Оформление аудиторского заключения 1 страница
К оформлению аудиторского заключения предъявляют следующие требования. Оно должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом, проводившим аудит (возглавлявшим проверку). Подписи должны быть скреплены печатью. К аудиторскому заключению должна быть приложена проаудированная финансовая (бухгалтерская) отчетность с указанием даты, подписанная и заверенная печатью аудируемого лица. Все листы аудиторского заключения и приложенная финансовая отчетности аудируемого лица должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.
Вопрос 2: Аудит операций с нематериальными активами. Типичные нарушения в учете операций с нематериальными активами.
Основные нормативные документы.
Внешняя информация:
- ФЗ о БУ № 129-ФЗ
- ПБУ 14/07 «Учет НМА»
- план счетов и инструкция по его применению
- положение по БО № 34н
- приказ о формах БО № 66н
- пояснения, письма, комментарии Минфина
Внутренняя информация:
- УП
- БО
- регистры БУ по счетам 04, 05, 08, 20, 25, 26, 91
- приказы об инвентаризации
1. На ознакомительном этапе аудита оформляется запрос документов, необходимых для проведения аудита НМА за проверяемый период. В случае отсутствия или непредставления аудируемым лицом запрашиваемых документов организация должна объяснить причину. Проводится тестирование системы контроля, что включает проверку соответствия положений УП общества законодательству РФ; проверку соответствия фактически применяемых способов УП и проверка результатов инвентаризации НМА, проведенной аудируемым лицом. Результаты тестирования отражаются в рабочем документе аудитора. По данной процедуре аудитор должен сделать выводы по тестированию. На ознакомительном этапе аудитор проводит аналитические процедуры (формирование выборки для дальнейшей детальной проверки, проверка некорректных корреспонденций), сверку данных аналитического и синтетического учета, а также данных, содержащихся в БО.
2. На основном этапе аудитор проводит процедуры по существу:
1) проверяет правильность осуществления, оформления и отражения в учете операций по приобретению, созданию НМА (04,08)
2) проверка правильности осуществления, оформления и отражения в учете операций по выбытию НМА (04,05,91,62,76)
3) проверка порядка списания и определение СПИ НМА
4) проверка операций по начислению амортизации по НМА
5) анализирует представление и раскрытие информации о НМА в БО
3. На заключительном этапе аудитор составляет пакет рабочих документов, формирует часть аудиторского отчета и формирует мнение по результатам проверки данного участка.
К наиболее типичным можно отнести следующие ошибки:
- неправомерное включение хозяйственных средств в состав нематериальных активов объектов учета (например, принятие к учету материальных носителей с результатами интеллектуальной деятельности, неисключительных прав на пользование результатами интеллектуальной деятельности)
- неправильное формирование первоначальной стоимости объектов нематериальных активов
- необоснованное определение срока полезного использования нематериального актива
- неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов
- отсутствие первичных документов или оформление их с нарушением установленных требований
- отсутствие аналитического учета
- не проводится инвентаризация нематериальных активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности либо не соблюдаются сроки проведения инвентаризаций, установленные положениями учетной политики
- результаты инвентаризации не оформляются соответствующей унифицированной документацией; несвоевременно отражаются результаты инвентаризации в годовой бухгалтерской отчетности
- отнесение на себестоимость продукции амортизационных отчислений по объектам нематериальных активов, используемым в непроизводственной сфере и учет их в расходах для целей налогообложения;
- нарушения методологии отражения операций выбытия нематериальных активов;
-отражение налоговых вычетов по НДС по неоплаченным и не принятым к учету объектов нематериальных активов;
- неначисление и неправильное определение НДС при реализации нематериальных активов и передаче по договору дарения;
- неудержание налога на доходы физических лиц при приобретении объекта нематериальных активов и др.
Билет № 8
Вопрос 1: Действия аудитора при выявлении искажения бухгалтерской отчетности и оценка последствий выявления искажений.
