Эффективность инвестиционного проекта. 1 страница
Сущность и основные принципы планирования деятельности предприятий РГБ.
Планирование—процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.
Любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований. Экон. планирование на п/п — это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.
Результат планирования — оформленный и утвержденный руководством предприятия план.
План — это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экон. целей развития и форм хоз. деят-ти; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качеств. и колич. результатов.
Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). 4 основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств
Принцип единства предопределяет системность планирования, что означает существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений предприятия и планов.
Принцип непрерывности планирования основывается на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления. (т.е. последовательная разработка новых планов по окончанию действия предыдущих планов).
Принцип гибкости планирования связан с возможностью внесения изменений.
Точность планирования связана как с определением общего и локальных периодов разработки плана предприятия, так и с требованиями к детализации планов и качеству исполнителей — разработчиков плана.
Принцип участия означает, что каждый работник предприятия в определенной мере становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции.
1. Непрерывность; 2. Системность планирования – т.е. предприятие представляется в виде системы элементов, в которой создают целостность; 3. Оптимальность – выбор наиболее эффективных вариантов решения.; 4. гибкость – по мере изменения деятельности, планы уточняются; 5. принципы планирования – научность планов – т.е. использование при планировании современных технологий информационной базы при обосновании плановых расчетов.
2. Расчет общей потребности в материально-технических ресурсах по номенклатуре: порядок и методы.
Планирование как подсистема управления деятельности предприятия РГБ.
Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором. А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль за ходом работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п.
Рыночное планирование как целенаправленная внутрихозяйственная деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экон., соц., организац., инвестиц., управл-х и др. проблем как единую целостную систему. Поэтому планирование на п/п служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организац. и управленческих решений.
План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для утверждения предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это экон. метод управления, выступающий как основное ср-во использования экон. законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие п/п в перспективе.
При этом управление предприятием можно рассматривать как систему организационно-управленческих функций, среди которых планирование занимает центральное место.
Каждая функция управления непосредственно тесно связана с процессом планирования, да и само управление по своей сути планируется и организовывается.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации, которые определяются именно в рамках функций (прогнозирования-планирования).
Функция управления «планирование» предусматривает обоснование целей и задач управления, разработку плана и программы будущих действий по его реализации, а также: прогнозирование — научное предвидение событий, предположение, вероятную гипотезу, оценку перспектив; разработку графика — временной последовательности работ по достижению целей и реализации программ; составление бюджета — обоснование объема затрат и распределение ресурсов по цехам, участкам и видам работ; определение политики предприятия — выработку общих правил действий, внутренних положений и руководящих документов, принципиальных подходов и решений, т.е. экономической стратегии предприятия; установление деловых процедур, обеспечивающих наиболее эффективные методы и приемы выполнения всего комплекса работ.
Разделы и показатели плана издержек в гостиничных комплексах.
Затраты живого и овеществленного труда выраженные в денежной форме, необходимые предприятию для выполнения его функций в процессе общественного разделения труда, называются издержками. Издержки могут рассматриваться как экономическая категория и как экономический показатель. Как экон. категория, издержки - это экон. отношения, связанные с формированием затрат или расходов предприятия в процессе выполнения его функции.
В соотв. с положением по бух. учету расходами организации признается уменьшение экон. выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников капитала).
В том же положении расходы организации в зависимости от его характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на: 1. расходы по обычным видам деятельности, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров(выполнение работ, оказанием услуг, коммерч. и управленч. расходы); 2. операционные расходы, включающие расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование матер. и нематер. активов организации, расходы связанные с участием в уставных капиталах др. п/п; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием осн. ср-в и пр. активов, отличных от денежных средств; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями и ряд других расходов; 3. внереализационные расходы, включающие штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы; суммы уценки активов и пр. внереализац. расходы.
Издержки, как экон. показатель - это совокупность денежных ср-в п/п, вложенных в хоз. операции п/п РГБиТ. В таком определении издержки выступают как широкое понятие, включающее все расходы п/п произведенные за опред. отрезок времени, но не связанные с производством конкретного вида продукции, товаров или услуг, их реализацией и организацией потребления, иными словами только часть расходов предприятия, произведенных за определенный отрезок времени, может быть отнесена на себестоимость конкретно произведенной продукции, товаров и услуг за тот или иной период времени. Исходя из этого издержки и себестоимость, могут рассматриваться как близкие понятия, но количественно не равнозначные. Однако это не исключает совпадения их в определенные отрезки времени.
