Активизация инвестиционной деятельности как условие устойчивого экономического роста страны.
Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.
Для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны необходимы дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. Также следует продолжить привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений; развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров; развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве; привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности. В соответствии с принятыми программами создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства в его долгосрочной перспективе.
Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. В настоящее время банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов:
- остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность (степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений);
- падение доходности на финансовых рынках уменьшает возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение;
- уход государства из инвестиционной сферы в целом негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма «запуска» инвестиций;
- большинство предприятий не готовы к принятию инвестиций (боязнь ответственности).
Необходимо принятие сбалансированного комплекса мер, позволяющих запустить механизм инвестиций. Реализация этих мер должна вестись по трем направлениям
- активизация роли государства в обеспечении инвестиционного проекта - развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей доли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности;
- создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности;
- законодательное закрепление условий, благоприятствующих инвестициям.
Максимальный эффект от привлечения иностранных инвестиций на белорусские предприятия возможен в процессе структурной перестройки.
Увеличение инвестиционной активности в белорусской экономике путем повышения эффективности национальной финансовой сферы может происходить по следующим направлениям:
- снижение темпов инфляции, зависимости белорусских финансов от мировой конъюнктуры (прежде всего от цен на нефть) и стабилизации динамики обменного курса, способствующие снижению процентных ставок, большей доступности для предприятий банковского кредита;
- повышение международных кредитных рейтингов Беларуси, способствующее расширению объема привлекаемых внешних кредитов и одновременному снижению их стоимости, а также существенному увеличению иностранных прямых инвестиций;
- проведение банковской реформы, нацеленной на увеличение совокупных банковских активов, объема и спектра предоставляемых банковских услуг, расширение посреднической инвестиционной деятельности коммерческих банков, повышение квалификации управляющего персонала, снижение стоимости банковских пассивов;
- восстановление и дальнейшее развитие белорусских финансовых рынков, позволяющие структурировать действующие процентные ставки с учетом рисков и ликвидности обращающихся финансовых инструментов, расширить рынок облигаций.