Тема 6: Принятие управленческих решений.

Информационная система, сформированная в организации при разработке управленческого учета, дает возможность менеджерам принимать обоснованные решения по безубыточности производства, по ассортименту выпускаемой продукции, по ценообразованию, по производству новой продукции, по инвестициям и т.д.

Большинство этих решений основано на анализе соотношения «затраты-объем-прибыль» (CVP), который часто называют анализом безубыточности.

В процессе этого анализа реализуется маржинальный подход к управлению прибылью, который хорошо согласуется с калькулированием усеченной себестоимости (калькулированием в системе «директ-костинг»).

Если модель управления прибылью при традиционном подходе и калькулировании полной себестоимости имеет вид:

Прибыль = К*(Цена – Себестоимость),

где К - количество продукции;

Ц – цена за единицу;

С – себестоимость единицы.

то модель управления прибылью, учитывающая поведение затрат, имеет вид:

Прибыль = В * Квм – Зпост,

где В – чистая выручка;

Квм - коэффициент валовой маржи;

Зпост - постоянные затраты.

Ключевым понятием в анализе безубыточности является валовая маржа (маржинальная прибыль, маржинальный доход, вклад), которая определяется вычитанием из чистой выручки (выручки без НДС, акциз, и другие платежи) переменных затрат. Она представляет собой вклад в бизнес, который фирма должна заработать (изъять из выручки) для покрытия своих постоянных затрат и получения прибыли.

Таким образом, валовая маржа рассматривается, прежде всего, как вклад в покрытие постоянных затрат. И только тогда, когда постоянные затраты уже покрыты (достигнута точка безубыточности), осуществляется вклад в прибыль.

Анализ безубыточности исследует зависимости между такими показателями, как цена единицы продукта, количество продаж, переменные затраты на единицу, постоянные затраты (на весь объём продаж).

Расчет точки безубыточности в натуральном выражении производится по формуле (6.1):

Vбез=Зпост/(Цед-Зпер_ед), (6.1)

где Vбез – объем безубыточности, шт.;

Зпост – суммарные постоянные затраты, руб.;

Цед – цена за единицу продукции, руб.;

Зпер_ед - переменные затраты на единицу продукции, руб.

Точка безубыточности в стоимостном выражении представляет собой произведение объема безубыточности в натуральном выражении и цены за единицу.

В случае необходимости определения объема реализации, при котором предприятие планирует получить заданный размер прибыли, целесообразно воспользоваться формулой (6.2):

Vпр=(Зпост+Пр)/(Цед-Зпер_ед), (6.2)

где Vпр - объем реализации при заданном размере прибыли, шт.

С помощью анализа соотношения «затраты – объём – прибыль» бизнес получает ответы на вопросы:

- какова безубыточность бизнеса?

- как изменится безубыточность, если увеличиваются постоянные затраты при неизменных переменных?

- как изменится безубыточность, если продажную цену можно увеличить?

- сколько нужно продать, чтобы получить заданную величину прибыли?

- как изменится безубыточность, если переменные затраты вырастут?

-какую прибыль можно ожидать в релевантном диапазоне продаж?

и др.

Для принятия решений по ассортименту необходимо, в первую очередь, проводить детальный анализ ассортиментной политики, которыйможет включать в себя:

- анализ выполнения плана по ассортименту;

- анализ рентабельности ассортимента;

- анализ (выделение) наиболее значимых ассортиментных позиций;

- анализ соотношения жизненных циклов товаров.

Принятие решений по установлению цены продажи на продукцию представляет собой одно из ответственейших заданий менеджеров. Разработка научно обоснованной политики цен на реализуемую продукцию, работы, услуги является одной из важнейших задач управленческого учёта.

Практика выработала несколько подходов к установлению цены:

- назначается цена, которая привлекает покупателя.

- используется информация о ценах конкурентов и устанавливается определённая граница цены.

- используется информация о себестоимости, определяется порог рентабельности, величина переменных затрат и маржинального дохода.

