Проблема №3 – демографические процессы

Продолжительность жизни в мире выросла. Благодаря высокому качеству здравоохранения к 2030 г. пожилых людей старше 60 лет будет больше, чем детей моложе 10 лет. Расходы на пенсионное обслуживание становятся для налогоплательщиков все накладнее, поэтому центральные банки ведущих стран стремятся к продолжению денежно-кредитной политики количественного смягчения, которая поддерживает процентные ставки на низком уровне и даёт правительствам возможность дешёвых заимствований.

Великобритания и Франция затронуты старением населения в меньшей степени, тогда как о Германии и Японии этого сказать нельзя. В этих странах доля жителей пенсионного возраста увеличится с 15% в 2000 г. до более 30% к 2050 г., создавая серьёзную нагрузку на госбюджет. Для развивающихся стран эта проблема не столь актуальна. В сегменте стран с развивающимися рынками процесс быстрого старения населения будет отмечаться лишь в странах бывшего коммунистического блока и восточной Азии.

Старение населения в развитых странах существенно затруднит финансирование дефицита бюджета этих государств. Увеличение среднего возраста населения ведёт к снижению общего уровня здоровья, и расходы на профилактические медицинские мероприятия могут вырасти до неподъёмного уровня. Кроме того, процесс ведёт к сокращению доли экономически активного населения, обеспечивающего экономический рост и финансирующего системы государственного здравоохранения и пенсионного обеспечения. В данном контексте благородное стремление президента США Барака Обамы создать всеобщую систему здравоохранения означает, что без радикального сокращения расходов нагрузка на будущие поколения налогоплательщиков будет весьма значительной.

Выводы.

Правильное структурирование инвестиционного портфеля – основа его доходности в долгосрочной перспективе. В прошлом году мы прогнозировали, что 2013 г. будет переломным и ознаменуется окончание тенденции к снижению уровня доходности, установившейся в последние годы, а также восстановлением рынка акций. Наши ожидания подтвердились: за год рынки акций во всем мире продемонстрировали значительный рост. К декабрю индексы S&P 500, FTSE 100 и Euro Stoxx 50 выросли на 28, 14 и 17% соответственно.

Однако тенденция к росту не была устойчивой. На рынках акций развивающихся стран, особенно Китая, наблюдался спад, а восстановление японской экономики, демонстрировавшей хорошую динамику в первой половине года, летом замедлилось, что привело к приостановке роста индекса Nikkei. В то же время доходность по облигациям на фоне первых признаков восстановления мировой экономики едва достигла уровня безубыточности. Чего можно ожидать в дальнейшем?

Мы предполагаем, что влияние на экономическую ситуацию последствий финансового кризиса продолжится. В целом можно отметить, что в связи с невысокими темпами роста мирового ВВП центральные банки будут вынуждены сохранять политику низких процентных ставок. Это по-прежнему будет оказывать негативное влияние как на стоимость безопасных с точки зрения инвестирования активов, так и на доходность рискованных активов. Однако, несмотря на трудности, 2014 г. несёт и перспективные инвестиционные возможности.

2.3 Изменение в банковском законодательстве и тенденции развития банковского сектора.

Проект Положения Банка России «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц-учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) и (или) установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации».

В соответствии с проектом Положения оценка финансового состояния юридических лиц, приобретающих акции банка, возложена на территориальные учреждения Банка России, Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями или Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. В ряде случаев оценка финансового состояния производится самой кредитной организацией.

В частности предусматривается, что Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями осуществляет оценку финансового положения следующих лиц: учредителя создаваемой кредитной организации (независимо от размера принадлежавших ему акций и долей); юридического лица, которое ходатайствует о получении предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение более 10% акций кредитной организации и (или) на установление контроля над ее акционерами (участниками); юридического лица, которое приобретает от 1 до 5% акций кредитной организации (с учетом ранее приобретенных) при увеличении ее уставного капитала (допускается оценка финансового положения этих покупателей самой кредитной организацией); аффилированных с кредитной организацией юридических лиц, приобретающих акции при увеличении ее уставного капитала вне зависимости от величины приобретения; юридического лица, приобретающего акции кредитной организации на сумму свыше 20 млн. руб. при увеличении ее уставного капитала (вне зависимости от величины доли).

