Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи.

Задание 3

1- Б 2- Г 3-Б 4-А 5- Г 6-А 7- Б 8-В 9-Б 10-Б

Билет 4

1. Ссудный процент- это экономическая категория, представляющая собой цену ссуженной во временное пользование стоимости.

Формы ссудного процента:

Ÿ В зависимости от формы кредита:

-коммерческий,

-банковский,

-по государственному кредиту,

-по международному кредиту,

-по потребительскому кредиту,

-по лизинговым сделкам

Ÿ В зависимости от вида операций кредитных учреждений:

- учетный по вексельным операциям,

- депозитный ,

- по ссудам,

- по МБК,

- по долговым ценным бумагам

Ÿ В зависимости от вида инвестиций с использованием кредита:

- по кредитам в оборотные средства,

- по инвестициям в основные средства,

- по инвестициям в ценные бумаги.

Ÿ В зависимости от сроков кредитования:

- по краткосрочным ссудам,

- по среднесрочным ссудам

- по долгосрочным ссудам

2. Финансовая политика - это совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, исполнение которых на макро-и микроуровне в конечном итоге призвано обеспечить формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

Признаки эффективности финансовой политики

1. Уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации

2. Имущественное положение и финансовое состояние организации

3. Управление структурой капитала организации.

4. Политика привлечения новых финансовых ресурсов

5. Управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом).

6. Управление оборотными средствами.

7. Управление финансовыми рисками.

8. Системы бюджетирования и бизнес-планирования.

9. Система безналичных расчетов организации.

Финансовая политика в России

В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства, и вся перспектива экономического роста отдается "на откуп" частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией. Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.

Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.

Российскую финансовую политику необоснованно подводить и под монетаризм в его "милтоновском" понимании. Между российской денежно-кредитной политикой и в целом финансовой политикой есть, конечно, нечто общее с идеями известного американского профессора, идеолога монетаризма М. Фридмэна, однако в существенных чертах она отходит от современного западного монетаризма.

В России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.

Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается.

Тест

1) г

2) в

3) а

4) б

5) г

6) в

7) б

8) а,б

9) а,б

10) а

Билет 5

· 1. Под границами кредита понимаются верхние и нижние пределы кредитования экономики страны (суммарная потребность в кредитах), в рамках которых имеет место стабильный рост экономики и доходов населения.

o Макроэкономические – определяется соотношение между потребностями экономики в кредитных ресурсах и возможностью их предоставления в данной экономической ситуации

o Микроэкономические – зависят от интересов и возможностей сторон, участвующих в кредитных отношениях

· Факторы, определяющие макроэкономические границы кредита

o Налоговая политика государства, влияющая на объем временно свободных средств у кредитора и возможность возврата ссуды заемщиком

o Денежно-кредитная политика центрального банка, процентной ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов, объема рефинансирования коммерческих банков и кредитования государства, экономических нормативов деятельности банков.

· Факторы, определяющие границы кредита на микроуровне

o Возможности и заинтересованность кредитора в предоставлении ссуды

o Способности заемщика своевременно и в полной сумме погасить кредит и проценты по нему

2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

В реальной жизни финансовые отношения действуют в конкретных организационно-правовых формах, которые образуют финансовый механизм.

Финансовый механизм – совокупность конкретных организационно-правовых форм финансовых отношений или совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов, способы их количественных определений.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, организаций и домохозяйств. Используя различные элементы финансового механизма, экономические субъекты стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Благодаря слаженному функционированию всей совокупности элементов финансового механизма осуществляется формирование финансовых ресурсов, их движение в процессе распределения и использования на макро- и микроуровне, дается оценка величины финансовых ресурсов и определение иных количественных параметров, связанных с их функционированием.

Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются: объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства; соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений; взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

К финансовому механизму относят также конкретные методы управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Тест

1) б

2) б

3) а,д

4) в

5) г

6) Б

7) А

8) А

9) А,б

10) А,б

Билет 8

1.

Денежная масса –это совокупный объем денежных средств, который на данный момент находится в обращении и принадлежит разным экономическим субъектам.

Денежный агрегат- это часть денежной массы, представленная определенной совокупностью денежных активов сгруппированных по убыванию степени ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.

Национальное определение денежной массы- через агрегат М2, что означает совокупность денежных средств в валюте РФ, предназначенный для оплаты товаров и услуг, а так же для целей накопления финансовыми (кроме кредитных) и не финансовыми организациями и физическими лицами-президентом РФ.

M2- сумма денег в обращении и безналичных средств.

М0-наличные деньги в обращении, а именно- это наибольше ликвидная часть денежной массы доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Данный агрегат включает банкноты и монеты в обращении.

