборотов за период;
ВР - выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг):
С3 - средний остаток оборотных активов за период;
То - длительность одного оборота, дней;
Д - количество дней в рассчитываемом периоде;
Кз - коэффициент загрузки оборотных активов, руб.
Кроме указанных параметров, может применяться коэффициент отдачи оборотных средств (КОТ), который рассчитывается по формуле:
Кот = БП/С3, (9.9)
где БП - бухгалтерская прибыль;
С3 - средний остаток оборотных средств за расчетный период.
Изменение оборачиваемости устанавливают путем сопоставления отчетных показателей с базисными (плановыми). В результате сравнения показателей выявляют ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств. При ускорении оборачиваемости оборотных средств (положительная тенденция) из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их финансирования, при замедлении - в оборот привлекают дополнительные средства.
Сумму средств, дополнительно вовлеченных в оборот (высвобожденных из оборота) (АСк), определяют по формуле:
где Ск - сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот , если С3 <0,
либо сумма высвобожденных из оборота средств, если С>0;
Тд(зв) - продолжительность одного оборота оборотных активов в отчетном периоде, дни;
Тд(баз) - продолжительность одного оборота оборотных активов в базисном периоде, дни;
ВРФ - среднедневная фактическая выручка (нетто) от реализации продукции в отчетном периоде.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается экономическая природа инвестиций в оборотные активы?
2. Какие отличия характерны для оборотных активов?
3. Какие элементы входят в концепцию управления оборотными активами предприятия?
4. В каком порядке определяют производственный и финансовый циклы на предприятии?
5. Какие факторы определяют состав и структуру оборотных средств?
6. Для чего нужно управление наличностью на предприятии?
7. В чем заключается самостоятельность предприятий при управлении оборотными средствами?
8. Какие задачи решаются при комплексном оперативном управлении оборотными активами?
9. Что понимают под текущими финансовыми потребностями?
10. С помощью каких параметров измеряют текущие финансовые потребности?
11. Какие основные факторы влияют на величину текущих финансовых потребностей?
12. Каким образом на величину текущих финансовых потребностей влияет объем маржинального дохода?
13. В чем заключается сущность спонтанного финансирования?
14. Какие существуют способы покрытия текущих финансовых потребностей?
15. Раскройте содержание агрессивной модели управления оборотными активами.
16. В чем заключается сущность консервативной модели управления оборотными активами?
17. Каковы основные положения умеренной модели управления оборотными активами?
18. В чем заключается сущность выбора политики комплексного оперативного управления оборотными активами и текущими пассивами?
19. В чем заключаются различия между агрессивной и консервативной политикой оперативного управления оборотными активами?
20. При каких условиях осуществляется абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств?
Тесты для самоконтроля
1. Концепция управления оборотными активами - это:
а) обеспечению предприятия минимальным объемом денежных ресурсов для поддержания его постоянной платежеспособности (ликвидности);
б) бесперебойное обеспечение производства запасами;
в) принципы использования оборотного капитала предприятия.
2. Полный цикл оборота оборотных активов характеризует:
а) время получения средств от дебиторов;
б) время движения средств предприятия;
в) продолжительность нахождения средств в незавершенном производстве.
3. Выберите правильное утверждение:
а) чем выше показатель наличия чистого оборотного капитала, тем выше степень устойчивости финансового состояния предприятия;
б) чем ниже показатель наличия чистого оборотного капитала, тем выше степень устойчивости финансового состояния предприятия;
в) финансовое состояние предприятия не зависит от наличия чистого оборотного капитала.
4. Финансовый цикл - это:
а) промежуток времени, в течение которого совершается полный оборот оборотных средств;
б) разрыв времени между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиком и получением денег от покупателей (дебиторов);
в) промежуток времени между вложением средств в ценные бумаги и получением процентов по ним.
5. Текущие финансовые потребности - это:
а) разница между средствами, авансированные в оборотные активы и суммой дебиторской задолженности;
б) потребности в оборотных активах на текущий месяц;
в) разница между: деньгами, авансированные в оборотные активы, и суммой кредиторской задолженности по товарным операциям.
6. Дебиторская задолженность зависит от:
а) объема производства и продажи;
б) от объема кредиторской задолженности;
в) от валюты баланса.
7. Выберите правильное утверждение:
а) чем меньше объем маржинального дохода, тем в большей степени кредит поставщиков может компенсировать дебиторскую задолженность покупателей;
б) чем больше объем маржинального дохода, тем в большей степени кредит поставщиков может компенсировать дебиторскую задолженность покупателей;
в) степень компенсации дебиторской задолженности покупателей кредиту поставщиков не зависит от объема маржинального дохода.
