Регулирование должно быть усилено

Анализ, тенденции, перспективы.

2.1 "очищение" финансовых рынков от нежизнеспособных банков.

Одним из актуальных вопросов, вызывающих неоднозначную реакцию в обществе, является отзыв лицензий на банковскую деятельность (в том числе у довольно крупных денежно-кредитных институтов) в конце 2013-го-начале 2014 г.

Разумеется, отзыв Банком России лицензий у нежизнеспособных кредитных организаций является фактом признания серьезных нарушений, допущенных собственниками и менеджментом этих банков в процессе управления, которые не принимали своевременных мер по их устранению. Целью регулятора в этом случае является санация финансовых рынков, что, безусловно, следует оценить положительно. Банк России действует строго в рамках законодательства, согласно которому существует вполне определенные основания для применения такой санкции, как отзыв лицензии.

Регулятор назначает в поднадзорный банк временную администрацию не позднее следующего дня после принятия решения об отзыве лицензии. По закону такой банк должен быть ликвидирован. При достаточности средств производится добровольная ликвидация, при недостаточности - процедура банкротства.

На практике регулятор чаще всего прибегает к отзыву лицензии у банков в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка; установленными фактами существенной недостоверности отчетных данных; неспособностью банка удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам. Именно по таким основаниям были лишены лицензий Межпромбанк в ноябре 2010 г. и АМТ Банк в июле 2011-го. Кроме того, имеются прецеденты отзыва лицензий у банков за неоднократное нарушение в течении 1 года Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Самое громкое разбирательство такого рода - история закрытия Содбизнесбанка, приведшая к межбанковскому кризису в мае 2004 г.

Всего за 2009 г. лицензий лишились 44, а за 2010-й около 20 банков. По данным Банка России, в 2011 г. лицензии были отозваны у 18 кредитных организаций, а в 2012 г. – 22. В минувшем году отозвано лицензии более чем у 30 банков, причем последние события произошли в самом конце года. Полный список банков, прекративших деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России с 1991-го по 2013 г., насчитывает 2222 кредитные организации.

Действия Бака России в 2013-м - начале 2014 г. по отзыву лицензий у банков соответствуют его задачам, закрепленным в ст. 3 Федерального закона " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В то же время полагаем, что чрезмерная "расчистка банковского сектора" может иметь негативные последствия для предприятий (малых и средних), экономике регионов, межбанковского рынка, доверия к банковской системе и т.д.

Регулирование должно быть усилено.

Несомненно, одной из важных проблем в этой области остается проблема эффективности регулирования банковской деятельности. Невольно возникает вопрос: почему регулятор не принимал действенных превентивных мер по предотвращению банкротств банков в последнее время? Или эти меры были недостаточно эффективными?

На наш взгляд, эффективность существующей в России системы макро- и микропруденциального регулирования должна быть усилена в части финансового оздоровления и санации банков. К сожалению, пока мало случаев финансового оздоровления коммерческих банков, в том числе осуществляемого по инициативе их собственников.

Возвращаясь к последним отзывам лицензий на банковскую деятельность российским регулятором, заметим, что банки - это не только финансово-кредитные, но и социальные институты. выполняющие важную социально-экономическую функцию в обществе. Поэтому не следует пренебрегать так называемым социально-политическим аспектом принимаемых регулятором мер по отношению к проблемным банкам.

Известно, что назначение временной администрации в отдельных банках еще не означает его банкротства в будущем. Однако практика последних лет привела к формированию устойчивого мнения среди экспертов, что временная администрация – это предвестник банкротства. И статистика свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев это именно так.

Вопрос эффективности превентивных мер, прогнозирования вероятности банкротства банков на ранних стадиях – это вопрос качества работы регулятора, его социально-экономической и социально-политической ответственности перед обществом и государством. Здесь, на наш взгляд, есть немало нерешенных вопросов. И важно, чтобы они не решались в пользу удовлетворения сиюминутных субъективных потребностей, даже таких важных, как формирование деловой репутации мегарегулятора.

Полагаем, что регулятор должен учитывать риски последствий отзыва лицензий на банковскую деятельность не только с экономической точки зрения, но и с социальной, политической, психологической и т.д. Необходимо учитывать уровень доверия населения и предпринимателей к банковской системе, а также принимать во внимание пробелы в законодательстве для раннего обнаружения проблем в деятельности поднадзорных финансово-кредитных институтов.

Выводы.

Политика мегарегулятора, с одной стороны, является объективным процессом, направленным на "очищение" финансовых рынков от нежизнеспособных банков. Действительно, кредитные организации, неоднократно нарушавшие требования законодательства и не принимающие адекватных мер по их устранению, ведут высоко рискованную политику, которая требует от надзорного органа соответствующих мер реагирования. И здесь действия регулятора по отзыву лицензий у нежизнеспособных банков соответствуют его задачам. Однако, когда число банкротств, их масса становится критической, то появляется синергетический эффект, конструкция банковского сектора становится хрупкой, уязвимой, что в наиболее сложных случаях дает основания экономистам трактовать ее как финансово-банковский кризис. Решение проблем очищения банковского сектора от нежизнеспособных банков должно осуществляться комплексно, включая исчерпывающий перечень превентивных механизмов, формирования эффективной системы рискориентированного надзора, что позволит сохранять доверие к денежно-кредитным институтам.

2.2 "2014 год: инвестиционные перспективы". Инвестиционный прогноз британского банка Coutts.

Наши рекомендации