Оценка финансового положения покупателя акций не производится, если он покупает менее 1% акций. Независимо от размера приобретаемых акций оценка также не производится в следующих случаях: при увеличении капитала кредитной организации за счет ее имущества; при приобретении акций кредитной организации на открытом рынке (за исключением случаев, когда для такой сделки требуется согласие Банка России); при получение акций в доверительное управление; если доля была ранее приобретена кредитной организацией у участников, а затем распределена между ними по решению общего собрания пропорционально их долям и в некоторых других случаях.

Основным критерием удовлетворительного финансового положения учредителя или покупателя акций является достаточность величины скорректированных чистых активов этих юридических лиц, которая должна быть не меньше стоимости приобретаемых акций.

В проекте Положения содержится перечень документов, которые должны предоставляться для оценки финансового положения юридического лица, в частности это копии годовой бухгалтерской отчетности за три последних завершенных финансовых года, заверенные аудиторами, и промежуточной бухгалтерской отчетности за последний завершенный финансовый период. Для юридических лиц, имеющих рейтинги международных и российских рейтинговых агентств, достаточно будет предоставить выписку из годовой промежуточной отчетности, содержащую формы (пояснение и показатели) для расчета величины скорректированных чистых активов и других финансовых показателей.

Проектом положения установлено, что рейтинг долгосрочной кредитоспособности юридических лиц по обязательствам в иностранной валюте или рублях должен быть присвоен как минимум одним из рейтинговых агентств «большой тройки» и быть не ниже «ВВВ-» Для рейтингов агентств Standart & Poor`s и Fitch Ratings или «ВааЗ» - агентства Moody`s. Относительно списка российских рейтинговых агентств и минимального уровня из рейтингов, учитываемых для расчета финансового положения, в проекте Положения говорится, что эти вопросы решаются советом директоров Банка России.

Юридические лица должны предоставлять копии публикации годовой отчетности в периодическом печатном издании (если в соответствии с законодательством юридическое лицо обязано такую отчетность публиковать). Кроме того, должны быть предоставлены расшифровки дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату по каждому виду задолженности, составляющей не более 5% активов; сведения о финансовых вложениях по состоянию на последние годовую и отчетные даты с указанием видов вложений; для расчета суммы акций, находящихся в перекрёстном владении; для расчета стоимости скорректированных чистых активов на последнюю отчетную дату; о фактах хозяйственной жизни, повлекших разовое уменьшение суммы активов или чистой прибыли более чем на 10%; об отсутствии в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности; об участии юридического лица в судебных процессах, которые могут привести к потере им платежеспособности и финансовой устойчивости, и ряд других документов.

Проект Указания Банка России «О порядке раскрытия кредитными организациями информации о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами»

Проектом документа предусматривается, что кредитная организация раскрывает информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами, заключенным в отчетном периоде, с разбивкой по строкам привлечения депозитов и отдельно по российским рублям, долларам, евро. Эта информация дается на официальном сайте кредитной организации в Интернете по форме, содержащейся в приложении к проекту документа. В случае если у кредитной организации нет сайта, то она раскрывает такую информацию в ленте новостей одного из российских информационных агентств. Информация размещается кредитной организацией ежемесячно не позднее десятого рабочего дня, следующего за отчетным периодом. Предполагается, что Указание вступит в силу с 1 апреля 2014 г.

Проект Положения Банка России «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности (Базель 3)»

В соответствии с проектом документа показатель краткосрочной ликвидности (ПКЛ) рассчитывается на основе структуры активов и обязательств банка с учетом сумм, сроков, типов активов и обязательств. При расчете учитываются и другие факторы, в том числе возможный отток денежных средств в случае наступления кризисных событий, как в деятельности банка, так и на рынке.

ПКЛ рассчитывается как отношение скорректированной величины высоколиквидных активов, которые могут быть получены в течение ближайшего календарного дня и (или) могут быть незамедлительно востребованы банком и (или) переданы им в обеспечение в целях незамедлительного получения им денежных средств, к чистому ожидаемому оттоку денежных средств по операциям банка в течение ближайших 30 календарных дней. При этом чистый ожидаемый отток денежных средств рассчитывается как разница между величиной ожидаемого оттока денежных средств и одной из наименьших денежных величин: ожидаемого притока денежных средств или 75% от ожидаемого оттока денежных средств. ПКЛ рассчитывается на ежедневной основе по операциям во всех национальных валютах.