8. Наличие лишних оборотных средств:
а) положительно влияет на уровень их доходности;
б) не влияет на уровень доходности;
в) негативно влияет на уровень доходности.
9. Характерными признаками консервативной политики управления оборотными активами является то, что предприятие:
а) сдерживает рост текущих активов и стремится их минимизировать;
б) не ограничивает рост объема оборотных активов и накапливает запасы сырья, материалов и готовой продукции;
в) стимулирует рост текущих активов и стремится их максимизировать.
10. Характерными признаками агрессивной политики управления оборотными активами является то, что предприятие:
а) сдерживает рост текущих активов и стремится их минимизировать;
б) не ограничивает рост объема оборотных активов и накапливает запасы сырья, материалов и готовой продукции;
в) стимулирует рост текущих активов и стремится их максимизировать.
11. Признаком агрессивной политики управления краткосрочными пассивами является:
а) средний удельный вес кредитов и займов в валюте баланса;
б) отсутствие или низкий удельный вес краткосрочных кредитов и займов в валюте баланса;
в) значительный удельный вес краткосрочных кредитов и займов в общей сумме источников финансирования.
12. Признаком консервативной политики управления пассивами являются :
а) средний удельный вес кредитов и займов в валюте баланса;
б) отсутствие или низкий удельный вес краткосрочных кредитов и займов в валюте баланса;
в) значительный удельный вес краткосрочных кредитов и займов в общей сумме источников финансирования.
ТЕМА 10. КОРПОРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Вопросы:
10.1. Стратегические направления развития и объекты планирования.
10.2. Бюджетирование корпорации.
Стратегические направления развития и объекты планирования
Финансовое планирование заключается в прогнозировании финансовых показателей и составлении форм финансовых планов, отражающих взаимосвязь и определенные пропорции между этими показателями.
Существует 12 главных направлений, на которых базируется формирование стратегии экономического развития корпорации. их перечень и содержание приводятся ниже.
- Концентрация усилий на поточном бизнесе - увеличение объемов производства той же самой продукции (выполнения работ, оказания услуг) и закрепления за собой того же рынка сбыта. Обеспечивает медленные темпы развития и повышения рентабельности. Требует минимум дополнительных финансовых ресурсов.
- Расширение рынка -расширение рынка сбыта той же продукции (выполнения работ, оказания услуг или с небольшой модификацией) за счет маркетинговых мероприятий (увеличение каналов распределения, изменение содержания рекламы и средств содействия продажам). Обеспечивает умеренные темпы развития и повышения рентабельности. Требует умеренные объемы инвестиции.
3. Обновление продукции - существенная модификация продукции или создания новых моделей. Обеспечивает умеренные темпы развития и повышения рентабельности. Требует умеренные объемы инвестиции
4. Инновация - внедрение оригинальных, новых идей, создания продукции с качественно новыми характеристиками. Обеспечивает значительное повышение рентабельности (возможность получения сверхприбыли) в случае успеха или большие убытки (вероятность банкротства) в случае провала. Требуются значительные капиталовложения, длительный срок окупаемости.
5. Горизонтальная интеграция - стратегия поглощения конкурентов Рост фирмы за счет объединения (или приобретение) с предприятиями, которые выпускают такую же (или подобную) продукцию. Обеспечивает высокие темпы развития, умеренное или высокое повышение рентабельности. Требует умеренных инвестиций.
6. Вертикальная интеграция - установление контроля (или приобретение) над посредниками: между: фирмой и конечным потребителем прогрессивная интеграция; над посредниками (или производителями), которые поставляют сырье (материалы) -регрессивная интеграция. Обеспечивает умеренные темпы развития и повышения рентабельности. Требует умеренных инвестиций.
7. Совместное предприятие - объединение с иностранным капиталом. На основе общего права собственности не дает возможности привлечь на выгодных условиях необходимые ресурсы (трудовые, материальные, финансовые). Обеспечивает высокие темпы развития и повышение рентабельности. Объем инвестиций зависит от конкретного проекта.
8. Концентрическая диверсификация - расширение деятельности за счет приобретения предприятий, производящих другую продукцию, но с высокой совместимостью с текущим бизнесом. Приобретение предприятий, продукции, рынков сбыта, технологии которых подобные собственным, но не идентичных им. Требует значительных объемов инвестиций
9. Конгломератная диверсификация-расширение деятельности за счет приобретения высокодоходных предприятий независимо от вида их деятельности. Синергический эффект от слияния, существенное повышение рентабельности. Требует крупных инвестиций.