Издержки исчисляются в абсолютном и относительном выражении. Абсолютный показатель - это сумма издержек в рублях, а относительный показатель - это уровень издержек. Он может рассчитываться как отношение суммы издержек к товарообороту (обороту) или другой базе (показателю) выраженное в процентах. Издержки представляют собой сложное, многогранное понятие, изучение которого требует их классификации. Задача классификации издержек состоит в том, чтобы выделить однородные по своему содержанию и образованию виды расходов, удовлетворяющие требованиям анализа, планирования и поиска резервов снижения расходов.
В зависимости от изменения объема товарооборота все статьи издержек производства и обращения предприятий общественного питания делятся на условно-переменные и условно-постоянные затраты (или переменные и постоянные издержки).
План по издержкам производства разрабатывается для определения экон. показателей работы п/п. Производств. издержки подразделяют на следующие виды: а) постоянные (затраты производства, величина которых остается постоянной при изменении объема производства продукции (арендная плата, рентные платежи, страховые взносы, заработная плата административно-управленческих работников, амортизационные отчисления на здания, сооружения, специальное оборудование и специальную технологическую оснастку).Величина постоянных издержек не зависит от объема производства и является обязательной для оплаты в плановом периоде) и переменные (затраты производства, величина которых зависит от изменения объема производства продукции (затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату производственных рабочих ).Величина переем. затрат не всегда возрастает прямо пропорционально. Чаще всего с увеличением объема производства прирост переем. затрат не является постоянной величиной, что обусловлено действием закона «убывающей отдачи», в соотв. с которым сумма переменных издержек увеличивается нарастающими темпами.) — по степени зависимости их величины от объема производства; б) валовые (общие) и средние (удельные) — согласно принятой единицы измерения.
Различия между постоянными и переменными издержками должны учитываться при планировании производственной деятельности предприятия. В процессе краткосрочного периода планирования изменяющимися производственными издержками можно управлять. Величина постоянных издержек не зависит от объема производства, но является обязательной для оплаты даже в случае остановки производства.
Валовые издержки Ивал представляют собой общие затраты на производство и реализацию продукции, определяемые суммой постоянных и переменных издержек. Средние (удельные) издержки Иср — это производственные затраты на единицу продукции. При планировании средние издержки позволяют оценить соотношение затрат на производство и реализацию продукции с рыночными ценами. Для анализа затрат рассчитывают следующие виды средних издержек: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки Ипред позволяют определить величину дополнит. затрат на производство (выпуск) еще одной единицы продукции. Их рассчитывают (р./шт.) как отношение прироста валовых издержек ΔИвал (р.) к приросту выпуска продукции Апрод (шт.):
Предельные издержки позволяют определить плановые затраты, которые придется понести п/п в случае производства дополнит. единиц продукции, а также затраты, которые могут быть снижены при сокращении объема производства этого вида продукции.
План по издержкам производства предусматривает планирование: а)снижения издержек производства за счет влияния технико-экономических факторов; б)себестоимости валовой, товарной и реализуемой продукции; себестоимости отдельных видов продукции.
Планирование снижения издержек производства осуществляется на основе изучения и анализа технико-экономических факторов, влияющих на изменение затрат на производство. Таковыми могут быть:
а) внутренние факторы, зависящие от предприятия, например намеченные к внедрению мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства, изменения в производственной программе предприятия; б) внешние, не зависящие от предприятия, например изменение цен на материалы, изменение природных условий и т.д.
Факторы, влияющие на изменение издержек производства, классифицируют по следующим группам: изменение объема производства и структуры производственной программы; повышение технического уровня производства; совершенствование организации производства и труда; повышение качества продукции; изменение природных условий; народно-хозяйственные и отраслевые факторы.
Изменение издержек производствав плановом году по сравнению с текущим определяют по алгоритму, приведенному ниже.
1. Рассчитывают затраты на производство (себестоимость) товарной продукции в планируемом году по условиям базового (текущего) года, р.: где - плановый объем товарной продукции в действующих ценах текущего года, р.; - затраты на 1 р. товарной продукции в текущем году, р.;
здесь - себестоимость товарной продукции в текущем году, р.; - объем товарной продукции текущего года в действующих ценах, р.
2. Определяют степень влияния каждой группы факторов на затраты (себестоимость) по производству товарной продукции в планируемом году, рассчитанные по условиям текущего года, и возможное снижение (или повышение) себестоимости товарной продукции.
3. Вычисляют себестоимость товарной продукции в плановом году (р.) как разность (или сумму) между себестоимостью планируемого объема товарной продукции по условиям текущего года (р.) и планируемым снижением (или повышением) затрат:
где -изменение затрат на производство товарной продукции за счет влияния различных факторов, р.
Себестоимость реализуемой продукции в плановом году определяют по следующей формуле, р.:
где -себестоимость готовой продукции соответственно на конец и начало планового года, отгруженной и отправленной, но не оплаченной потребителем, р.; -себестоимость готовой продукции на складе предприятия на конец и начало планового года соответственно, р.
