Фандрайзинг на мероприятиях и фандрайзинговые мероприятия

Еще два способа сбора частных пожертвований — фандрайзинг на мероприятиях и собственно фандрайзинговые благотворительные мероприятия. Эти два способа тесно связаны между собой. Отличие их состоит в том, что в первом случае вы просто добавляете благотворительный компонент в событие, которое так или иначе должно было произойти. Например, мы однажды устроили благотворительную продажу приблудившегося к нам котенка во время нашего традиционного «закрытия благотворительного сезона». Во втором случае основная цель мероприятия — это сбор благотворительных средств на какой-либо проект.

Фандрайзинг на мероприятиях может заключаться и просто в установке ящика для пожертвований на молодежном фестивале, и в проведении своего мини-шоу или мини-презентации во время Дня города с предложением «скинуться» в конце. Доход от части (но, в данном случае, не от всех) проданных билетов на концерт может пойти на вашу программу. Или каждая третья банка кока-колы послужит благому делу. Вариантов сверх перечисленных может быть очень много. Необходимо только соблюдать традиционные основные правила: как можно больше нескучной информации (нескучной — это значит не занудное описание проблемы, на решение которой направлена деятельность вашей организации); конкретность просьбы; документирование средств.

Благотворительное мероприятие — явление отдельное. В нашей стране им, как, впрочем, и таким способом сбора средств, как благотворительный телемарафон или лотерея, очень много спекулировали. Поэтому доверие населения к такому способу обращения за помощью сильно упало.

Есть несколько важных правил проведения благотворительных мероприятий, которые помогут вам не провалиться в яму стыда и отчаяния от полученного резонанса в прессе и общественного недовольства.

Прежде всего, большинство наших благотворительных мероприятий губит глобализм: нам надо всегда событие вселенского масштаба, с привлечением знаменитостей, в дорогом зале и плюс фуршет для избранной публики с черной икрой. Такие мероприятия больших средств не приносят, зато приносят дурную славу и долго не сходящее недоверие к организаторам, возникающее даже в том случае, когда сомнений в честности и порядочности их намерений изначально не возникало.

Нормальное благотворительное мероприятие не исключает присутствия звезд, но при его организации должно соблюдаться одно золотое правило: количество потраченных на само мероприятие средств (пусть даже и спонсорских) и количество собранных в результате мероприятия не должно превышать один к трем. Получается, вы затратили на организацию благотворительного концерта 2 тысячи долларов, а получили в виде дохода от продажи билетов, спонсорских взносов и сбора ящика — 6 тысяч. Такое мероприятие можно считать хорошо проведенным и эффективным. Баланс один к двум или один к полутора можно тоже с натяжкой считать относительным успехом. Но считать успехом ситуацию (к сожалению, весьма типичную), когда на благотворительный бал тратится сто тысяч долларов, а чистая «прибыль» составляет 10 000 — просто безумие!

Таким образом, трезвое сдерживание своих стремлений к глобализму и максимальное удешевление самого мероприятия — ключи вашего успеха. Удешевить мероприятия можно с помощью добровольцев, а так же расширив сами представления о том, что же можно назвать мероприятием по сбору средств.

Как правило, большинство организаций используют в качестве благотворительных мероприятий концерт, театральный спектакль, выставку или другого типа дорогие постановочные шоу, а также соревнования с участием профессионалов. Но ведь можно на ближайшей поляне или городской площади запустить воздушный шар в пользу местного хосписа. Можно призвать рокеров устроить заезд против наркотиков или экологический поход через несколько регионов со сбором средств на спасение бурых медведей в каждом попадающемся на пути населенном пункте.

Ключ в том, что такие зрелища — на улице, в поле — привлекают по большей части простой народ. А наша жажда достать богатых и вера в то, что только они и способны нас поддержать, загоняет нас в дорогие элитные клубы и на не менее помпезные концертные площадки. При этом на «народное» мероприятие при поддержке добровольцев вы потратите мизерные средства, а соберете ничуть не меньше, если и не больше, чем с толстосумов. Подумайте, чего вы хотите добиться: сомнительной славы или наполненного бюджета?

Фандрайзинговое мероприятие при этом также должно соблюдать золотые правила сбора средств: ясность целей, на которые вы собираете деньги и конкретность результатов.

Еще один важный момент: не смешивайте котлеты с мухами. То есть, при планировании мероприятия не пытайтесь реабилитировать детей или накормить зверей и одновременно устроить шоу. Далеко не всегда это получается хорошо. Только в маленьких или растянутых во времени и пространстве (экологический поход) мероприятиях оправданы такие дополнительные цели как реабилитация детей-инвалидов путем вовлечения их в проект или, например, выставка бездомных собак для поиска хозяев и сбора средств на приют. Самое главное в таком случае, чтобы и дети, и собаки чувствовали себя нормально на вашем мероприятия, а не ощущали себя экспонатами музея восковых фигур.

Наши рекомендации