Особенности действий аудитора при выявлении искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности:
1) при наличии у проверяемого субъекта факторов внутрихозяйственной деятельности, увеличивающих риск искажений, следует заранее (при планировании) усилить разработку процедур аудита соответствующих объектов и участков учета;
2) в случае выявления искажений аудиторская фирма должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях;
3) аудитор должен скорректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости:
• от видов нарушений, ведущих к появлению искажений,
• степени их существенности,
• риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений;
4) в случае вывода о более низкой (чем предполагалось ранее) способности СВК препятствовать появлению искажений аудиторская фирма должна пересмотреть свою предыдущую оценку надежности СВК и уточнить объем и характер аудиторских процедур;
5) выявленные в процессе аудита факты искажений нужно подробно отразить в оформленной в установленном порядке рабочей документации аудиторской фирмы;
6) аудиторская фирма должна включать сведения о выявленных искажениях финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторское заключение при проведении обязательного аудита или в отчет аудитора при проведении инициативного аудита разной целевой направленности.
Вопрос 2: Аудит затрат на производство продукции. Типичные нарушения.
При оценки правильности учета отдельных вопросов формирования затрат аудитор руководствуется следующими документами:
1.ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
2. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;
4. Отраслевые инструкции по учету затрат на производство.
Цель аудита учета затрат на производство - установление обоснованности формирования и правильности учета издержек производства.
В процессе проверки затрат на производство аудитором необходимо решить следующие задачи:
- оценить обоснованность применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
- подтвердить достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;
- оценить качество инвентаризаций незавершенного производства;
- произвести арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство;
- подтвердить правильность включения в себестоимость отдельных видов затрат, в том числе нормируемых:
- проверка неизменности выбранных в учетной политике схем и методов учета затрат и способов калькулирования себестоимости;
- проверка соблюдения временного фактора отнесения некоторых затрат на фактическую себестоимость;
- оценка качества инвентаризации незавершенного производства (сальдо 20 сч.) и распределения фактической себестоимости между незавершенным производством и себестоимостью готовой продукции;
- проверка обоснованности, целесообразности и правомерности включения в затраты стоимости материалов, оплаты труда, амортизации, отчислений на социальные нужды, косвенных расходов и т.д.;
- подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- изучается порядок учета и списания затрат на производство;
- проверка правильности отражения в отчетности информации о затратах.
Типичные ошибки, выявляемые в ходе проверки затрат на производство:
- несоответствие применяемого метода учета затрат, зафиксированному в учетной политике;
- неправильное формирование расходов по бартерным (товарообменным) сделкам;
- расходы организации не соотнесены с доходами;
- неправильная оценка остатков незавершенного производства;
- неправильное разграничение расходов по отчетным периодам;
- необоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат;
- неправильное отражение в учете нормируемых расходов.
- нарушения, допущенные при оформлении первичных документов;
- нарушение методологии учета (неверно составленные корреспонденции счетов).
Билет № 9
Вопрос 1: Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
Аудит в условиях компьютерной среды регламентируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Аудит в условиях компьютерной обработки данных».
При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных (КОД) сохраняются цель аудита и основные элементы его методологии. Наличие среды КОД существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета экономического субъекта и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.
Использование технических средств приводит к изменению отдельных элементов организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
- для проверки хозяйственных операций, наряду с традиционными первичными учетными документами, используются и первичные учетные документы на машиночитаемом носителе;
- постоянные нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях информации;
- вместо традиционных ручных форм счетоводства может применяться форма учета, ориентированная на прогрессивные методы формирования выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и систематического с хронологическим, а также повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации.
Экономический субъект обязан предоставить аудиторской организации необходимый доступ к системе КОД. Невыполнение (неполное выполнение) этого условия является ограничением объема аудита в системе КОД, вследствие чего аудиторская организация может потребовать предоставления необходимых ей документов на бумажных носителях информации.
Аудитор должен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросы организации обработки учетных данных в системе КОД экономического субъекта.
