Мэри и ламар

Где Мэри и Ламар взяли деньги на обучение двух детей в частных школах? Это не было проблемой — за учебу платили родители Мэри. Исключение? Вовсе нет. По данным нашего исследования, 43% американских миллионеров, имеющих внуков, оплачивали частич­но или полностью их обучение в частных школах (см. таблицу 5.1). Такие субсидии мы называем помо­щью на образование третьего поколения.

Недавно мы обсуждали такую форму экономичес­кой помощи с бабушками-миллионершами. Мы по­знакомили их с результатами опросов, не критикуя и не одобряя подобный образ действий, после чего они задавали нам вопросы. Третья выступавшая вместо вопроса произнесла целую тираду:

— Я просто возмущена. А что, по-вашему, мне делать с деньгами? Семья моей дочери с трудом сводит кон­цы с концами. Вы знаете, что собой представляют государственные школы там, где они живут? Я от­правила внуков в частную школу.

Нам кажется очевидным, что эту женщину беспо­коит необходимость экономически помогать семье своей дочери. Истинная проблема — не в государствен­ных школах, а в том, что семья дочери находится в экономически зависимом положении. Мать не может примириться с тем, что дочь вышла замуж за челове­ка, который мало зарабатывает. Дочь и внуки, вероятно,

Таблица 5.1 Материальная помощь богатых родителей взрослым детям и/или внукам

Материальная помощь   Процент оказывающих МП  
Помощь на образование третьего поко­ления • оплата учебы внуков в частных средних школах и/или частных уни­верситетах    
Помощь на образование второго поко­ления • оплата учебы детей в частных уни­верситетах    
Помощь в оплате жилья • платежи по закладным взрослых детей    
• финансовая помощь при покупке жилья    
Прибавка к доходу • “Прощеные долги”: выдача взрос­лым детям сумм без возврата    
Коммерческая недвижимость в дар • Передача коммерческой недвижимо­сти взрослым детям    
Передача ценных бумаг • Дарение акций взрослым детям    
Передача частного имущества • Передача права владения (полнос­тью или частично) семейным биз­несом взрослым детям    

1 Число опрошенных богатых родителей (миллионеров), имеющих не менее одного ребенка не моложе 25 лет, — 222 человека.

не могут вести образ жизни, привычный для вер­хнего слоя среднего класса, то есть для матери. Поэто­му мать полна решимости помочь семье дочери. Она внесла значительную часть средств в уплату за дом, цена на который была недоступна дочери и зятю. Дом находится в престижном районе, большинство оби­тателей которого отправляют детей учиться в частные школы. Позволить себе жизнь в таком дорогом месте семья дочери может единственным способом — при­нимая экономическую помощь матери в огромных размерах. Но мать не понимает, что такой образ жиз­ни хуже более скромного, но зато материально само­стоятельного.

Мэри очень похожа на дочь этой нашей респондентки. Обе принимают материальную помощь родителей. В обоих случаях спонсоры рассуждали одинаково: “Наша помощь поможет молодым встать на ноги, а потом будет не нужна”. Мать Мэри ошиблась. Она помогает молодым вот уже двадцать пять лет. Семья дочери материально зависит от нее.

Ламару тоже помогли материально. Вскоре после того как Мэри и Ламар поженились, Ламар бросил работу и поступил в аспирантуру. Учебу и все расходы опла­тили его родители. Это отнюдь не исключение — 32% американских миллионеров оплачивают обучение де­тей в аспирантуре.

Первый ребенок родился вскоре после того, как Ламар стал аспирантом. Мать Мэри не одобряла квар­тиру, которую молодая семья сперва сняла поближе к университету. Мать взяла на себя оплату уборщицы, которая постоянно “приходила прибраться”, но это все равно не отвечало ее представлениям об идеаль­ном доме для семьи дочери. Тогда она предложила помощь в покупке дома.

Ламар вносил свою долю в семейный бюджет — он получал несколько сот долларов в месяц, работая ас­систентом в университете. Мэри не работала. На про­тяжении всей их семейной жизни она оставалась до­мохозяйкой.

Мать Мэри заплатила крупную сумму в качестве первого взноса за дом. Почти шесть из десяти (59%) миллионеров, имеющих взрослых детей, сообщили нам, что оказали детям финансовую помощь при по­купке дома. После этого мать Мэри взяла на себя пла­тежи по закладной. Заметьте, что так делают 17% мил­лионеров, опрошенных нами (см. таблицу 5.1). Перво­начально мать Мэри планировала одолжить эти день­ги молодой семье с последующим возвращением, но без начисления процентов, однако со временем заем превратился в знакомую форму МП, “прощеный долг” очень распространенный среди получателей МП. 61% американских богачей давали взрослым детям “в долг” подобным образом. Что происходит, когда дети пере­езжают в новый, более дорогой дом? Мать Мэри сно­ва дала денег. В конце концов, семья Мэри останови­лась на особняке, в котором живет сейчас. Этот дом тоже был приобретен с помощью родителей.

Ламар учился в аспирантуре почти четыре года и получил две ученые степени. Сейчас он работает в местном колледже на административной должности. Но на его жалованье - менее чем 60000 долларов в год - трудно прожить всей семьей. Даже с учетом еже­годной суммы в 15 000, которую дает им мать Мэри, такой доход недостаточен для поддержания образа жиз­ни выше среднего класса. Самое любопытное в жизни, которую Мэри и Ламар ведут на 60000 долларов, - то что они не одиноки. Около 30% американских се­мей живут в домах стоимостью 300000 долларов при доходе в 60 000 долларов и менее. Как им это удается - отличное планирование бюджета или материальная помощь родителей? В большинстве случаев - МП для ПНБ.

По мнению Мэри, жалованья Ламара и того, что ежегодно дает мать, вполне хватает на основные по­требности. Проблема - покупка автомобиля. И Мэри и Ламар обожают дорогие импортные автомобили. Как же их бюджет справляется с такими расходами? Мо­жет быть, они покупают подержанные автомобили,

чтобы уменьшить “удар по бюджету”? Нет. Каждые три года они получают новые автомобили. Почему так час­то? Потому, что так привыкла мама. Каждые три года мать Мэри передает ей часть инвестиционного порт­феля (так делают около 17% богатых американцев). Не­которые, получив такой подарок, берегут его. Но толь­ко не Мэри с Ламаром! Они немедленно продают ак­ции и на вырученные деньги покупают новый авто­мобиль.

Что же будет, когда матери Мэри не станет? Мэри и Ламар, безусловно, думают об этом. Увы, мы не пророки и не смогли сказать автору письма в начале этой главы, каков размер наследства. От души желаем Мэри и Ламару успеха. Даже самого крупного наслед­ства им хватит ненадолго. Они уже предвкушают эту благодать, обещающую им и новое жилье, и новый дом в курортной местности, и кругосветное путеше­ствие.

Наши рекомендации