Существует два альтернативных подхода к ценообразованию:

1) Затратный (пассивное ценообразование)

продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель

2) Ценностный (активное ценообразование)

покупатель → ценность → цена → затраты → технология → продукт

В рыночной экономике используется наиболее разумный подход – активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая величина средних затрат. В результате организация выходит на желаемый уровень прибыли.

В принятии решений по инновациям (производству новой продукции) выделяют следующие этапы:

1. Получение информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях (из отдела маркетинга, от торговых посредников и т.п.).

2. Отбор информации, касающейся идей нового продукта, определение возможностей практической реализации идей, соответствии новой продукции специализации предприятия.

3. Анализ экономической эффективности новой продукции и разработка программы маркетинга.

4. Организация производства нового продукта.

5. Исследование рынка относительно цены на продукт, выбор каналов реализации и т.д.

6. Принятие решений о запуске нового продукта в производство (массовое, серийное).

Важнейший критерий при принятии решения – это оценка влияния нового продукта на объём реализации как в целом по предприятию, так и других продуктов. Дополнительно учитывается время окупаемости дополнительных затрат (разработка, производство, реклама).

Решения по капитальным вложениям основываются на результатах анализа эффективности инвестиций по следующим показателям:

- норма прибыли;

- чистая дисконтированная стоимость;

- внутренний коэффициент окупаемости;

- учётный коэффициент окупаемости;

- срок окупаемости.

Практическое занятие 15. Тема: Управленческие решения по безубыточности бизнеса.

Вопросы:

1. Формула модели управления прибылью, при калькулировании полной себестоимости.

2. Формула модели управления прибылью, учитывающая поведение затрат.

3. Понятие валовой маржи и её роль в анализе безубыточности бизнеса.

4. Основные методы проведения анализа безубыточности бизнеса.

4.1. Метод уравнения.

4.2. Графический метод.

5. Определение безубыточности бизнеса.

6. Определение изменения безубыточности бизнеса при изменении постоянных затрат.

7. Определение изменения безубыточности бизнеса при изменении переменных затрат.

8. Определение изменения безубыточности бизнеса при изменении цены.

9. Определение объёма продаж для достижения желаемой прибыли.

10. Определение прибыли в релевантном диапазоне продаж.

11. Понятие силы операционного рычага.

12. Принятие решений по повышению или снижению силы операционного рычага.

Рефераты:

1. Роль анализа безубыточности в управленческом учёте.

2. Существующие подходы и методы к определению безубыточности бизнеса.

Задание 1.Определить точку безубыточности, исходя из следующих данных. Фирма выпускает швейные изделия. Переменные затраты составляют 100 д.е. на единицу, постоянные - 40000 д.е. в год. Продажная цена – I80 д.е. за изделие.

Задание 2.Фирма планирует получить в следующем году прибыль 100000 д.е. Переменные затраты составляют 500 д.е. за единицу; постоянные затраты 200000 д.е. в год, продажная цена - 900 д.е. за единицу. Каким должен быть объем производства, чтобы получить заданный объем прибыли.

Задание 3. Изделия продаются по цене25 д.е. за единицу. Переменные затрат фирмы на 1 изделие составляют 17 д.е. Постоянные затраты фирмы 35000 д.е. Определите:

а) количество изделий в точке безубыточности

б) количество изделий, которое должно быть продано для получения прибыли в сумме 30000 д.е.;

в) прибыль предприятия при объеме продаж 45000 изделий.

Задание 4.Предприятие производит один вид продукции. Постоянные расходы предприятия в отчетном месяце - 50000 д.е, переменные – 36 д.е./шт., производственная мощность предприятия составляет 5000 шт. в месяц. Цена единицы продукции 64 д.е

а) На основе анализа точки безубыточности определите величину полных затрат, выручки от реализации, финансовый результат от реализации.

б) Вследствие изменений тарифов оплаты труда постоянные расходы в отчетом месяце повысились и составили 56000 д.е./месяц, а переменные затраты достигли 36 д.е./шт. Цена напродукцию осталась неизменной. Определите критическую величину.

Задание 5.Согласно условиям задания 13 критический объем реализации составил 1786 шт. Однако предприятие получило заказ только на 1500 шт., чего недостаточно для достижения точки нулевой прибыли. Принято решение, что оптимизация прибыли должна осуществляться за счет снижения постоянных расходов (уменьшения арендной платы и амортизации оборудования).