В показатель М2 в национальном определении не включают депозиты в иностранной валюте.

Денежная база характеризует денежно-кредитные обязательства банка России в национальной валюте , которые обеспечивают рост денежной массы.

Денежная база не является денежным агрегатом, а представляет собой основу для формирования агрегата.

Денежная база-это деньги повышенной эффективности.

В составе денежной базы в широком определении, все средства учитываются только в национальной валюте.

Структура денежной базы:

1. наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций;

2. обязательные резервы;

3. обязательства банка России по обратному выкупу ценных бумаг;

4. средства резервирования по валютным операциям, внесенные в банк России.

Особенности денежной массы в России:

- высокий удельный вес наличных денег;

- используется в качестве агрегатов банковских счетов в соответствии с гражданским кодексом РФ;

- низкий удельный вес срочных вкладов в составе денежных агрегатов;

- косвенный учет иностранной валюты м структуре денежной массы для анализа уровня долларизации экономики и учета инфляционных ожиданий;

- в России существует М(показатель широкие деньги) он отражает уровень долларизации Российской экономики.

М= М2+ средства в иностранной валюте на банковских счетах+ иностранная валюта на руках у населения(ориентировочно).

2.

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров.

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса; федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, отчетности о его исполнении; разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами; финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени; налоговой политики; валютной политики; политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров; избежания двойного налогообложения доходов и имущества; регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка; финансовых взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми организациями; эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации; управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации; регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности; регулирования аудиторской деятельности.

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает: порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации; формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации; порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации; порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами государственными (муниципальными) учреждениями; порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности; требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества; порядок обеспечения территориальными органами Федерального казначейства наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым в установленных законодательством Российской Федерации случаях открыты в территориальных органах Федерального казначейства.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) и Федерального казначейства (Казначейства России). Министерство финансов Российской Федерации самостоятельно не осуществляет функции по осуществлению финансового контроля. Эти функции закреплены за подведомственными федеральными службами.

1 в

2 в

3 в

4 б

5 а,г

6 в

7 в

8 б

9 б

10 в

Билет 9

Задание 1. Понятие инфляции, ее типы и виды. Методы борьбы с инфляцией.

Инфляция – процесс обесценения денег, выражающийся падением их покупательной способности, вызываемым повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

В зависимости от причин, которые преобладают, различают два типа инфляции:

1. Ин­фляция спроса возникает при избыточном спросе. Спрос на това­ры больше предложения возникает потому, что производство не в состоя­нии удовлетворить потребности населения. Такой избыток спроса ведет к росту цен. Инфляция спроса обусловлена:

1) милитаризацией экономики и ростом военных расходов;

2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга;

3) кредитной экспансией банков;

4) притоком иностранной валюты в страну;

Наблюдается, когда рост уровня цен про­исходит под влиянием общего роста совокупного спроса.

2. Инфляция издержек производства возникает по причинам:

1) снижения роста производительности труда за счет структурных колебаний или изменений в производстве;

2) появления новых видов услуг с большим удельным весом зарпла­ты;

3) повышения роста зарплаты при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов;

4) высоких косвенных налогов, включаемых в цену товаров, повы­шающих общий уровень издержек.

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают следующие виды инфляции (оценивается с помощью индекса цен по «рыночной корзине»):

  • ползучую (умеренная) – ежегодные темпы 3-4 %:
  • галопирующую – ежегодные темпы 10-50 % (до 100 %);
  • гиперинфляцию – свыше 1000 %, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

По форме проявления инфляции различают:

1. Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.

2. Подавленная (скрытая) инфляция имеет место, когда цены устанавливает государство. Главная форма проявления скрытой инфляции - дефицит товаров.

Основными формами борьбы с инфляцией:

1. Денежная реформа за­ключается в полном или частичном преобразовании денежной системы, проводимом государством для упорядочения и укрепления денежного обращения, и осуществляется различными методами в зависимости от экономическо­го положения страны, степени обесценения денег и политики государства.

Методы денежной реформы:

- Нуллификация означает полную ликвидацию из обращения действующих денежных знаков, а реставрация – напротив, восстановление этих знаков в обращении.

- Деноминация имеет меньшее значение и заключается в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению.

- Девальвация –такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.

3. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Эффективными считаются два основных пути такой политики:

а. Дефляционная политика предусматривает регулирование денежно­го спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем сниже­ния государственных расходов, повышения процентных ставок на кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Но такая по­литика должна замедлять экономический рост.

б. Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Однако ее осуществление способно вызвать социальные противоречия.

