Глава двадцать третья простое воспроизводство
Какова бы ни была общественная форма, которую приобретает процесс производства, он должен быть непрерывным, или, что то же самое, он должен периодически проходить одни и те же фазы. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Следовательно, всякий процесс общественного производства, рассматриваемый не в своем изолированном аспекте, а в потоке своего непрерывного возобновления, есть в то же время процесс воспроизводства.
Условия производства суть также условия воспроизводства; Общество не может воспроизводить, т. е. непрерывно лроизводить, не превращая непрерывно часть своих продуктов в средства производства, в элементы новых продуктов. При прочих равных условиях, оно может поддерживать свое богат-
Фрагменты из французского издания i t. «капитала»] 193
ство на неизменном уровне, лишь замещая средства труда, сырье, вспомогательные материалы, одним словом, средства производства, потребленные в течение, например, одного года равным количеством других предметов того же рода. Следовательно, эта часть годового продукта, которую необходимо регулярно выделять для постоянного включения снова и снова в процесс производства, принадлежит производству. Предназначенная с момента своего появления для производительного потребления, она состоит большей частью из таких вещей, самый способ существования которых делает их непригодными в качестве средств личного потребления.
Если производство имеет капиталистическую форму, то и воспроизводство будет иметь такую же форму. Здесь процесс труда служит средством создания прибавочной стоимости; он служит средством воспроизводства или увековечения капитала, т. е. стоимости, воспроизводящей авансированную стоимость.
Характерная экономическая роль капиталиста присуща данному лицу только потому, что его деньги функционируют как капитал. Если в этом году, например, он авансирует 100 ф. ст., превращает их в капитал и извлекает 20 ф. ст. прибавочной стоимости, то он должен будет повторить ту же самую операцию и в следующем году.
Как периодическое приращение авансированной стоимости, прибавочная стоимость приобретает форму дохода, возникающего из капитала х).
Если капиталист применяет свой доход исключительно как фонд потребления, периодически расходуя его и получая, то при прочих равных условиях будет иметь место простое воспроизводство, или иначе говоря, капитал будет функционировать, не увеличиваясь. Периодически возобновляющийся процесс производства будет проходить в определенный промежуток времени те же самые фазы, но он будет всегда повторяться в том же самом масштабе. Тем не менее эта повторяемость или непрерывность придает ему определенные новые черты или,
Ч «Но эти богатые, которые потребляют продукт труда других,могут его получить только путемобмена. Если они,однако, свое приобретенное инакопленное богатство отдают в обмен на новые продукты, являющиеся предметом ихприхоти, то создается впечатление, что они вскоре исчерпают свои запасные фонды; онисовсем не работают, говорили мы, они даже не могут работать; полагали поэтому, что ихстарые богатства будут уменьшаться с каждым днем и что когда у них ничегоне останется, им нечего будет предложить в обмен рабочим, которые работают исключительнона них... Но в [совремеввом] общественном строе богатство приобрелоспособность воспроизводиться посредством чужого труда, без участия в нем собственника.Богатство, подобно труду и при помощи труда, каждый год доставляет плод, которыйкаждый год можно уничтожить, не делая богатого менее богатым. Этот плод естьдоход, возникающий из капитала» (SUmondi, Nouveaux Principes d'Économie Politique.Paris, 1819, t. I, p. 81, 82 [Русский перевод, том I, стр. 181, 182]).
К. МАРКС
точнее говоря, устраняет те черты, которые кажутся характерными для него, если его рассматривать как единичный акт.
Сначала рассмотрим часть капитала, авансированную на заработную плату, или переменный капитал.
Прежде чем начать производить, капиталист покупает на определенное время рабочую силу и возобновляет эту сделку по истечении обусловленного срока, после определенного периода производства, через неделю, месяц и т. д. Но он платит только после того, как рабочий уже функционировал и прибавил к продукту как стоимость своей собственной рабочей силы, так и известную прибавочную стоимость. Следовательно, кроме прибавочной стоимости, фонда потребления капиталиста, рабочий произвел фонд для своей собственной оплаты, переменный капитал, произвел его раньше, чем этот последний возвращается к нему обратно в форме заработной платы, и он имеет работу лишь до тех пор, пока продолжает его воспроизводить. Отсюда формула экономистов (см. гл. XVII), изображающая заработную плату как долю готового продуктах). Действительно, известная доля товаров, которые рабочий постоянно воспроизводит, постоянно к нему возвращается в форме заработной платы. Разумеется, эта часть выплачивается ему деньгами, но эти деньги есть лишь форма стоимости [figure — valeur] товаров.
В то время как рабочий занят превращением в новый продукт части средств производства, продукт его прошлого труда обращается на рынке, где он превращается в деньги. Следовательно, его сегодняшний труд или его труд в будущем полугодии оплачивается за счет той части труда, которую он выполнил на прошлой неделе или в прошлом полугодии.
Иллюзия, создаваемая обращением товаров, сразу же исчезает, как только мы вместо отдельного капиталиста и его рабочих станем рассматривать класс капиталистов и класс рабочих. Класс капиталистов регулярно выдает классу рабочих в денежной форме векселя па известную часть продуктов, произведенных рабочими и присвоенных капиталистами. Класс рабочих столь же регулярно возвращает эти векселя классу капиталистов для получения некоторой части своего собственного продукта. Товарная форма продукта и денежная форма товара маскируют эту сделку.
1> «Заработную плату... точно так же, как п прибыль, следует рассматривать всегдакак долю готовогопродукта» {Ватту. An Essay on the distribution of wealth. Edinburgh,1830, p. 142).«Доля продукта, причитающаяся рабочему в форме заработнойплаты и т. д.»(Л Mill. Élémens d'Économie Politique. Traduits de l'anglais par Parisot. Paris, 1823, p. 34).