Определите предельно минимальную величину постоянных расходов в этом случае.

Задание 6.Изделия А, Б и В могут обрабатываться на токарных стан­ках различных типов (обычных, полуавтоматах и автоматах), имеющих разные расходы на содержание и работу. Для изделия В в силу специфики его изготовления необходима оснастка к станку-автомату.

Затраты на содержание и работу станков характеризуются следующими данными.

Таблица 6.1 – Затраты на содержание и работу оборудования

Тип станка
автомат полуавтомат обычный
Амортизация, д.е. 1000,00 500,00 50,00
Спецоснастка для изделия В 500,00    
Стоимость обработки, д.е./мин 3,00 1,50 2,00
Энергия, д.е./мин 1,00 0,75 1,25
Расходы на содержание, д.е./мин 2,00 0,50 0,10

Объем производства и время обработки изделий приведены в следующей таблице.

Таблица 6.2 – Объём производства и время обработки изделий

Изделие Количество, ед. Время обработки на станке, мин/ед.
автомат полуавтомат обычный
А Б В 1,0 2,0 0,4 3,0 3,0 1,5 5,0 5,0 6,0

Определите наиболее экономичный вид оборудования для обработки изделий.

Задание 7. Во время реконструкции оборудования (сентябрь и октябрь) следует ожидать недовыпуска 5600 деталей. Что выгоднее:

а) заранее выпустить большее количество деталей, равномерно распределив их выпуск в течение 8 месяцев (затраты по хранению 0,05 д.е. на единицу в месяц). При этом производственные мощности позволяют увеличить ежемесячно объем производства;

б) продолжать выпуск деталей на менее эффективном оборудовании с дополнительными затратами в 0,3 д.е. за единицу?

Практическое занятие 16. Тема: Управленческие решения по ассортиментной политике.

Вопросы:

1. Основные направления анализа ассортимента продукции.

2. Содержание планирования и анализа ассортимента продукции в условиях административной экономики.

3. Роль и значение оптимизации ассортимента в рыночной экономике.

4. Основные подходы к анализу ассортиментной политики.

4.1. Сущность маржинального подхода к анализу ассортиментной политики.

4.2. Сущность статистического подхода к анализу ассортиментной политики.

4.3. Анализ ассортиментной политики на основе видов стоимости.

5. Оптимизация ассортимента на основании маржинального подхода.

6. Порядок принятия решения по производству новой продукции.

7. Использование графика безубыточности для установления цены на новые продукты.

Рефераты:

1. Производственная программа и проблемы её составления.

2. Значение управления ассортиментной программой в деятельности организации.

Задание 1.Предприятие производит продукцию А, Б, В, Г. Экономист планово-экономического отдела предлагает снять изделие Г с производства ввиду его убыточности. Расчеты работника приведены в таблице.

Таблица 6.3 – Расчёт экономиста ПЭО

Показатель Изделие
А Б В Г
Прямые затраты на материалы
Прямые затраты на заработную плату
Прочие прямые расходы
Накладные расходы
Выручка
Прибыль -523505
Рентабельность, % 2,25 21,73 30,33 -29,52

Проведите собственный анализ целесообразности производства продукции Г, используя метод «директ-костинг». Каким образом можно повысить рентабельность изделия Г?

Задание 2. На основании исходных данных необходимо сравнить выгодность производства каждого изделия традиционным и маржинальным методом. На основании полученных данных сделать выводы. Сумма накладных расходов организации за отчётный период составила 55 800 д.е. За базу распределения накладных расходов принять

а) трудовые затраты;

б) материальные затраты.

Показатели Вид продукции
А Б В
Объём продаж, шт.
Выручка от реализации, у.е.
Материальные затраты, у.е.
Трудовые затраты, у.е.
Прочие переменные затраты, у.е.

Задание 3.ОАО «Южный Ветер» производит и реализует продукцию А в количестве 500 единиц по цене 105 д.е. за штуку. Постоянные расходы организации 23000 д.е.