Проект Положения устанавливает ряд условий для тех активов, которые могут включаться в расчет как высоколиквидные. Такие активы должны находиться под управлением уполномоченного подразделения банка, осуществляющего управление ликвидностью; выделяться в отдельный портфель, сформированный в целях управления ликвидностью; не быть обремененными обязательствами банка; не предназначаться для обслуживания организаций в рамках минимального остатка хранения денежных средств в кассе; ценные бумаги должны находиться в собственности банка. Другие активы также могут включаться в расчет при условии, что их реализация или использование в качестве обеспечения привлечения средств не нарушает стратегии банка или стратегии банка по управлению рисками.

Пункт 2.2 проекта устанавливает ряд требований к ценным бумагам, которые включаются в расчет высоколиквидных активов. В частности. они не должны быть выпущены банками или другими финансовыми организациями (кроме центральных банков, международных финансовых организаций и международных банков развития). Кроме того, ценные бумаги должны обращаться на рынке и иметь рыночную цену, а показатель их обесценения в периоды кризиса (2004 г. и 2007-2008 гг.) не должен превышать величины, установленной проектом для соответствующей категории высоколиквидных активов.

Все высоколиквидные активы в проекте сгруппированы по нескольким уровням (по степени ликвидности) и включаются в расчет их величины с коэффициентами дисконта 0%, 15, 25, 50%.

В гл. 3 проекта Положения указан порядок расчета ожидаемого оттока денежных средств. Этот показатель рассчитывается как произведение величины обязательств банка и соответствующего коэффициента оттока или использование денежных средств по каждой категории обязательств. Для расчета средства физических лиц классифицируются на стабильные и нестабильные. К первым относятся гарантированные государством вклады населения при условии, что имеются признаки, позволяющие оценить возможный отток этих средств как маловероятный (например, если физическое лицо является клиентом банка более 2 лет и в течение этого времени не было существенного снижения его денежных средств). Проектом документа предлагается установить коэффициент оттока для стабильных средств физических лиц на уровне 5%, а нестабильных-10%. Следует отметить, что с учетом реальной ситуации в банковском секторе коэффициенты являются очевидно заниженными.

В расчет ожидаемого оттока денежных средств клиентов, привлечённых без обеспечения, включаются оттоки денежных средств до востребования и со сроком погашения в течение ближайших 30 календарных дней. Для этого категория обязательств применяется коэффициентом оттока 10% при условии, что среднее значение совокупного объема обязательств перед клиентом, рассчитанное за 30 дней, предшествующих дате расчета, не превышает 40 млн руб.; обязательства имеют розничный характер; управление счетом клиента не осуществляется на индивидуальной основе. В противном случае такие денежные средства рассматриваются как депозиты.

Проект Положения вводит понятие-операционные депозиты (средства по клиринговым операциям, а также связанные с управлением денежными средствами клиента), по которым установлен коэффициент оттока 25%. Обычные депозиты юридических лиц включаются в расчет с коэффициентом 40%, а прочие виды обязательств-с коэффициентом 100%. Отдельные коэффициенты оттока денежных средств вводятся по обязательствам банка, обеспеченным его активами. Например, обязательства, обеспеченные наиболее ликвидными активами, включаются в расчет с коэффициентом 0%, а обязательства, обеспеченные менее ликвидными активами, - с более высокими коэффициентами оттока. При расчете показателя оттока денежных средств учитываются также оттоки по условным обязательствам кредитного характера, производным финансовым инструментам (с коэффициентом 100%).

В расчет дополнительно ожидаемых оттоков денежных средств включаются обязательства банка по неиспользованным кредитным линиям и линиям ликвидности, которые могут быть истребованы клиентом в течение ближайших 30 календарных дней с даты расчёта ПКЛ, с соответствующим коэффициентом в зависимости от вида обязательств. В расчет оттока денежных средств не включаются оттоки, связанные с расходами по обеспечению деятельности кредитной организации, изменения величины резервов на возможные потери по ссудам.

В гл. 4 проекта документа приведен порядок расчета ожидаемых притоков денежных средств. Величина этого показателя рассчитывается как сумма ожидаемых притоков по различным категориям операций, для каждой из которых установлен свой весовой коэффициент, например, для операций с финансовыми организациями и с Банком России – 100%, операций с иными юридическими лицами – 50%, поступлений в ближайшие 30 дней по ценным бумагам, не являющимися высоколиквидными, - 100%.

Для оценки состояния ликвидности проектом документа предусматриваются также дополнительные показатели, в частности, оценочная величина денежных средств, которые могут быть привлечены кредитной организацией от Банка России в рамках проведения операций рефинансирования.

Наши рекомендации