10. Уменьшение расходов - если фирма переживает период снижения доходов, используются различные мероприятия по уменьшению затрат, чтобы фирма смогла преодолеть негативные тенденции и выжить. Наблюдается снижение темпов развития и рентабельности. Имеет место сокращение (или замораживание) инвестиций.
11. Частичная распродажа - если стратегия сокращения расходов не была эффективной, может быть принято решение продать отдельные компоненты бизнеса, имеющие высокую рыночную стоимость, и этим улучшить финансовое положение корпорации в целом. Наблюдается снижение темпов развития и рентабельности. Частичное возвращение предварительных капиталовложений.
12. Ликвидация - продажа; компании отдельными частями по плану с тем, чтобы ликвидировать его с наименьшими потерями для акционеров. Осуществляется тогда, когда имеет место угроза банкротства компании. Плановая ликвидация может обеспечить выгодную продажу имущества. Результат - сворачивание деятельности. Сопровождается частичным возвращением капиталовложений.
Таким образом, девять из 12 рассмотренных возможных путей предусматривают определенные темпы развития компании. Однако все фирмы стараются развиваться, и если, например, суммировать все планы роста объемов реализации компаний одной отрасли, то общая сумма существенно превысит реальные потребности рынка. А это означает, что не все стратегические планы можно выполнить, и потому выбор путей развития является самым ответственным шагом для менеджеров компаний.
Компании могут реализовывать стратегии развития тремя способами:
• используя только внутренние резервы в рамках существующей организационной структуры;
• вступая в стратегические альянсы с другими фирмами;
• осуществляя слияния и поглощения.
Бюджетирование корпорации
Бюджетирование - это процесс разработки и формирования плановых бюджетов, объединяющих планы руководства предприятия и в первую очередь производственный и маркетинговый планы. Цель бюджетирования - обеспечение коммерческо-производственного процесса необходимыми как по объему, так и по структуре денежными ресурсами.
Для достижения главной цели должны быть решены следующие задачи бюджетирования:
- установление объектов бюджетирования;
- разработка системы бюджетов с выделением операционных и финансовых бюджетов;
- расчет соответствующих показателей бюджетов;
- расчет необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
- расчет величины внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов их дополнительного привлечения;
- прогноз доходов, расходов и капитала корпорации.
В общей системе бюджетов выделяют основной (консолидированный) и локальные бюджеты.
Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Локальные бюджеты служат производной информационной базой для составления основного бюджета.
Главная идея системы бюджетирования состоит в том, что ключевые параметры экономической деятельности предприятия уточняют на уровне его отдельных структурных подразделений в разрезе видов доходов и расходов. Для этого создают соответствующие центры ответственности: доходов, затрат, прибыли и инвестиций.
Центр ответственности - это набор статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которых несет ответственность один из менеджеров предприятия или руководитель структурного подразделения.
Система бюджетирования на любом предприятии стекла дается из двух ключевых подсистем:
- бюджетов структурных подразделений, составляемых по центрам ответственности (центрам финансового учета);
- сквозного бюджета, характеризующего деятельность предприятия в целом.
Система бюджетов подразделяется на операционный и финансовый бюджеты.
Операционный бюджет включает составление бюджета доходов и расходов, базой для разработки которого являются более детальные бюджеты: продажи продукции, прочих расходов; производства; затрат на материалы и энергию; оплаты труда; общепроизводственных и общехозяйственных расходов; амортизационных отчислений, налоговый и др.
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозируемого баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу).
Составление бюджета доходов и расходов является отправной точкой процесса сквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а также их структуру на предстоящий период.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой финансовое планирование?
2. Каковы функции стратегического планирования?
3. Что означает термин «долгосрочность»?
4. На каких основных направлениях базируется формирование стратегии экономического развития корпорации?
5. Какие стратегии развития в настоящее время доминируют в ведущих зарубежных компаниях?
6. Почему объем капиталовложений является ключевым показателем долгосрочного планирования?
7. Для чего менеджеры компании разрабатывают прогнозируемые финансовые отчеты?
8. В чем состоит суть метода финансового планирования?
9. В чем заключается содержание бизнес-плана функционирующего предприятия?
10. Что собой представляют оперативные финансовые бюджеты?
11. Какие основные этапы выделяют в процессе финансового планирования?
12. Какие преимущества имеет бюджетное планирование?
13. Какие основные виды финансовых планов?
14. В чем состоит содержание и назначение бюджета доходов и расходов?
15. В чем заключается цель разработки и содержание инвестиционного плана (бюджета)?
16. В чем заключается сущность бюджетирования?
17. В чем заключается цель и задачи бюджетирования?
18. С какой целью разрабатывается бюджет по балансовому листу?