Руководству организации стало известно, что в следующем году цены на материал повысятся на 10%. Маркетинговое исследование рынка показало, что объём реализации продукции А возрастёт на 10% при условии, что цена снизится на 5%.

Руководство организации принимает решение о снятии с производства изделия А, взамен которого планируется выпуск продукции Б., которая будет реализовываться по цене 112 д.е. Проанализируйте целесообразность принятого решения, если известны следующие данные.

Таблица 6.4 – Исходные данные для обоснования управленческого решения

Показатель Вид продукции
А Б
Прямые затраты на материалы (без повышения цен на материал А), д.е. 10 500 6 870
Прямые затраты на оплату труда, д.е. 10 340
Прочие прямые расходы, д.е. 1 580 1 900

Задание 4. Деятельность ОАО «Восторг» характеризуется следующими данными.

Таблица 6.5 – Показатели деятельности ОАО «Восторг»

Показатель Значение
Объём реализации, шт. 120 000
Цена реализации, тыс.руб.
Норма расхода прямых материалов, тыс.руб./ед.
Норма расхода затрат живого труда, тыс.руб./ед.
Постоянные расходы, тыс.руб. 240 000

Руководство организации принимает решение о модернизации производственной линии с целью экономии затрат прямого труда (в связи с сокращением численности операторов). Известно, что на проведение модернизации потребуются дополнительные расходы в размере 12 000 тыс.руб., однако в случае его проведения при прочих равных условиях уменьшится норма расхода затрат прямого труда до уровня 7,5 тыс.руб.

Необходимо обосновать решение о проведении модернизации или о его отклонении.

Практическое занятие 17. Тема: Управленческие решения по ценообразованию и инвестициям.

Вопросы:

1. Разработка ценовой политики как важнейшая задача управленческого учёта.

2. Определение величины допустимых затрат для получения желаемой прибыли.

3. Определение наиболее прибыльного объёма продаж.

4. Соотношение цены с ценностью товара для покупателя.

5. Противоречия финансовых и маркетинговых служб при формировании цены.

6. Сущность затратного (пассивного) подхода к ценообразованию. Его преимущества и недостатки.

7. Сущность ценностного (активного) подхода к ценообразованию.

8. Установление цены безубыточности продукции.

9. Основные показатели, определяющие управленческие решения по капитальным вложениям.

Рефераты:

1. Роль ценовой политики в управлении организацией.

2. Проблемы инвестирования в белорусские организации.

Задание 1. За отчетный месяц «Отчет о прибылях и убытках» ОАО «Ивушка» выглядел следующим образом:

Выручка от реализации (реализовано 600 шт. изделий), ден. ед. 300 000

Переменные затраты, ден. ед. 180 000

Маржинальная прибыль, ден. ед. 120 000

Постоянные затраты, ден. ед. 105 000

Прибыль, ден. ед. 15 000

По мнению отдела маркетинга, увеличение ежемесячных затрат на рекламу на 15 000 ден. ед. позволит увеличить объем реализации на 45 000 ден. ед. Необходимо принять обоснованное решение об увеличении затрат на рекламу.

Задание 2.Сбыт изделия «Экстра» в прошлом году характеризовал­ся следующими данными:

Объем продаж, ед.................................... 230 000

Цена, д.е./ед.................................................... ...5

Расходы по изготовлению и сбыту, д.е.:

заработная плата по изготовлению......... 70 000

материалы............................................... 200 000

переменная часть общих затрат.............. 55 000

упаковка и транспортировка................... 20 000

постоянные расходы............................... 350 000

Оцените меры по улучшению работы предприятия в текущем году:

а) Отдел сбыта считает реальным довести объем продаж до 250 тыс. ед., если цены будут снижены на 10%. Как это скажется на прибыли?

б) Будет ли лучше, если цены повысить на 10% и согласиться на уменьшение количества продаж на 15%?

в) Если пойти на увеличение только материальных затрат на 11, 5%, то на сколько следует увеличить объем продаж, чтобы получить прибыль не меньше, чем в прошлом году (при условии, что объем продаж в натуральном выражении останется на уровне прошлого года); какой в этом случае должна быть цена продажи?