Этапы, методы и последовательность планирования деятельности предприятий
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: балансовый метод; метод экономического анализа; нормативный метод; метод экономико-математического моделирования, в том числе сетевое планирование; метод технико-экономического обоснования; деловое планирование (бизнес-планирование).
Балансовый метод является господствующим в планировании и представляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью добиться их равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить о наличных производственных мощностях, их динамике и использовании; об обеспеченности ресурсами и т. д. Данный метод позволяет получить четкое представление об использовании фонда времени работы оборудования, а также о фонде рабочего времени персонала и его структуры и др. Метод экономического анализа заключается в применении сопоставлений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степени и динамики влияния внеш. и внутр. факторов на результаты производства, в разложении процессов на составные части и определении ведущих звеньев и на этой основе — «узких мест» и ключевых проблем развития и др. При реализации системного подхода экономический анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем планирования. Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материальных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, амортизационных отчислений и т. п.) и нормативов (влияния на окружающую среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических расчетах. Метод экономико-математического моделирования представляет собой совокупность экономико-математических приемов и методов, используемых в планировании: методов линейного, динамического, нелинейного и стохастического программирования; моделей сетевого планирования, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов и др.Метод технико-экономического обоснования применяется для разработки обоснования мероприятий, включаемых в планы, и показателей плана. Деловое планирование (составление бизнес-плана) применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.
В процессе планирования ни один из методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.
Процесс планирования включает 3 этапа: 1) описание желаемого состояния фирмы; 2) анализ текущего состояния фирмы; 3) разработка стратегии. На практике разделение по времени всех трех этапов весьма условно, как условна и их последовательность (в частности, знание текущего состояния является необходимым условием при формулировке целей).
Первый этап: описание желаемого состояния—того состояния, в которое необходимо привести предприятие через некоторое время. Основой для определения желаемого состояния являются притязания собственников. Описание производится с помощью определения желаемых состояний основных характеристик (показателей) предприятия и его среды: прибыли, доли рынка, количества сотрудников, производительности труда, рентабельности, перечня перспективных бизнесов и других количественных и качественных характеристик. Принципиально важно, что описание желаемого состояния ведется в отрыве от анализа текущего. Причина такого игнорирования заключается в том, что при использовании характеристик текущего состояния для описания будущего неизбежно возникнет один из вариантов оперативного планирования. Однако заявляемые цели должны проходить проверку на устойчивость и достижимость в прогнозных сценариях развития.
Разработка стратегии развития предприятия только силами собственных менеджеров таит опасность получения заявленной цели в виде комбинации интересов руководителей функциональных подразделений на основе имеющихся ресурсов и сложившихся взаимоотношений между конкретными персоналиями. Более эффективным способом разработки стратег. целей предприятия является привлечение сторонних специалистов, способных воспринимать предприятие как целостную систему. При этом менеджеры предприятия активно участвуют в процессе планирования в качестве экспертов.
Второй этап — анализ текущего состояния предприятия, часто называемый стратегическим анализом. Основной задачей стратегического анализа в рамках планирования является определение рассогласования компетенций предприятия с реальными рыночными возможностями и опасностями. Объектами анализа являются оценка и прогноз рынков всех видов бизнеса фирмы, уровень конкуренции, поведение конкурентов, состояние ресурсов фирмы. Мониторинг маркетинговой среды предприятия должен быть непрерывным, систематическим процессом. В его задачи входит контроль состояния предприятия и его внешней среды по важнейшим показателям, изменение которых сигнализирует о необходимости коррекции стратегического курса или инициации полного цикла стратегического планирования, которое, в свою очередь, призвано определить стратегические цели и способы их достижения в рамках нового горизонта планирования.
Третий этап— разработка стратегии и плана перехода из текущего состояния в желаемое. Изменения при этом могут быть самыми радикальными, вплоть до смены области деятельности. Стратегию можно рассматривать как связующее звено между целями предприятия и линией поведения, выбранной для их достижения. Установление цели и выбор правильной стратегии должны подкрепляться грамотной работой по ее реализации.
Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий РГБ.
Конкурентоспособность каждого отдельно взятого продукта или услуги определяется как их относительное преимущество по сравнению с аналогичными при выборе, осуществляемом потенциальным клиентом.
Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов - сложная работа. Во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов. Во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы по оценке конкурентоспособности различных объектов. В-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентированы на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.
Конкурентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности продуктов с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации.
Для оценки конкурентоспособности предприятия, в т.ч. гостиничного, необходимо проанализировать основных конкурентов и построить его конкурентный профиль. Для проведения сравнительного анализа деятельности гостиницы необходимо выбрать колич. и качеств. показатели, характеризующие это гостиничное предприятие. А затем построить таблицу "Сравнительная характеристика конкурентов".