Аудитор должен оценить и оформить рабочим документом возможности компьютерной системы: гибкость реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения; формирование бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности; осуществление аналитических процедур; расширение функций.
Аудитор должен оценивать квалификацию бухгалтерского персонала в области КОД.
При составлении общего плана аудиторской проверки каждый этап планирования должен быть уточнен с учетом влияния на процесс аудита применяемых экономическим субъектом информационных технологий и системы КОД. Уровень автоматизации обработки учетной информации должен быть учтен при определении объема и характера аудиторских процедур.
Аудитор проверяет соответствие применяемых алгоритмов требованиям нормативной документации по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности по основным автоматизированным расчетам экономического субъекта.
Аудитору необходимо убедиться в том, что информационная база внутри компьютера обеспечивает сохранность информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование информации, ограничение несанкционированного доступа к ней. Актуальность данных (т.е. их соответствие изменившимся условиям хозяйственной жизни) обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления.
Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в системе КОД экономического субъекта в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета экономического субъекта. Аудитор имеет возможность применять их, их копии (в том числе фотокопии) в качестве рабочей документации аудита, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками, специальными символами.
Рабочие документы, формирующиеся в процессе аудита в условиях КОД и существенно отличающиеся от обычных рабочих документов (например, документы, подготовленные на машинных носителях), могут храниться в аудиторской организации обособленно в архиве аудиторских файлов на машинных носителях.
В условиях использования экономическим субъектом системы КОД повышается эффективность и надежность такой аудиторской процедуры, как проверка арифметических расчетов экономического субъекта.
Аудитору необходимо убедиться в том, что:
- регистры учета, формируемые системой КОД, соответствуют данным первичного учета;
- наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни;
- отсутствуют несанкционированные изменения программного обеспечения, а санкционированные изменения документированы, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.
В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машинно-ориентированных и (или) ручных процедур.
Основная задача аудита автоматизированных систем учета — проверка достоверности учетной машинной информации. При ведении автоматизированного учета на основе персональных компьютеров основной проблемой является разделенность баз данных и несовершенность способов передачи информации вследствие различных причин (обрывов сеансов модемной связи, нарушения целостности магнитного слоя на ГМД и т.д.). В связи с этим базы данных различных компьютеров могут быть взаимно некорректными. Подобная некорректность может стать следствием и умышленных действий.
Особенно важны сверка учетной информации компьютеров с данными первичных документов, а также правильность выведения итогов, выдаваемых машинами.
В случае выявления несоответствий участков баз данных необходимо принять меры, чтобы выяснить их причины и получить правильную информацию. Следует учитывать, что такие искажения могли стать следствием умышленных действий.
Любые распечатки, сделанные без участия аудитора, необходимо проверять на достоверность, потому что ряд подпрограмм вывода информации на экран компьютера предполагает формирование последней из полученных на экране выходных форм данного типа в формате текстового файла. Например, при получении отчета на экране типа «Оборотно-сальдовая ведомость за июнь» одновременно в программе формируется файл типа «Oborot s. txt», где содержится выводившаяся на экран информация, подлежащая любой возможной корректировке.
На предприятиях, имеющих штат программистов, могут быть созданы собственные экспертные системы для принятия самостоятельных решений, анализирующие ситуации и способные давать вполне определенные рекомендации. Необходимо выяснить логику и принципы построения таких систем.
Вопрос 2: Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. Типичные нарушения
Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.
При этом решается комплекс задач:
1) подтверждение системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;
2) подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
3) установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;
4) проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
5) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.
Информационная база аудита
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
- локальные документы организации, регулирующие вопросы трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, оплаты труда и материального поощрения. К ним относятся коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании и материальном стимулировании, правила внутреннего распорядка, штатное расписание;
- по учету кадров: №Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»
Этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Проверка внутренних нормативных документов организации подтверждает соблюдение действующих норм и правил трудового законодательства, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Однако для подтверждения правильности документального оформления расчетов, ведения аналитического и синтетического учета, достоверности задолженности по расчетам с персоналом по оплате труда необходимо проведение детального исследования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетных операций. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда включает ряд последовательных этапов.