Задание 3.По результатам работы в прошлом году ОАО «Снежинка» имело следующие затраты и результаты.

Расходы:основные материалы – 4 300 тыс д.е. (100 % переменные, т.е. зависящие от объема производства); зарплата за изготовление продукции 1600 тыс.руб. (100% переменные); общепроизводственные расходы – 3 500 тыс. д.е. (из них 60% - постоянные, а 40% -переменные); затраты по управлению и сбыту - 800 тыс. д.е. (80% -постоянные, а 20% - переменные); чистая выручка – 10 350 тыс. д.е., прибыль от реализации продукции - 150 тыс. д.е.

Ввиду повышения оплаты труда в текущем году заработная плата за работу по изготовлению продукции возрастет на 7,5%, а общие производственные затраты - на 4%.

Повышение заработной платы, естественно, скажется и на конечном итоге и, если не принять мер, может привести к убыткам. Изучив ситуацию, предприятие определило три возможных варианта обеспечения прибыльности при одновременном повышении заработной платы:

а) увеличение цены на 5%, но в этом случае объем производства и продаж уменьшатся на 10%;

б) увеличение цены на 2%, при этом объем производства и продаж сохраняется, однако возможность его роста исключается;

в) увеличение объема производства и продаж на 20%. У предприятия есть резерв производственных мощностей для из­готовления дополнительного количества продукции и уверен­ность в ее сбыте при сохранении прежних цен.

Какой вариант решения вы бы порекомендовали данному предприятию? Подтвердите ваше мнение расчетами.

Тесты по теме:

1. Модель управления прибылью при калькулировании полной себестоимости имеет вид:

а) прибыль = цена – себестоимость;

б) прибыль = количество×(цена – себестоимость);

в) прибыль = количество – себестоимость;

г) прибыль = цена – переменные затраты.

2. Модель управления прибылью, учитывающая поведение затрат, имеет вид:

а) прибыль = количество×(цена – себестоимость);

б) прибыль = количество×(цена – переменные затраты);

в) прибыль = (выручка от реализации)×(коэффициент валовой маржи) – (постоянные затраты);

г) прибыль = количество×(цена – постоянные затраты).

3. Валовая маржа определяется:

а) вычитанием из чистой выручки переменных затрат;

б) вычитанием из чистой выручки постоянных затрат;

в) вычитанием из чистой выручки переменных и постоянных затрат;

г) суммированием переменных и постоянных затрат.

4. Анализ безубыточности исследует зависимость между показателями:

а) цена единицы продукта и переменные затраты на единицу продукта;

б) выручка от реализации и себестоимость продукции;

в) цена, себестоимость, выручка и объём продаж;

г) цена единицы продукта, количества продаж, переменные затраты на единицу продукта и постоянные затраты на весь объём продаж.

5. Основные методы проведения анализа безубыточности:

а) графический метод и метод уравнения;

б) графический метод, статистический метод и метод уравнения;

в) метод уравнения и экспертный метод;

г) графический метод, табличный метод и метод цепных подстановок.

6. Как измениться точка безубыточности если увеличиваются постоянные затраты при неизменных переменных затратах:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остаётся неизменной;

г) может увеличиваться либо уменьшаться.

7. Как измениться точка безубыточности если уменьшаются постоянные затраты при неизменных переменных затратах:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остаётся неизменной;

г) может увеличиваться либо уменьшаться.

8. Как измениться точка безубыточности, если увеличивается цена продажи:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остаётся неизменной;

г) может увеличиваться либо уменьшаться.

9. Как измениться точка безубыточности, если уменьшается цена продажи:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остаётся неизменной;

г) может увеличиваться либо уменьшаться.

10. Как измениться точка безубыточности, если переменные затраты на единицу продукции вырастут:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остаётся неизменной;

г) может увеличиваться либо уменьшаться.

11. Как измениться точка безубыточности, если переменные затраты на единицу продукции снизятся:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остаётся неизменной;

г) может увеличиваться либо уменьшаться.