Конкурентная сила поставщиков объясняется большой зависимостью организации отрасли от предприятий отраслей-поставщиков (торговли, общепита, строительства и т. п.). Конкурентная сила покупателей заключается в том, что они определяют спрос. Все эти конкурентные силы оказывают давление и определяют возможность дальнейшего развития.
В реальных условиях учесть всех конкурентов сложно, т.к. представлено большое количество разнообразных конкурирующих организаций, исследовать каждую из которых не представляется возможным. Поэтому применяют методику, получившую название картирование стратегических групп.
Существенным является вхождение в конкурентную среду. Сложно наблюдать за всеми реальными и потенциальными конкурентами, поэтому полезно выделять стратегические группы. Стратегическая группа состоит из организаций со сходными конкурентными стратегиями и занимаемыми на рынке позициями. Для этого: 1.выделяют две группы самых важных параметров (напр., цена—качество и масштаб деятельности, цена и ширина ассортиментной линии и т. д.) и наносят их значения по двум осям; 2.организации, оказавшиеся на полях, близких друг к другу, составляют одну стратегическую группу, наибольшая конкуренция среди организаций одной группы, межгрупповая конкуренция тем сильнее, чем ближе группы друг к другу.
Для практического применения концепции стратегических групп удобно использовать табличный метод. Предварительно следует определить несколько критериев, являющихся основными характеристиками фирмы. Для гостиничных организаций к таким критериям можно отнести цену номера, уровень размещения, расположение, наличие дополнительных услуг, качество обслуживания, имидж. Все эти критерии, за исключением цены, можно объединить под общим названием "качество".
Недостаточно определить своих конкурентов и позицию фирмы на рынке. Необходимо прогнозировать дальнейшую динамику конкурентной борьбы. Это делается на основе оценки внутр. потенциала организации в сравнении с аналогичными показателями конкурентов. Наиболее известным приемом для оценки конкурентоспособности организации является SWOT-анализ. В его основу положено определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, что позволяет оценить конкурентный потенциал фирмы и круг стратегических вопросов, которые ей придется решать в дальнейшем. Название SWOT-анализа составлено из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы. Имеются в виду внутр. параметры предприятия, которые можно отнести к его сильным и слабым сторонам, и внешние возможности и угрозы. Использование этого инструмента дает возможность получить обзорную оценку стратегического состояния предприятия. Его идея заключается в том, что успешная стратегия должна строиться на принципе увязки внутренних возможностей предприятия и внешней обстановки, представленной в виде возможностей и угроз.
К сильным сторонам гостиничной организации можно отнести: наличие необходимых финансовых возможностей; высокое качество; налаженную систему сбыта продукта; централизованные источники инвестиций; надежный профессиональный менеджмент; эффективный маркетинг; сформированный положительный имидж. Слабыми сторонами могут быть: устаревшая материальная база и отсутствие инвестиций для ее обновления; неудачное расположение; слабые каналы сбыта; недостаточно обученные кадры и невысокая культура обслуживания; невысокий уровень прибыли; неэффективное управление; неблагоприятный имидж. К возможностям фирмы можно отнести: выходы на новые рынки или сегменты; обслуживание дополнительных групп потребителей; мероприятия по повышению уровня профессионализма персонала; эффективную рекламу. Угрозами следует считать: усиление позиций конкурентов; неблагоприятные изменения законодательной и регулирующей базы; спад в экономике, политические кризисы.
Дальнейшие действия должны состоять в сжатии объема информации, выделении наиболее существенных факторов и формулировке основных проблем фирмы. При этом важно не только проводить анализ по имеющимся данным, но и прогнозировать развитие ситуации. Схема проведения SWOT-анализа представлена на рис.
Внутри фирмы | Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
Внешняя среда | Возможности (O) | Угрозы (Т) |
Этапы проведения анализа: 1.Изучение сильных сторон.2. Изучение слабых сторон. 3. Изучение факторов макросреды фирмы. 4. Изучение стратегических и тактических возможностей. 5. Согласование сил с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.
Сравнительная оценка конкурентоспособности п/п дает возможность сравнить силу предприятия и его ближайших конкурентов. Последовательность анализа следующая: определяют 5-10 наиболее важных для данной отрасли качеств конкурентного преимущества (ККП); для каждого фактора определяется его вес исходя из значимости, а сумма всех весов по выведенным ККП = 1; позиция каждого конкурента по отдельному ККП оценивается экспертным путем; определяется общая оценка конкурентоспособности путем суммирования взвешенных рейтинговых оценок для каждого конкурента; в заключение строится конкурентный профиль.