Аудитор осуществляет контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета. Он заключается в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
Такой учет бухгалтер осуществляет в табеле учета рабочего времени (форма № Т-13). Проверяют табели на соответствие типовой форме, отметки о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время, отметки о фактически отработанном времени и днях в месяце.
Далее необходимо проверить правильность начисления заработной платы по расчетно-платежной ведомости, расчетным листкам, лицевым счетам. При этом, помимо подтверждения основного заработка, аудитор должен подтвердить обоснованность выплат работнику и проверить наличие оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам, например, наличие справки-расчета бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда, приказов руководителя о премировании, заявлений и приказов руководителя о выдаче материальной помощи и т.д.
Правильность начисления заработной платы за отработанное время аудитор устраняет при взаимной сверке данных с табелем учета рабочего времени. Все документы по начислению заработной платы проверяются следующим образом: наличие необходимых форм и видов документов, соответствие их унифицированным формам и правильность заполнения документов, обоснованность начислений заработка, правильность арифметических расчетов. При этом арифметическая проверка правильности начисления заработной платы осуществляется как по каждому работнику, так и общему фонду оплаты труда за месяц.
На следующем этапе аудита проводится контроль за правильностью начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется выборочным способом. Аудитор проводит следующие процедуры:
1) наличие документального подтверждения начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, больничные листы);
2) соблюдение законности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством и Трудовым кодексом РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
3) документальная проверка начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (наличие листков нетрудоспособности, расчет отпускных и их оформление);
4) арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).
В процессе аудита расчетов по оплате труда осуществляется проверка удержаний из заработной платы:
- обязательных удержаний из заработной платы (начисление налога на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам);
- удержания по инициативе работника (профсоюзные взносы, удержания сумм по кредитам, ссудам, удержание материального ущерба и т.д.).
При проверке обязательных удержаний из заработной платы аудитор устанавливает обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, а так же является ли работник штатным работником или работает по совместительству. Определяются наличие других удержаний из заработной платы и правильность расчета суммы налога на доходы физических лиц с дохода работника. При этом следует помнить: другие удержания из дохода работника не уменьшают налогооблагаемую базу по НДФЛ.
Аудитор проверяет соблюдение исчисления налогооблагаемого дохода, в соответствии с которым работник имеет право на налоговые вычеты, а также устанавливает своевременность перечисления НДФЛ. В соответствии с действующим законодательством налог должен быть уплачен в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов организации в банке на счета работников.
Следующим этапом аудита является проверка правильности расчета суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику после удержаний. Для этого в расчетно-платежной ведомости выборочным путем аудитор рассчитывает суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработка общей суммы удержаний. Сумма в расчетно-платежной ведомости сопоставляется с суммами к выдаче в платежной ведомости. Для выплаты заработной платы могут оформляться расходные кассовые ордера.
Проводя проверку расчетов, аудитор путем документальной проверки должен установить правильность и обоснованность сумм депонентской задолженности, имеющейся на счетах организации, причины ее невыплат, а также обратить внимание на наличие сумм задолженности, по которой истек срок исковой давности. Такие суммы списываются на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.
На заключительном этапе аудита осуществляется проверка организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Далее осуществляется общая проверка реальности сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в бухгалтерском учете, Главной книге и бухгалтерском балансе.
Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:
- отсутствие обязательных системных документов, связанных с оплатой труда (Положения по оплате труда, Положения по премированию, штатного расписания, приказов, трудовых договоров, трудовых книжек, табелей учета рабочего времени и пр.)