12. Сила операционного рычага показывает:

а) на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%;

б) на сколько процентов изменится выручка при изменении прибыли на 1%;

в) сколько процентов прибыли включает выручка от реализации продукта;

г) на сколько процентов изменятся постоянные затраты при изменении переменных затрат на 1%.

13. Если бизнес имеет большую долю постоянных затрат, то:

а) сила операционного рычага не высока;

б) сила операционного рычага высока;

в) структура затрат не влияет на силу операционного рычага;

г) все ответы не верны.

14. Если бизнес имеет большую долю переменных затрат, то

а) сила операционного рычага не высока;

б) сила операционного рычага высока;

в) структура затрат не влияет на силу операционного рычага;

г) все ответы не верны.

15. В рыночной экономике наибольший интерес вызывают методы оптимизации ассортиментной политики:

а) основанные на статистическом подходе;

б) экспертные;

в) основанные на анализе жизненных циклов товаров;

г) основанные на маржинальном подходе.

16. Если в организации сформирована ценовая политика, то могут ставиться такие вопросы, как:

а) какие цены позволяют добиться желаемого объёма продаж;

б) какую цену готов заплатить покупатель;

в) какие затраты можно позволить себе, чтобы получить желаемую прибыль при существующих рыночных ценах;

г) какую цену необходимо установить ,чтобы окупить затраты.

17. Активное ценообразование предполагает:

а) через управление ценами достижение нужной величины продажи и средних затрат;

б) через управление затратами достижение нужной величины прибыли;

в) достижение желаемых объёмов прибыли путём установления максимальной цены;

г) установление цены, покрывающей затраты.

18. При принятии решений по капитальным вложениям основываются на показателях:

а) рентабельность инвестиций;

б) срок окупаемости инвестиций;

в) чистая дисконтированная стоимость;

г) все ответы верны.

19. Рентабельность инвестиций показывает:

а) размер прибыли, получаемой с каждого рубля продаж;

б) размер прибыли, получаемой за отчётный период;

в) размер прибыли, получаемой с каждого рубля инвестиций;

г) размер инвестиций, приходящийся на каждый рубль выручки.

20. Формирование ценовой политики требует постоянного сотрудничества работников:

а) отдела снабжения, планового отдела, бухгалтерии и финансового отдела;

б) отдела труда и заработной платы, отдела главного механика и отдела снабжения;

в) бухгалтерии, финансового отдела, отдела маркетинга и информационной служб;

г) все ответы не верны.

ЛИТЕРАТУРА

1 Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. пособие / М. А. Вахрушина. – Москва : ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 359 с.

2 Зимакова, Л. А. Сборник задач по бухгалтерскому управленческому учету : учеб. пособие / Л. А. Зимакова. – Москва : КНОРУС, 2005. – 192 с.

3 Ивашкевич, В. Б. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов / В. Б. Ивашкевич. – Москва : Экономистъ, 2006. – 618 с.

4 Ивашкевич, В. Б. Сборник заданий и примеров по управленческому учету : учеб. пособие / В. Б. Ивашкевич. – Москва : Финансы и статистика, 2000. – 80 с.

5 Карпова, Т. Б. Управленческий учет : учебник для вузов / Т. Б. Карпова. – Москва : Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

6 Керимов, В. Э. Управленческий учет : учебник / В. Э. Керимов. – Москва : Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 268 с.

7 Кукукина, И. Г. Управленческий учет : учеб. пособие / И. Г. Кукукина. – Москва : Финансы и статистика, 2004. – 400 с.

8 Ладутько, Е. Н. Управленческий учет в системе контроля себестоимости и прибыли / Е. Н. Ладутько. – Минск : Бел. навука, 2003. – 112 с.

9 Николаева, О. Е. Управленческий учет / О. Е. Николаева, Т. В. Шишкова. – Москва : Елиториал УРСС, 2004. – 320 с.

10 Шеремет, А. Д. Управленческий учет : учеб. пособие / А. Д. Шеремет ; под ред. А. Д. Шеремета. – Москва : ИД ФБК – ПРЕСС, 2000. – 512 с.

Тема 6: Принятие управленческих решений. - student2.ru

Рисунок 4.2


Наши рекомендации