Задание 2. Финансовый прогноз: сущность, сфера применения, виды, организационный и временной аспекты.

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п.

Финансовые прогнозы в зависимости от периода прогнозирования могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5-7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет). В зависимости от способа представления показателей финансовые прогнозы бывают точечные и интервальные. В зависимости от сценария развития территориального образования, субъекта хозяйствования финансовые прогнозы могут быть оптимистическими, реалистическими и пессимистическими.

В России на общегосударственном и территориальном уровнях краткосрочные финансовые прогнозы составляются в форме сводного финансового баланса Российской Федерации и среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов.

Задание 3.

1. А

2. А

3. Б

4. В

5. Б

6. В

7. А

8. А

9. АБВГ

10. БВГ

Билет 10.

  1. Денежная система, ее элементы

ДС можно рассматривать в двух аспектах:

1) С точки зрения функционального аспекта, под ДСпонимается упорядоченная совокупность денежных отношений, форм, методов и принципов организации денежного обращения в стране или в едином экономическом пространстве.

2) С точки зрения институционального аспекта, ДС - это совокупность институтов, которые организуют и регулируют денежные отношения в стране или в рамках общего экономического (глобального) пространства.

Функции ДС: 1) эмиссионная. 2) регулирующая. 3) контрольная.

Элементы ДС.

1) Базовый (фундаментальный) блок ДС:

2) Управленческий блок ДС :

3) Инфраструктурный блок

Классификация денежных систем (1).

Тип ДС – определяется формой функционирующих денег (используемый денежный материал называется валютным):

• товарные ДС (обусловлены природной средой обитания),

• металлические ДС,

• неметаллические (фидуциарные) ДС (неразменных кредитных денег).

Национальная денежная система (элементы):

1.Национальная валюта

2.Условия конвертируемости национальной валюты, то есть ее обмена на иностранные валюты; в связи с этим различают:

· Свободно конвертируемые валюты, которые без ограничений обмениваются на иностранные валюты

· Частично конвертируемые валюты

· Неконвертируемые валюты

3.Режим валютного паритета - соотношение между двумя валютами

4.Режим валютного курса

5.Наличие или отсутствие валютных ограничений

6.Регулирование международной валютной ликвидности страны, отражающей ее способность погашать внешний долг страны

7.Регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов

8.Режимы валютного рынка и рынка золота

9.Статус национальных органов, регулирующих валютные отношения (ЦБ, министерство финансов, специальные органы)

  1. Финансовый контроль: сущность, задачи, сферы применения, виды, формы и методы

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

За сферу государственного финансового контроля выходитфинансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самими владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов.

Контроль является одной из основных функций процесса управления и осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро– и микро– уровнях.

Основными задачами финансового контроля являются:

· обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы;

· создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования;

· обеспечение результативности финансовой политики государства;

· предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

Исходя из субъектов, осуществляемых финансовый контроль, традиционно выделяют такие виды контроля, как государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контрольохватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ассигнований, а также целесообразности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ведомственный (внутриведомственный) контроль.

Общегосударственный финансовый контрольпроводится президентом, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Главной целью общегосударственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе мобилизации и расходования государственных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, федеральных служб за деятельностью подотчетных им территориальных органов и учреждений.

Негосударственный финансовый контроль включает: аудиторский контроль, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудиторская деятельность) представляет собой деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями и аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Внутрихозяйственный контроль — это внутренний контроль,осуществляемый специальными подразделениями, предусмотренными управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также внутренними ревизорами и ревизионными службами.

Под общественным контролем понимают: в широком смысле — контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, то есть, без участия специальных государственных контрольных органов. Как правило, общественный контроль осуществляется на безвозмездной основе.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный (банковский) контроль, контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и другие виды.

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово–хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно–финансовым вопросам. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово–хозяйственных операций. Например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассовых расходов бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово–хозяйственных операций. Он отличается более глубоким изучением объекта контроля. Последующий контроль, например, осуществляется: в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов; аудиторская проверка, осуществляемая по результатам финансово–хозяйственной деятельности юридического лица за очередной финансовый год.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят: проверку, ревизию, надзор, другие методы.

Проверка — это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово–хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово–хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется, за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования).

Важнейшим направлением совершенствования всех видов финансового контроля является повышение его эффективности.Необходимо разработать систему качественных и количественных показателей, которая позволит оценить эффективность формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также оценить эффективность деятельности контрольных органов.

Тесты:

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. А
  5. Б
  6. 1 – А 2 – Б 3 – В
  7. А
  8. Б
  9. В
  10. А

Билет 11

Наши рекомендации