- не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда
- несоблюдение условий труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (непредоставление отпуска или предоставление его менее установленной продолжительности, принуждение к сверхурочной работе, невыплата заработной платы в установленные сроки),
- несоответствие начисленной заработной платы или стимулирующих выплат условиям трудовых договоров, действующих в организации положениям,
- неправильное начисление доплат, установленных Трудовым кодексом,
- неправильное исчисление среднего заработка,
- неправильное исчисление причитающихся работнику компенсаций (в частности за неиспользованный отпуск),
- отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;
- допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);
- ненадлежаще ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.).
Билет № 10
Вопрос 1: Основные этапы аудиторских проверок.
Аудиторская проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
1. Предплановая (преддоговорная) деятельность; - назначение руководителя проверки;
2. Планирование аудита; - утверждение состава рабочей группы;
3. Проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; - проведение аудиторской проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами;
4. Завершение и оформление результатов аудита.
- формирование отчета по результатам аудиторской проверки и его согласование с аудируемым лицом;
- подготовка и утверждение аудиторского заключения;
- внутрифирменный контроль аудиторского заключения и отчета по результатам аудиторской проверки;
- архивирование документов аудиторской проверки.
Вопрос 2: Аудит формирования финансовых результатов и использования.
Целью аудита формирования финансовых результатов прибыли является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия.
В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов:
- установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;
- проанализировать правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;
Так при проверке достоверности конечного финансового результата аудитор должен установить соответствие данных отчета о финансовых результатах с записями Главной книги, журналов-ордеров №№ 11, 16, баланса. Процесс аудита финансовых результатов можно разделить на 3 объекта:
- аудит прибыли (убытка) отчетного периода;
- аудит налогооблагаемой прибыли;
- аудит чистой прибыли.
Проверка обобщающего показателя прибыли (убытка) отчетного периода проводится с целью установления фактов включения в издержки производства не связанных с ним затрат, а также неправильного исчисления прибыли, являющейся объектом налогообложения.
А.Д. Шеремет, выделяет 4 основные группы таких искажений и причин их возникновения:
- искажение прибыли, принимаемое для определения размера платежей в бюджет вследствие необоснованного завышения (занижения) величины материальных затрат, включаемых в себестоимость товаров, продуктов, работ, услуг, неправильной оценке по составлению на конец проверяемого периода остатков НЗП и отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, недостач ТМЦ, РБП и расходов с дебиторами по претензиям;
- включение в издержки производства расходов, покрываемых в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, отражаемых в пассиве баланса;
- искажение финансового результата, принимаемого для определения платежей в бюджет за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли, а также необоснованного завышения операционных и внереализационных доходов путем включения в их состав финансовых результатов от реализации товаров и продукции, прочих операций;
- сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации товаров, продукции на другие балансовые счета.
Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:
- приказ предприятия об учетной политике на отчетный год;
- формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;
- Главная книга;
- журналы - ордера №№1, 2, 11, 15, а также данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.
Аудиторская проверка формирования финансовых результатов начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год.
Второй этап проверки - проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (форма № 2). Необходимо сплошным порядком проверить соблюдение требований положения о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов с учетом последних изменений и дополнений, установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В процессе аудирования контролируют все основные части каждого финансового результата:
- от реализации продукции;
- от продажи ОС и иного имущества;
- от внереализационной деятельности.
В ходе проверки реализации продукции особое внимание уделяется проверке показателей отгрузки по накладным с аналогичными показателями по пропускам на вывоз, т.к. при таких проверках выявляются случаи, когда по пропускам вывозится меньшее (а иногда и большее) количество продукции, чем указано в отгрузочных накладных и платежных документах, однако в бухгалтерском учете отражается по реализации продукции та, что обозначена в отгрузочных накладных, а при внезапной проверке на складе выявляется ее излишек.
Также при проведении аудиторской проверки должно быть правильно оформлены документы и законность списания дебиторской задолженности, потерь от стихийных бедствий, некомпенсируемых потерь в результате пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, штрафов за нарушение, не относящихся к выполнению условий по хозяйственным договорам, сумма сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями.